Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:43, реферат
Социальное познание это одна из форм познавательной деятельности – познание общества, т.е. социальных процессов и явлений. Любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано социально-культурными причинами. В зависимости от основания (критерия) внутри социального познания различают познания: социально-философское, экономическое, историческое, социологическое и т.д.
Некоторые исследователи сомневаются в правомерности ценностного подхода. На самом деле, ценностная сторона социального познания вовсе не отрицает возможность научного познания общества и наличие социальных наук. Она способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах и с различных позиций. Тем самым происходит более конкретное, многостороннее и полное описание социальных феноменов, следовательно, более последовательное научное объяснение социальной жизни.
Выделение социальных наук в отдельную область, характеризующуюся своей собственной методологией, было инициировано творчеством И. Канта. Кант разделил все существующее на царство природы, в котором господствует необходимость, и царство человеческой свободы, где такой необходимости нет. Кант считал, что наука о человеческих действиях, руководствующихся свободой, в принципе невозможна.
Вопросы социального познания являются предметом пристального внимания в современной герменевтике. Термин «герменевтика» восходит к греч. «разъясняю, истолковываю». Изначальный смысл этого термина – искусство толкования Библии, литературных текстов и т.д. В XVIII-XIX вв. герменевтика рассматривалась в качестве учения о методе познания гуманитарных наук, ее задачей становится объяснение чуда понимания.
Основы герменевтики как общей теории
интерпретации заложены немецким философом
Ф. Шлейермахером в конце XVIII – начале
XIX вв. Философия, по его мнению, должна
изучать не чистое мышление (теоретическое
и естественнонаучное), а повседневную
обыденную жизнь. Именно он одним из первых
указал на необходимость поворота в познании
от выявления общих законов к единичному
и индивидуальному. Соответственно, «науки
о природе» (естествознание и математика)
начинают резко противопоставляться «наукам
о культуре», позднее гуманитарным.
У него герменевтика мыслится, прежде
всего, как искусство понимания чужой
индивидуальности. Немецкий философ В.
Дильтей (1833-1911) развивал герменевтику
как методологическую основу гуманитарного
знания. С его точки зрения, герменевтика
есть искусство истолкования литературных
памятников, понимания письменно зафиксированных
проявлений жизни. Понимание, по Дильтею,
это сложный герменевтический процесс,
включающий три различных момента: интуитивное
постижение чужой и своей жизни; объективный,
общезначимый ее анализ (оперирующий обобщениями
и понятиями) и семитотическую реконструкцию
проявлений этой жизни. При этом Дильтей
приходит к исключительно важному выводу,
несколько напоминаю-щему кантовское
положение, что мышление не выводит законы
из природы, а наоборот, предписывает их
ей.
В ХХ в. герменевтику развивали М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер (онтологическая герменевтика), П. Рикер (гносеологическая герменевтика), Э. Бетти (методологическая герменевтика) и т.д.
Важнейшая заслуга Г.-Г. Гадамера (род. 1900) – всесторонняя и глубокая разработка ключевой для герменевтики категории понимания. Понимание – это не столько познание, сколько универсальный способ освоения мира (опыт), оно неотделимо от самопонимания интерпретатора. Понимание есть процесс поиска смысла (сути дела) и невозможно без предпонимания. Оно – предпосылка связи с миром, беспредпосылочное мышление – фикция. Поэтому понять нечто можно лишь благодаря заранее имеющимся относительно него предположениям, а не когда оно представляется нам как что-то абсолютно загадочное. Тем самым предметом понимания является не смысл, вложенный в текст автором, а то предметное содержание (суть дела), с осмыслением которого связан данный текст.
Гадамер утверждает, что, во-первых, понимание всегда является истолковывающим, а истолкование – понимающим. Во-вторых, понимание возможно лишь в качестве применения – соотнесения содержания текста с культурным мыслительным опытом современности. Интерпретация текста, таким образом, состоит не в воссоздании первичного (авторского) смысла текста, а в создании смысла заново. Тем самым понимание может выходить за пределы субъективного замысла автора, более того, оно всегда и неизбежно выходит за эти рамки.
Гадамер считает диалог основным способом достижения истины в гуманитарных науках. Всякое знание, по его мнению, проходит через вопрос, причем вопрос труднее ответа (хотя часто кажется наоборот). Поэтому диалог, т.е. вопрошание и ответствование, есть тот способ, которым осуществляется диалектика. Решение вопроса есть путь к знанию, и конечный результат здесь зависит от того, правильно или неправильно поставлен сам вопрос.
Искусство вопрошания – это сложное диалектическое искусство искания истины, искусство мышления, искусство ведения беседы (разговора), которое требует, прежде всего, чтобы собесед-ники слышали друг друга, следовали за мыслью своего оппонента, не забывая, однако, сути дела, о котором идет спор, а тем более не пытаясь вообще замять вопрос.
Диалог, т.е. логика вопроса и ответа, и есть логика наук о духе, к которой мы, по мнению Гадамера, несмотря на опыт Платона, подготовлены очень слабо.
Понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляется в стихии языка. Язык рассматривается как особая реальность, внутри которой человек себя застает. Всякое понимание есть проблема языковая, и оно достигается (или не достигается) в медиуме языковости, иначе говоря, все феномены взаимосогласия, понимания и непонимания, образующие предмет герменевтики, суть явления языковые. Как сквозная основа передачи культурного опыта от поколения к поколению, язык обеспечивает возможность традиций, а диалог между различными культурами реализуется через поиск общего языка.
Таким образом, процесс постижения смысла, осуществляемый в понимании, происходит в языковой форме, т.е. есть процесс языковый. Язык – та среда, в которой происходит процесс взаимного договаривания собеседников и где обретается взаимопонимание по поводу самого языка.
Последователи Канта Г. Риккерт и В. Виндельбанд попытались выработать методологию гуманитарного знания с других позиций. Вообще Виндельбанд исходил в своих рассуждениях от дильтеевского разделения наук (основание различения наук Дильтей видел в объекте, он предложил деление на науки о природе и науки о духе). Виндельбанд же подвергает такую дистинкцию методологической критике. Нужно делить науки не на основании объекта, который изучается. Он делит все науки на номотетические и идеографические.
Номотетический метод (от греч. Nomothetike – законодательное искусство) – способ познания посредством обнаружения универсальных закономерностей, характерен для естествознания. Естествознание генерализирует, подводит факты под всеобщие законы. Согласно Виндельбанду, общие законы несоизмеримы с единичным конкретным существованием, в котором всегда присутствует нечто невыразимое при помощи общих понятий. Из этого делается вывод, что номотетический метод не является универсальным методом познания и что для познания «единичного» должен применяться противоположный номотетическому идеографический метод. Различие между этими методами выводится из различия априорных принципов отбора и упорядочивания эмпирических данных. В основе номотетического метода лежит «генерализующее образование понятий», когда из многообразия данных выбираются лишь повторяющиеся моменты, подпадающие под категорию всеобщего.
Идеографический метод (от греч. Idios – особенный, своеобразный и grapho – пишу), термин Виндельбанда, означающий способность познания уникальных явлений. Историческая наука индивидуализирует и устанавливает отношение к ценности, которое определяет величину индивидуальных различий, указывая на «существенное», «уникальное», «представляющее интерес». Именно применение идеографического метода придает материалу непосредственного переживания определенную форму за счет процедуры «индивидуализирующего образования понятий», то есть отбора моментов, выражающих индивидуальные особенности рассматриваемого явления (например, исторической личности), а само понятие представляет собой «асимптотическое приближение к определению индивидуума».
Учеником Виндельбанда был Г.Риккерт. Он отверг разделение наук на номотетические и идеографические и предложил свое деление на науки о культуре и науки о природе. Под это деление была подведена серьезная гносеологическая база. Он отверг теорию, согласно которой в познании происходит отражение действительности. В познании всегда происходит преобразо-вание действительности, причем исключительно упрощение. Он утверждает принцип целесообраз-ного отбора. Его теория познания перерастает в науку о теоретических ценностях, о смыслах, о том, что существует не в действительности, а лишь логически, и в этом качестве предшествует всем наукам.
Таким образом, все существующее
Г.Риккерт делит на две области: царство
действительности и мир ценностей. Поэтому
науки о культуре занимаются изучением
ценностей, они изучают объекты, отнесенные
ко всеобщим культурным ценностям. История,
например, может относиться как к области
наук о культуре, так и к области наук о
природе. Естественные науки видят в своих
объектах бытие и бывание, свободное от
всякого отнесения к ценностям. Их цель
– изучать общие абстрактные отношения,
по возможности, законы. Особенное для
них только экземпляр
(это касается как физики, так и психологии).
При помощи естественнонаучного метода
можно изучать все.
Следующий шаг делает М. Вебер. Свою концепцию он называл понимающей социологией. Понимание означает познание действия через его субъективно подразумеваемый смысл. При этом имеется в виду не некий объективно правильный, или метафизически «истинный», а субъективно переживаемый самим действующим индивидом смысл действия.
Вместе с «субъективным смыслом» в социальном познании оказывается представленным все многообразие идей, идеологий, мировоззрений, представлений и т.п., регулирующих и направляющих человеческую деятельность. М.Вебер разработал учение об идеальном типе. Идея идеального типа продиктована необходимостью выработки понятийных конструкций, которые помогали бы исследователю ориентироваться в многообразии исторического материала, в то же время не «вгоняя» этот материал в предвзятую схему, а трактуя его с точки зрения того, насколько реальность приближается к идеально-типической модели. В идеальном типе фиксируется «культурный смысл» того или иного явления. Он не является гипотезой и потому не подлежит эмпирической проверке, выполняя скорее эвристические функции в системе научного поиска. Но он позволяет систематизировать эмпирический материал и интерпретировать актуальное состояние дел с точки зрения его близости или отдаленности от идеально-типического образца.
В гуманитарной науке ставятся цели, отличные от целей естествознания Нового времени. Помимо познания подлинной реальности, истолковываемой теперь в оппозиции к природе (не природа, а культура, история, духовные феномены и т.п.), ставится задача получить теоретическое объяснение, принципиально учитывающее, во-первых, позицию исследователя, во-вторых, особенности гуманитарной реальности, в частности, то обстоятельство, что гуманитарное познание конституирует познаваемый объект, который, в свою очередь, активен по отношению к исследователю. Выражая различные аспекты и интересы культуры, имея в виду разные типы социализации и культурные практики, исследователи по-разному видят один и тот же эмпирический материал и поэтому различно истолковывают и объясняют его в гуманитарной науке.
Таким образом, самой важной отличительной чертой методологии социального познания является то, что в ее основе лежит представление о том, что есть человек вообще, что сфера человеческой деятельности подчиняется специфическим законам.
Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А.Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития.[8,с.1] Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.
В развитии прогнозирования можно выделить основные временные этапы.
Начало прогностических исследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960 - 1970-е гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. С конца 1970 - начала 1980-х гг. наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприятий и организаций разного профиля. [4, с.256]
Сегодня социальное прогнозирование является важнейшей технологией социальной работы.
Человеческое познание подчиняется
общим закономерностям. Однако особенности
объекта познания обусловливают его специфику.
Имеются свои характерные черты и у социального
познания, которое присуще социальной
философии. Следует, конечно, иметь в виду,
что в строгом смысле слова всякое познание
имеет социальный, общественный характер.
Однако в данном контексте речь идет о
собственно социальном познании, в узком
смысле этого слова, когда оно выражается
в системе знаний об обществе на его различных
уровнях и в различных аспектах.
Специфика этого вида познания
заключается прежде всего в том, что в
качестве объекта здесь выступает деятельность
самих субъектов познания.
То есть сами люди являются и субъектами
познания, и реальными действующими лицами.
Помимо этого, объектом познания становится
также взаимодействие между объектом
и субъектом познания. Другими словами,
в отличие от наук о природе, технических
и других наук в самом объекте социального
познания изначально присутствует и его
субъект.
Далее, общество и человек, с одной
стороны, выступают как часть природы.
С другой — это творения и самого общества,
и самого человека, опредмеченные результаты
их деятельности. В обществе действуют
как социальные, так и индивидуальные
силы, как материальные, так и идеальные,
объективные и субъективные факторы; в
нем имеют значения как чувства, страсти,
так и разум; как сознательные, так и бессознательные,
рациональные и иррациональные стороны
жизнедеятельности людей. Внутри самого
общества различные его структуры и элементы
стремятся к удовлетворению своих собственных
потребностей, интересов и целей. Эта сложность
общественной жизни, ее многообразие и
разнокачественность обусловливают сложность
и трудность социального познания и его
специфику по отношению к другим видам
познания.
К трудностям социального познания,
объясняемым объективными причинами,
т. е. причинами, имеющими основания в специфике
объекта, добавляются и трудности, связанные
с субъектом познания. Таким субъектом
является в конечном счете сам человек,
хотя и вовлеченный в общественные связи
и научные сообщества, но имеющий свой
индивидуальный опыт и интеллект, интересы
и ценности, потребности и пристрастия
и т.д. Таким образом, при характеристике
социального познания следует иметь в
виду также и его личностный фактор.
Наконец, необходимо отметить социально-историческую
обусловленность социального познания,
в том числе уровнем развития материальной
и духовной жизни общества, его социальной
структурой и господствующими в нем интересами.
Конкретная комбинация всех указанных
факторов и сторон специфики социального
познания обусловливает многообразие
точек зрения и теорий, объясняющих развитие
и функционирование общественной жизни.
Вместе с тем указанная специфика во многом
определяет характер и особенности различных
сторон социального познания: онтологическую,
гносеологическую и ценностную (аксиологическую).
1. Онтологическая (от греч. on (ontos) — сущее) сторона социального
познания касается объяснения бытия общества,
закономерностей и тенденций его функционирования
и развития. Вместе с тем она затрагивает
и такой субъект социальной жизнедеятельности,
как человек, в той степени, в какой он
включен в систему общественных отношений.
В рассматриваемом аспекте указанная
выше сложность социальной жизни, а также
ее динамичность в сочетании с личностным
элементом социального познания являются
объективной основой многообразия точек
зрения по вопросу о сущности социального
бытия людей.
Что это действительно так, свидетельствуют
и сама история социального познания,
и его сегодняшнее состояние. Достаточно
отметить, что различные авторы за основу
бытия общества и человеческой деятельности
принимают такие разнородные факторы,
как идею справедливости (Платон), божественный
замысел (Августин Блаженный), абсолютный
разум (Гегель), экономический фактор (К.
Маркс), борьбу «инстинкта жизни» и «инстинкта
смерти» (эроса и танатоса) между собой
и с цивилизацией (3. Фрейд), «реликты» (В.
Парето), «социальный характер» (Э. Фромм),
«народный дух» (М. Лацариус, X. Штейнталь),
географическую среду (Ш. Монтескье, П.
Чаадаев).
Каждая из этих точек зрения, а
их можно бы было назвать гораздо больше,
отражает ту или иную сторону бытия общества.
Однако задача общественной науки, каковой
и является социальная философия, заключается
не в простой фиксации различного рода
факторов социального бытия, а в том, чтобы
обнаружить объективные закономерности
и тенденции его функционирования и развития.
Но тут мы и сталкиваемся с главным вопросом,
когда речь идет о социальном познании:
а существуют ли эти объективные законы
и тенденции в обществе?
Из ответа на него вытекает и ответ
о возможности самой социальной науки.
Если объективные законы социальной жизни
существуют, то, следовательно, возможна
и социальная наука. Если же таких законов
в обществе нет, то не может быть и научного
знания об обществе, ибо наука имеет дело
с законами. Однозначного ответа на поставленный
вопрос сегодня не существует.
Указывая на сложность социального
познания и его объекта, например, такие
последователи И. Канта, как В. Виндельбанд
и Г. Риккерт, утверждали, что никаких объективных
законов в обществе нет и не может быть,
ибо здесь все явления носят индивидуальный,
неповторимый характер, а, следовательно,
в обществе нет и объективных законов,
которые фиксируют лишь устойчивые, необходимые
и повторяющиеся связи между явлениями
и процессами. Последователи неокантианцев
пошли еще дальше и объявили, что само
то общество существует лишь как наше
представление о нем, как «мир понятий»»,
а не как объективная реальность. Представители
этой точки зрения по существу отождествляют
объект (в данном случае общество и вообще
социальные явления) и результаты социального
познания.
На самом деле человеческое общество
(как и сам человек) имеет объективную,
прежде всего природную, основу. Оно возникает
и развивается тоже объективно, то есть
независимо от того, кто и как его познает,
независимо от конкретного субъекта познания.
В противном случае в истории вообще не
было бы какой-либо общей линии развития.
Сказанное, конечно, не означает, что развитие
социального знания вообще не влияет на
развитие общества. Однако при рассмотрении
этого вопроса важно видеть диалектическое
взаимодействие объекта и субъекта познания,
ведущую роль основных объективных факторов
в развитии общества. Необходимо
также выделить те закономерности, которые
возникают в результате действия этих
факторов.
К таким основным объективным социальным
факторам, лежащим в основе любого общества,
относятся прежде всего уровень и характер
экономического развития общества, материальные
интересы и потребности людей. Не только
отдельный человек, но и все человечество,
прежде чем заниматься познанием, удовлетворять
свои духовные потребности, должно удовлетворить
свои первичные, материальные потребности.
Те или иные социальные, политические
и идеологические структуры также возникают
лишь на определенном экономическом базисе.
Например, современная политическая структура
общества не могла возникнуть в условиях
первобытной экономики. Хотя, безусловно,
нельзя отрицать взаимовлияния самых
различных факторов на общественное развитие,
начиная от географической среды и кончая
субъективными представлениями о мире.
2. Гносеологическая (от греч. gnosis — знание) сторона социального
познания связана с особенностями самого
этого познания, прежде всего с вопросом
о том, способно ли оно формулировать собственные
законы и категории и имеет ли оно их вообще.
Другими словами, речь идет о том, может
ли социальное познание претендовать
на истину и обладать статусом науки? Ответ
на этот вопрос во многом зависит от позиции
ученого по онтологической проблеме социального
познания, то есть от того, признается
ли объективное существование общества
и наличие в нем объективных законов. Как
и вообще в познании, в социальном познании
онтология во многом определяет гносеологию.
К гносеологической стороне социального
познания относится также решение таких
проблем:
- каким образом осуществляется познание
общественных явлений;
- каковы возможности их познания и каковы
границы познания;
- роль общественной практики в социальном
познании и значение в этом личного опыта
познающего субъекта;
- роль разного рода социологических исследований
и социальных экспериментов в социальном
познании.
Немаловажное значение имеет вопрос о
возможностях человеческого разума в
познании духовного мира человека и общества,
культуры тех или иных народов. В связи
с этим возникают проблемы возможностей
логического и интуитивного познания
явлений общественной жизни, в том числе
психологических состояний больших групп
людей как проявлений их массового сознания.
Не лишены смысла проблемы так называемого
«здравого смысла» и мифологического
мышления применительно к анализу явлений
общественной жизни и их пониманию.
3. Помимо онтологической и гносеологической
сторон социального познания существует
и ценностная — аксиологическая его
сторона (от греч. axios — ценный), играющая
важную роль в понимании его специфики,
поскольку любое познание, и особенно
социальное, связано с теми или иными ценностными
образцами, пристрастиями и интересами
различных познающих субъектов. Ценностный
подход проявляется уже с самого начала
познания — с выбора объекта исследования.
Этот выбор осуществляется конкретным
субъектом с его жизненным и познавательным
опытом, индивидуальными целями и задачами.
Кроме того, ценностные предпосылки и
приоритеты во многом определяют не только
выбор объекта познания, но и его формы
и методы, а также специфику истолкования
результатов социального познания.
То, как исследователь видит объект, что
он в нем постигает и как он его оценивает,
вытекает из ценностных предпосылок познания.
Различие ценностных позиций обусловливает
различие в результатах и выводах noзнания.
В связи со сказанным возникает вопрос:
а как же тогда быть с объективной истиной?
Ведь ценности в конце концов персонифицированы,
имеют личностный характер. Ответ на этот
вопрос неоднозначен у разных авторов.
Одни полагают, что наличие ценностного
момента в социальном познании несовместимо
с признанием социальных наук. Другие
придерживаются противоположной точки
зрения. Думается, что правы именно последние.
Действительно, сам по себе ценностный
подход присущ не только социальному познанию,
«наукам о культуре», но и всему познанию,
в том числе и «наукам о природе». Однако
на этом основании никто не отрицает существование
последних. Фактическая же сторона, показывающая
совместимость ценностного аспекта социального
познания с социальной наукой, состоит
в том, что эта наука исследует в первую
очередь объективные законы и тенденции
развития общества. И в этом плане ценностные
предпосылки будут определять не развитие
и функционирование объекта исследования
различных общественных явлений, а лишь
характер и специфику самого исследования.
Объект же сам по себе остается тем же
независимо от того, каким образом мы его
познаем и познаем ли мы его вообще.
Таким образом, ценностная сторона социального
познания вовсе не отрицает возможность
научного познания общества и наличие
социальных наук. Более того, она способствует
рассмотрению общества, отдельных социальных
явлений в разных аспектах и с различных
позиций. Тем самым происходит более конкретное,
многостороннее и полное описание социальных
феноменов и, следовательно, более научное
объяснение социальной жизни. Главное
заключается в том, чтобы на основе различных
точек зрения и подходов, позиций и мнений
выявить внутреннюю сущность и закономерность
развития социальных явлений и процессов,
что и составляет главную задачу социальных
наук.
Онтологическая, гносеологическая и аксиологическая
стороны социального познания тесно связаны
между собой, образуя целостную структуру
познавательной деятельности людей.
Информация о работе Связь формакционного и цивилизационного походов к исследованию общества