Своеобразие античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:26, творческая работа

Описание

Античная цивилизация строится вокруг основной и исходной точки античного мира – самостоятельного города-государства. Эта общественная форма обозначалась в греческом языке словом «полис» (переводится как «город»), а в латинском – словом «цивитас» («гражданская община»).

Содержание

1. Происхождение и своеобразие античной философии.
2. Космоцентризм древнегреческой философии.
3. Досократическая философия.
4. Классическая философия
5. Античная философия в эллинистическо-римскую эпоху

Работа состоит из  1 файл

Античная философия.ppt

— 2.98 Мб (Скачать документ)

Зенон, однако, доказывал, что Ахиллес не способен перегнать даже черепаху. Черепаха начнет ползти от точки А1, Ахиллес же побежит от точки А, лежащей позади нее.

 К тому вре­мени, как Ахиллес достигнет точки А1, черепаха переползет в точку А2. К моменту же, когда Ахиллес добежит до точки А2, черепаха будет уже в точке А3 и т. д. и т. д.

Быстроногий Ахиллес никогда не догонит медлительной черепахи. Значит, движения не существует.

 

 

 

 

 

Стрела летящая”:

 

  • летящая стрела занимает в пространстве тот его отрезок, который равен ее длине, то есть она покоится, ее движение составляет сумму состояний покоя.

 

 

 

 

Зенон

 

  • Рассуждения Зенона таковы:

 Если каждая вещь состоящая из множества вещей имеет свою величину, то и каждая  его часть имеет величину, и так до бесконечности; стало быть каждая вещь бесконечна велика.

движение есть нечто нелогичное, а значит невозможное

 

 

 

 

 

Особенности досократических школ:

 

  • ярко выраженный космоцентризм;
  • гилозоизм;
  • переход от мифа к логосу;
  • поиск первоначала
  • диалектические идеи Гераклита;
  • проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления (элеаты);
  • учение об атомах     (атомисты);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Софисты и софистика :

 

  • Протагор, Горгий, Продик.
  • В 5 в. до н.э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии.
  • софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а так же конкретно-научным и философским знаниям.

 

 

 

 

«Человек – мера всех вещей"

 

  • Античность завещала последующим эпохам максимум "человек – мера всех вещей" и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданского служения и государственного созидания 

 

 

 

 

Атомистическая школа (VI-Vвв.до н.э.)

 

  • Демокрит
  • Левкипп

 

  • Атомы – мельчайшие частицы, из которых состоит материя
  • Атомы неизменны и вечны.
  • Мир вещей, как сам мир, есть следствие комбинаций движущихся атомов

 

 

 

 

«Великий мирострой» Демокрита

 

  • 1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); 
  • 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны;
  • 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями

 

 

 

 

Классический период

 

  • Софисты
  • Сократ
  • Платон
  • Аристотель

 

 

 

 

Особенности классического периода:

 

  • переход к проблеме человека: «Человек есть мера всех вещей» (софисты и Сократ);
  • рациональная этика Сократа;
  • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон);
  • положили начало спору между материализмом и идеализмом;
  • проявили интерес к проблеме человека, общества и государства;
  • выработали новый метод философствования

 

 

 

 

Софисты:  Протагор, Горгий, Продик  

 

  • Софисты учили своих учеников   побеждать в спорах и тяжбах, использую словесную риторику. 
  • Они обучали риторике – искусству – красноречия,
  • эристике – искусству спора, диалектике- искусству доказательства.
  • Софисты использовали двусмысленность и многозначность слов, понятий не для поиска истины, а только для убеждения и победы в словесном споре.
  • софизм «Лжец»: «Критянин сказал: «Все критяне- лжецы»; сказал ли  он правду или ложь?» Если правду – значит, он тоже лжец, если солгал -   значит, на самом деле он лжец.

 

 

 

 

Сократический период

 

Это время расцвета древнегреческой философии.

  • Единственным предметом философии Сократ признавал изучение не природы, а человека со всеми его связями, интересами, потребностями.
  • Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить.
  • Знание потенциально присуще человеку, но открывается в процессе диалога, собеседования с другим и с самим собой (сократовский метод – “ирония” и “майевтика” – повивальное искусство рождения истины).

 

 

 

 

Сократ (469-399 гг. до н.э.)

 

Цель философии – добродетельный образ жизни.

Метод философии – диалектика

 

Антропологический поворот

 

 

 

 

Историческое значение  
Сократа (469-399 гг. до н.э.):

 

  • выдающийся философ-педагог;
  • выработал метод «майевтики»;
  • сторонник этического рационализма;
  • калокагатия как единство красоты и добра;
  • ввел диалогический метод нахождения истины;

 

 

 

 

 

 Сократ

 

  • Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить.
  • Он отрицательно относился к своим предшественникам — натурфилософам и считал, что изучение природы невозможно и бесполезно.

 

 

Главная задача—  познать внутренний мир человека, его душу.

Главная задача познания — самопознание: "познай самого себя», означало самоконтроль над своими поступками.

Им впервые была обоснована система рациональной этики, в которой совпадают мораль и истина, добродетель и мудрость.

 Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров.

Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.

 

 

 

 

  • Для Сократа мораль сливается с знанием. Истинная нравственность – знание того, что есть благо и прекрасное и полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Основные добродетели:
  • Сдержанность (как укрощать страсти)
  • Мужество (как преодолеть опасность)
  • Справедливость (как соблюдать бож. и чел. законы)
  • Добродетели считал вечными и неизменными.

 

 

 

 

Платон (427 – 347 гг. до н. э.)

 

  Первый греческий мыслитель, основавший философскую школу. Платоновская Академия просуществовала почти 900 лет

 

Скульптура головы Платона

 

 

 

 

                       

 

 

  • Им была основана школа Академия, ставшая центром античного идеализма.
  • Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей.

 

  • Истинное бытие, учил Платон, составляет мир идей, а  чувственные вещи изменчивы и непостоянны, они возникают и  исчезают и являются только тенями идеи -  вечных и неизменных духовных сущностей.

 

Ученик Сократа – Платон

Не знающим геометрии вход воспрещен.

(Надпись на входе в Академию Платона). 

 

 

 

 

 

 

Главные положения философии Платона (427-347 гг. до н.э.):

 

  • автор более 80 произведений;
  • основал философскую школу «Академия»;
  • положил начало объективному идеализму;
  • истинное познание – это познание мира «чистых идей»;
  • впервые глубоко исследовал проблемы общества и государства, выделил 6 типов существующих государств;
  • автор учения об идеальном государстве.

 

 

 

 

 

Платон

 

  • Учение Платона, есть идеализм, так как, согласно Платону, реально существует не чувственно - воспринимаемые предметы, а лишь бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность- идея.
  • Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико. Но царство идей – это мир благих сущностей.

 

 

 

 

Платон

 

  • Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно.
  • В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не себя самих.
  • Государствам до тех пор не избавиться от бед, пока в них не будут править философы.
  • Задача правителя в том, чтобы из подданных делать хороших людей.
  • Воспитание — это усвоение хороших привычек.
  • Чтобы приобрести друзей, оценивай их услуги выше, чем они делают это сами, а свои одолжения ниже, чем это кажется друзьям.

 

  • Любовь — это желание быть любимым

 

 

 

 

 Платон выделял

3 стадии

общественного 

развития

 

Династия, состояние общества без 

бедных и богатых, без писанных 

законов, властью распоряжались 

старейшины родов и передавали  её 

Информация о работе Своеобразие античной философии