Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:40, контрольная работа
Цель работы заключается в выявлении проблем свободы и ответственности личности.
Задачи работы:
- выявить основные особенности понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность;
- рассмотреть проблему соотношения в человеке социального и биологического;
- обосновать многовариантность структуры личности и выявить закономерности формирования личности;
- описать проблему свободы и ответственности личности;
Рассмотрим кратко два радикально отличающихся подхода к пониманию свободы, которые получили название волюнтаризм и фатализм. В аспекте рассматриваемой проблемы волюнтаризм - это доминирование воли человека над другими проявлениями духовной жизни, включая и мышление. То есть волюнтаризм проявляется как попытка произвольно решать возникающие проблемы человека, общества, не считаясь с объективными законами природы, общества, условиями бытия. Корни волюнтаризма содержатся в христианской догматике, учениях И. Канта, И.Г. Фихте, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Так, предпосылкой новейшего волюнтаризма явилось учение Канта о преобладающем значении практического разума. Кант утверждает, что хотя существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практический разум требует постулировать свободу воли, в противном случае нравственный закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я» - абсолютный творческий принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте является разумной по своей природе, источником осуществления нравственного начала. В противоположность этому Шопенгауэр дает иррациональную трактовку воли, как слепого, неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира, что и характеризует его как философского пессимиста.
Фатализм изначально исходит из предопределенности всего хода жизни человека и его поступков, а также событий в мире, объясняя это либо судьбой, либо волей Бога, либо детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущим (Лаплас, Спиноза). Фатализм - это учение о предопределенном порядке вещей, о подчиненности человека всесильной судьбе, о предзаданности общественной истории, о предустановленной гармонии мира, другими словами, учение, говорящее о призрачности, иллюзорности свободы человека, исключающей его свободный выбор и случайность. Можно выделить три основных типа фатализма: мифологический, теологический и рационалистический. Мифологический, а позднее бытовой, фатализм понимает предопределение как иррациональную, темную судьбу. Он был распространен на заре человеческой культуры и связан с оккультными доктринами типа астрологии. Согласно теологическому фатализму, Бог еще до рождения предопределил одних людей «к спасению», а других - «к погибели». Такие представления получили особенно последовательное выражение в исламе, в кальвинизме и янсенизме. Рационалистический фатализм характерен для Демокрита, Спинозы, Гоббса и представителей механистического детерминизма. Например, учение Лапласа о неограниченной возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания о действии сил природы в настоящий момент. Представляет интерес и вариант фатализма, который развивает Б. Спиноза. Понимая человека, людей как часть Природы, подчиненной ее закономерностям, он считал, что человек должен смиренно переносить все, что выпадает на его долю, т. к. не в силах ее изменить. «Не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать». По Спинозе, человек тем более свободен, чем более он руководствуется разумом, познающим необходимость природы.
Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу.
Но вместе с этим он отличается от любого
животного. Отличия человека от животного
характеризуют его природу; она, будучи
биологической, не заключается в одной
лишь природной жизнедеятельности человека.
Человек - не только природное, но и общественное
существо, живущее в особом мире - в обществе,
которое социализирует человека. Он рождается
с набором биологических черт, присущих
ему как некоторому биологическому виду.
Человеком же разумным становится под
действием общества.
Все его природные задатки и чувства, включая
слух, зрение, обоняние становятся общественно
и культурно ориентированными. Он оценивает
мир по законам красоты, развитой в данной
общественной системе, действует по законам
нравственности, которые сложились в данном
обществе. В нем развиваются новые, не
только природные, но и социальные духовно-практические
чувства. Это прежде всего чувства социальности,
коллективности, нравственности, гражданственности,
духовности, ответственности. Все вместе
эти качества, как прирожденные, так и
приобретенные, характеризуют биологическую
и социальную природу человека.
1. Философия.
Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П.
Ратникова. М.: ЮНИТИ, 1998.
2. Социальная философия. Барулин В.С. М.,
2002.
3. Что такое человек. Дубинин Н.П. М.: Мысль,
1983.
4. Введение в социальную философию. Кемеров
В.Е. М.: Аспект Пресс, 1996.
5. Концепции современного естествознания.
Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юнити-Дана,
2003.