Зенон, однако, доказывал, что Ахиллес не способен перегнать даже черепаху. Черепаха начнет ползти от точки А1, Ахиллес же побежит от точки А, лежащей позади нее.
К тому времени, как Ахиллес достигнет точки А1, черепаха переползет в точку А2. К моменту же, когда Ахиллес добежит до точки А2, черепаха будет уже в точке А3 и т. д. и т. д.
Быстроногий Ахиллес никогда не догонит медлительной черепахи. Значит, движения не существует.
Стрела летящая”:
- летящая стрела занимает в пространстве тот его отрезок, который равен ее длине, то есть она покоится, ее движение составляет сумму состояний покоя.
Зенон
- Рассуждения Зенона таковы:
Если каждая вещь состоящая из множества вещей имеет свою величину, то и каждая его часть имеет величину, и так до бесконечности; стало быть каждая вещь бесконечна велика.
движение есть нечто нелогичное, а значит невозможное
Особенности досократических школ:
- ярко выраженный космоцентризм;
- гилозоизм;
- переход от мифа к логосу;
- поиск первоначала
- диалектические идеи Гераклита;
- проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления (элеаты);
- учение об атомах
(атомисты);
Софисты и софистика :
- Протагор, Горгий, Продик.
- В 5 в. до н.э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии.
- софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а так же конкретно-научным и философским знаниям.
«Человек – мера всех вещей"
- Античность завещала последующим эпохам максимум "человек – мера всех вещей" и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданского служения и государственного созидания
Атомистическая школа (VI-Vвв.до н.э.)
- Атомы – мельчайшие частицы, из которых состоит материя
- Атомы неизменны и вечны.
- Мир вещей, как сам мир, есть следствие комбинаций движущихся атомов
«Великий мирострой» Демокрита
- 1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир);
- 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны;
- 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями
Классический период
- Софисты
- Сократ
- Платон
- Аристотель
Особенности классического периода:
- переход к проблеме человека: «Человек есть мера всех вещей» (софисты и Сократ);
- рациональная этика Сократа;
- выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон);
- положили начало спору между материализмом и идеализмом;
- проявили интерес к проблеме человека, общества и государства;
- выработали новый метод философствования
Софисты: Протагор, Горгий, Продик
- Софисты учили своих учеников побеждать в спорах и тяжбах, использую словесную риторику.
- Они обучали риторике – искусству – красноречия,
- эристике – искусству спора, диалектике- искусству доказательства.
- Софисты использовали двусмысленность и многозначность слов, понятий не для поиска истины, а только для убеждения и победы в словесном споре.
- софизм «Лжец»: «Критянин сказал: «Все критяне- лжецы»; сказал ли он правду или ложь?» Если правду – значит, он тоже лжец, если солгал - значит, на самом деле он лжец.
Сократический период
Это время расцвета древнегреческой философии.
- Единственным предметом философии Сократ признавал изучение не природы, а человека со всеми его связями, интересами, потребностями.
- Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить.
- Знание потенциально присуще человеку, но открывается в процессе диалога, собеседования с другим и с самим собой (сократовский метод – “ирония” и “майевтика” – повивальное искусство рождения истины).
Сократ (469-399 гг. до н.э.)
Цель философии – добродетельный образ жизни.
Метод философии – диалектика
Антропологический поворот
Историческое значение
Сократа (469-399 гг. до н.э.):
- выдающийся философ-педагог;
- выработал метод «майевтики»;
- сторонник этического рационализма;
- калокагатия как единство красоты и добра;
- ввел диалогический метод нахождения истины;
Сократ
- Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить.
- Он отрицательно относился к своим предшественникам — натурфилософам и считал, что изучение природы невозможно и бесполезно.
Главная задача— познать внутренний мир человека, его душу.
Главная задача познания — самопознание: "познай самого себя», означало самоконтроль над своими поступками.
Им впервые была обоснована система рациональной этики, в которой совпадают мораль и истина, добродетель и мудрость.
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров.
Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.
- Для Сократа мораль сливается с знанием. Истинная нравственность – знание того, что есть благо и прекрасное и полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Основные добродетели:
- Сдержанность (как укрощать страсти)
- Мужество (как преодолеть опасность)
- Справедливость (как соблюдать бож. и чел. законы)
- Добродетели считал вечными и неизменными.
Платон (427 – 347 гг. до н. э.)
Первый греческий мыслитель, основавший философскую школу. Платоновская Академия просуществовала почти 900 лет
Скульптура головы Платона
- Им была основана школа Академия, ставшая центром античного идеализма.
- Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей.
- Истинное бытие, учил Платон, составляет мир идей, а чувственные вещи изменчивы и непостоянны, они возникают и исчезают и являются только тенями идеи - вечных и неизменных духовных сущностей.
Ученик Сократа – Платон
Не знающим геометрии вход воспрещен.
(Надпись на входе в Академию Платона).
Главные положения философии Платона (427-347 гг. до н.э.):
- автор более 80 произведений;
- основал философскую школу «Академия»;
- положил начало объективному идеализму;
- истинное познание – это познание мира «чистых идей»;
- впервые глубоко исследовал проблемы общества и государства, выделил 6 типов существующих государств;
- автор учения об идеальном государстве.
Платон
- Учение Платона, есть идеализм, так как, согласно Платону, реально существует не чувственно - воспринимаемые предметы, а лишь бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность- идея.
- Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико. Но царство идей – это мир благих сущностей.
Платон
- Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно.
- В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не себя самих.
- Государствам до тех пор не избавиться от бед, пока в них не будут править философы.
- Задача правителя в том, чтобы из подданных делать хороших людей.
- Воспитание — это усвоение хороших привычек.
- Чтобы приобрести друзей, оценивай их услуги выше, чем они делают это сами, а свои одолжения ниже, чем это кажется друзьям.
- Любовь — это желание быть любимым
Платон выделял
3 стадии
общественного
развития
Династия, состояние общества без
бедных и богатых, без писанных
законов, властью распоряжались
старейшины родов и передавали
её