Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:23, реферат
Понятием «человек» обозначается высшая ступень живых организмов на Земле. Человек является предметом изучения различных областей научного знания: медицины, психологии, анатомии, социологии, истории, политологии и т.д., которые изучают частные проявления сущности человека. Философия стремиться к пониманию человеческой сущности в целостности, в единстве всех сторон его бытия. И при этом нет более сложного предмета для философии, поскольку человек – это загадка для самого человека. Особенно, когда касается таких проблем, как:
отличие человека от других живых организмов,
1.Сущность понятия «человек» в философии
2.Образы человека в духовном опыте человечества
План
1.Сущность понятия «человек» в философии
2.Образы человека в духовном опыте человечества
1.Сущность понятия «человек» в философии
Понятием «человек»
отличие человека от других живых организмов,
происхождение человека,
соотношение в человеке биологического и социального.
Эти вопросы мы и будем рассматривать далее. Начнем с выявления сущности человека и, вслед за философами, постараемся определить, «кто он – человек?»
Еще древние греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя, так как разгадка бытия для человека скрыта в самом человеке. «Познай самого себя» – вот главное кредо софистов и Сократа.
В познании человека, по словам Николай Александрович Бердяева (1874-1948гг.), четко выявляется следующее: «человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира». Эти слова ни у кого из нас не вызывают сомнений.
Есть и другая сторона вопроса.
Философия – это сфера знания,
которая сама по себе облачена в
определенные человеческие ценности.
Ведь философию интересует мир человеческий,
все философские вопросы «
Что я могу знать? (отвечая на этот вопрос, человек породил философское знание). На что я могу надеяться? (отвечая на этот вопрос, человек пришел к религии, вере). Что я должен делать? (отвечая на этот вопрос, человек создал культуру — материальную и духовную)
Как мы уже сказали, человек –
наиболее сложный объект для философского
исследования. Философское понимание
человека предполагает его изучение
в целостности, выявление его
сущность. То есть, она исследует
«человека вообще», независимо от исторического
этапа и условий общественной
жизни, его национальной или расовой
принадлежности и т.д. Но в повседневной
жизни нам кажется, что человек
не заключает в себе тайны, что
все достаточно просто, и мы сразу
же и безошибочно отличим человека
среди всех живых организмов. Человека
мы без труда узнаем даже в предельно
изуродованном теле. Но для философии
этого не достаточно. Философия стремиться
к логически оформленным
Определений фундаментальной философской
категории «человек» очень
Так, на ХV111 Всемирном философском конгрессе (лето 1988г. г.Брайтон) один из его участников сделал доклад на тему: «Эксцентричные взгляды на то, что такое человек», в котором выстроил целую череду разноречивых определений, начиная с «разумного животного Аристотеля», и заканчивая высказыванием одного из современных ученых, что «человек – это существо, которое обладает орудиями уничтожения человека…». Есть определения комичные («человек—это двуногий петух, только без перьев» -Платон), и пессимистичные («человек—это халтура природы» - А. Шопенгауэр).
Так чем же объяснить эту сложность определения человека? Она вполне объяснима.
Во-первых, категорию «человек» не возможно однозначно подвести под более широкое родовое понятие, как все другие понятия (например, природа, общество и т.д.). Человек – это, одновременно, и микрокосмос, и микро-общество, и микро-природа. Поэтому здесь более уместны слова Макса Шелера (1874-1928гг.) – нем. философа-идеалиста, одного из основоположников философской антропологии, как самостоятельной науки: «Человек - это в известном смысле – Все».
Во-вторых, человек соединяет в себе множество противоположных начал (биологическое - социальное, душа - тело, природное - культурное), которые не позволяют односторонне и категорично определить человека.
В-третьих, к проблеме человека можно подходить с разных сторон, выбирая тот или иной метод исследования, ту или иную точку отсчета.
А теперь постараемся выделить сущностные характеристики человека.
Несомненно, человек – существо разумное (гомо сапиенс). Но безумный человек не перестает быть человеком и за пределы человеческого вида не выходит.
Совесть? Это качество, действительно присущее только человеку. Но ведь бессовестных людей предостаточно.
Речь? Но отсутствие способности к речевому общению не лишает никого права быть человеком.
Религия? Действительно, только человек способен осознавать божественное. Но ведь атеистов тоже среди нас немало.
Эти критерии искал и Р. Декарт, но пришел к выводу, что человек только с божьей помощью отличает человека от «нелюдей». И. Кант также признает, что человек – это тайна бога, которую он не раскрыл человеку, поскольку человек все равно этого не понял бы.
Таким образом, человек для философии остается тайной. И первая из этих тайн – невозможность выделить его сущностную характеристику и дать ему исчерпывающее определение.
2.Образы человека в духовном опыте человечества
философия человек
А теперь перейдем к рассмотрению проблемы «образа человека» в истории философской мысли». Переходя к ее рассмотрению, прежде всего, обратите внимание на то, что человек – не только объект рассмотрения, но и субъект, то есть исследуют его (человека) и исследует он же (человек) самого себя.
Проблема человека в философии и культуре сформировалась далеко не сразу. Так, в философии античности и Древнего Востока человек понимался как фрагмент природы, как часть космоса, с присущими, как и всему космосу, свойствами, а его жизненный путь определен законами судьбы.
Образ античного человека может
быть обозначен известной формулой:
«В здоровом теле здоровый дух». Оба
начала – биологическое и духовное
находятся в неразрывном
Следует указать и следующие факты. Как известно, в период своего становления в эпоху античности философия была направлена на изучение внешнего объективного мира. Но по мере накопления философских знаний и изменений в общественной жизни, происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению самого человека. Родоначальниками этой тенденции были софисты и Сократ. Так, софист Горгий из Сицилии (480-380гг. до н.э.) доказывал, что человек только в себе самом может найти истину. Эта идея была четко сформулирована и другим известным софистом Протагором из Абдер (490-420гг.до н.э.): «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, можно констатировать, что именно со времен софистов и Сократа (который в начальный период своего творчества был их учеником, а затем стал их противником) проблема человека становится одной из важнейших проблем философии.
В христианской философии образ человека теоцентричен. Человек воспринимает себя «червем земным», «сосудом греха и печали», «ареной низменных страстей и желаний», «рабом божьим», он беспомощен и земная жизнь дана человеку только для подготовки к миру загробному. Поэтому он должен заботиться не о теле, а о душе. Мы видим внутреннее раздвоение, где заостряется внимание на противоречивой связи в человеке животного и божественного начал.
Так, «учитель христианского мира» Аврелий Августин (354-430гг.) представлял «душу» как независимую от «тела» субстанцию. Ее то он и отождествлял с понятием «человек». А другой идеолог христианства Фома Аквинский (1225-1274гг.) рассматривал человека как существо промежуточное между животным и ангелом.
Но, тем не менее, именно в этот период был сделан значительный шаг вперед в осмыслении духовного мира человека, поскольку впервые была открыта душа человека, которая переживает, молится, исповедуется, делает самоанализ.
Деятели эпохи Возрождения воспевали гармонию души и тела. Человек, как венец природы, возвышенно предстает в творчестве поэтов, скульпторов, художников и ученых этого времени.
В этот период была сломлена диктатура церкви, что явилось важнейшим условием расцвета культуры. Поэт Петрарка Франческа (1304-1374гг.) в своей знаменитой «Книге Песен» в центр внимания ставит ценность жизни человека в ее земном существовании. Огромное влияние на развитие идей гуманизма оказали итальянские живописцы, скульпторы, архитекторы. Так, Леонардо да Винчи свои произведения живописи, скульптуры, архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящает величию человеку. Вечными шедеврами творчества остаются «Джоконда», «Тайная вечеря». Физическую и духовную красоту человека и его безграничные творческие возможности утверждал в своих полотнах «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане.
Антропоцентричная философия эпохи гуманизма также поставила человека в центр внимания. Она всячески обосновывала ценность человека и его земной жизни.
В эпоху Нового времени отношение
к человеку меняется кардинально. Человек
– это машина, которая, будучи приведена
в движение, должна совершить то,
что соответствует ему, согласно
законам природы. Так, Поль Анри Гольбах
(1723-1789гг.) говорил: «все несчастья человека
происходят от незнания законов природы.
А все, что происходит в природе,
происходит за счет сил инерции, движения
и отталкивания». Человек, подчиняясь
этим механическим законам, или стремиться
к чему-либо, или приобретает косность,
или поддается любовному
А поскольку механизированное тело подчиняется всеобщим (единым для материального мира) естественным законам, то многообразие способностей и действий человека обусловлено его разумом. Но, несмотря на такие «особые полномочия разума», человек этого времени все же представлен как пассивное начало, являющееся производным от внешних обстоятельств. То есть, человек – существо биологическое.
Творческий статус человека впервые был обоснован немецкой классической философией, а также романтизмом Х1Хв. Исходя из дуалистического понимания человека (как существа, принадлежащего двум различным мирам - природной необходимости и нравственной свободы), И. Кант разграничивает науку о человеке (антропологию) в «физиологическом» и духовном отношениях:
- первая изучает то, что делает природа из человека,
- вторая – то, что человек делает из себя сам, и, как свободно действующее существо, преобразует саму природу. В первой половине ХХв. проблема человека стала центральной для ряда философских и религиозных течений. Это внимание ознаменовалось появлением в 20-е годы ХХв. как мы уже говорили, новой науки антропологии (учение о сущности и природе человека).
Хотя термин «философская антропология» ввел И. Кант, как раздел философии, но наибольший вклад в ее формирование и развитие внесли Макс Шелер (1874-1828гг.), Хельмут Плеснер (1892-1985гг.) и Арнольд Гелен (1904-1976гг.).
Задачу создания основополагающей
науки о человеке М. Шелер обосновал
в своей работе «Положение человека
в космосе». Он считает, что жизнь
человека содержит в себе такие формы
отношения с миром, как чувственный
порыв, инстинкты, и в этом смысле
человек ничем не отличается от животного.
Но есть между человеком и животным
существенное отличие, которое заключается
в наличии у человека духа, памяти
и интеллекта и делает вывод: человек
есть «духовное существо». «Человека
отличает его «открытость миру».
Животные ограничены средой обитания,
дух же преодолевает ограничения
среды и «выходит в открытый мир».
Таким образом, в философии этого
периода мы видим гипертрофированное
духовное начало в человеке. Был
также сделан вывод, что «труд
– не просто отличительный признак
человека, а труд создал человека» («Трудовая
теория» происхождения
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Кафедра Психологии
Реферат
на тему:«Образы человека в философии»
Выполнил: ст. группы ПС-11-2
Лазарев Александр
Принял: Ушакова К.В.
Караганда
2012г.
Список использованной литературы: