Технический оптимизм и пессимизм: апология и культуркритика техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 16:01, доклад

Описание

Когда стали исследовать влияние техники на жизнь людей и оценивать это влияние, то мнения оказались далеко не однозначными. Одни восторгались и гордились техническими успехами своего времени, технические новшества у них вселяли чувство оптимизма, уверенность в том, что покоряя природу при помощи техники можно полностью удовлетворить все человеческие запросы и ликвидировать все социальные неприятности.

Работа состоит из  1 файл

Философия 7.doc

— 30.50 Кб (Скачать документ)

4. Технический оптимизм  и пессимизм: апология 

и культуркритика техники. 

    Когда стали исследовать влияние техники  на жизнь людей и оценивать  это влияние, то мнения оказались  далеко не однозначными. Одни восторгались и гордились техническими успехами своего времени, технические новшества у них вселяли чувство оптимизма, уверенность в том, что покоряя природу при помощи техники можно полностью удовлетворить все человеческие запросы и ликвидировать все социальные неприятности. У других, напротив, возникло чувство пессимизма, страха перед техническим демоном, опасение за то, что человек будет порабощен машиной, эра роботов сменит эру человека. Так возникло две тенденции в понимании взаимоотношения техники и общества - технократизм и антитехнократизм с их многочисленными разновидностями, то набирающими силу, то ослабляющимися в различное историческое время.

   Мыслители разных идейных направлений не раз  высказывали и продолжают высказывать  опасение о возможном выходе техники  из-под контроля людей. Еще в 30-е  годы нашего века Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек, властелин мира, сам стал рабом машин. Техника вовлекает всех нас, помимо нашего желания, в свой бег, подчиняет собственному ритму. И в этой бешеной гонке человек, считающий себя властелином, будет загнан насмерть.

   Механизация и моторизация проникают в  нашу жизнь, подчас превращают человека в своеобразный гибрид биологического и технического устройства. Стоит, например, оценить воздействие на людей  современных транспортных систем. По данным известной книги рекордов Гиннеса, в 1991 г. в мире было произведено 46,5 млн. автомобилей, в т.ч. почти 35 млн. легковых моделей. Предполагается, что к концу нашего столетия по дорогам планеты будут курсировать до 300 млн. собственных автомобилей, т.е. по одному на каждого пятого человека. Автомобиль во многих странах - показатель уровня престижности, вожделенная цель, символ успеха. Автомобильная промышленность и транспортная система, поглощая нефтяные ресурсы, цветные и черные металлы, сегодня во многом формируют внутреннюю и международную политику, финансовые отношения, быт и нравы.

   Вторжение техники во все сферы человеческого  бытия - от глобальных до сугубо интимных - иной раз порождает безудержную  апологию техники, своеобразную идеологию  и психологию техницизма. Старый тезис французских материалистов XVIII в. «человек-машина» облекается в модную электронно-кибернетическую, компьютеризированную терминологию. Широко пропагандируется идея о том, что человек и человечество также как и механизмы обладают системным свойством, могут быть промерены техническими параметрами и представлены в технологических показателях.

   К чему приводит одностороннее «технизированное»  рассмотрение человеческих проблем, можно  судить по релятивистской концепции  «киборгизации». Согласно этой теории, в будущем человек должен отказаться от своего тела. Современных людей сменят «киборги» (кибернетические организмы), которые, соединив живое и техническое, дадут какой-то новый сплав.

   Такое упоение техническими перспективами  опасно и антигуманно. Разумеется, включение в человеческую телесность искусственных органов (различных протезов, кардиостимуляторов и т.д.) - вещь разумная и необходимая. Но надо помнить о том рубеже, за которым конкретный индивид перестает быть самим собой.

   Технический и технологический фетишизм в наши дни отнюдь не редкость. Им сильно заражена техническая интеллигенция, он проникает в сферу хозяйственной и политической элиты. Техницизм, связанный с абсолютизацией техники, утверждает ее автономность и самодостаточность. Он полагает, что можно решить любые социальные коллизии, минуя человека как активного субъекта истории, пренебрегая характером наличных общественных отношений.

   Технологическая мифология, стремление все и вся  «машинизировать» должна быть чужда  человечеству. Человек и человечество - это не машина, не техническая система. Не человечество технично, а техника человечна. Она воплощает в себе то, что извлечено человечеством из природы, то, что утверждает в мире его собственные мощь и разум. Забитость техникой всего потока жизни умножает катастрофы, аварии, трагические происшествия.

   И все же технический прогресс при  всей его жесткости не остановим. И если можно говорить о видимом, действительном прогрессе (восхождение  от простого к сложному, от низшего  к высшему), в чем-либо, то это, прежде всего, в области развития техники.

Информация о работе Технический оптимизм и пессимизм: апология и культуркритика техники