Тема любви в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 08:25, сочинение

Описание

Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. И если человек - центральный объект философии, то тема человеческой любви, взятая во всей ее широте, должна быть одной из ведущих в философских размышлениях.

Работа состоит из  1 файл

Философия эссе.docx

— 35.43 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

«Финансовый УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве

Российской  Федерации»

 

 

Кафедра «Философия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе 

«Тема любви в философии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнил студентка ФМ2-3

                      Вислогузова Наталия Юрьевна

                      Преподаватель: 

            Зорина Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Только в любви и через  любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины  и не способное ни действовать  эффективно, ни понимать адекватно  других и себя. И если человек - центральный  объект философии, то тема человеческой любви, взятая во всей ее широте, должна быть одной из ведущих в философских  размышлениях. Человек всегда стремился  узнать о любви все: что она  такое, что она дает людям, какова ее глубина, каков ее смысл. И прежде всего, как связаны любовь и счастье. Действительно ли, встречая любовь, мы одновременно находим и свое счастье? Для того чтобы рассмотреть феномен любви я хочу обратиться к трудам известных философов всех времен и народов, сравнить их мысли и вынести общую идею, которая поможет мне разобраться в том, что же такое любовь?

Для начала я хочу рассмотреть учения древнегреческого философа Платона, для  которого любовь была следствием красоты. Когда человек, который смотрит  на что-то красивое, вспоминает истинную красоту, окрыляется, а окрылившись, стремится взлететь - это и есть любовь «Причастный к такому неистовству  любитель прекрасного, называется влюбленным»1. Получается, что для Платона любовь и красота неразделимы, то есть возможно лишь духовное влечение любящих, без примеси плоти. Отсюда пошел общеизвестный термин платоническая любовь - близкие (любовные) отношения между двумя людьми, не сопровождающиеся интимной близостью. Противоречия между любовью платонической и любовью сексуальной на первый взгляд кажутся очень современными, но этот вопрос также стар, как и сам человек и, похоже, встал перед людьми в тот самый момент, когда они впервые начали осознавать свои взаимоотношения. Древние философы говорили, что человек ищет то, чего не имеет: если бы он обладал этим, то не нужно было бы искать. И любит человек то, чего ему недостает, — значит, того, что он любит, у него нет. Ощущая свою неполноту, человек тянется к тому, что считает важным для восстановления своей целостности. Получается, если человек ищет то, чего у него нет, и любит то, чего ему не хватает, означает, что у нас нет ни счастья, ни любви. Это величайший парадокс нашего времени: чем больше того о чем-то говорится, тем вернее это указывает на отсутствие или нехватку того, о чем идет речь. Нам не хватает любви, поэтому мы ищем ее и готовы идти любым путем — тем, который предлагает мода, или тем, который сами считаем верным, — лишь бы встретить эту любовь, это счастье, которого, по нашему убеждению, мы лишены. Человечество всегда колеблется между двумя крайностями: любовью духовной - платонической, и любовью физической, сексуальной. Однако одного слова «любовь» отнюдь не достаточно, чтобы раскрыть бесконечное множество отношений, которые лежат между этими двумя полюсами — духовным и материальным. Я хочу обратиться к античной мифологии для того, чтобы найти определение любви. Согласно Платону - Любовь (или Эрос, как называли его древние греки) - самое древнее божество. Это не симпатичный ангелочек, который подстерегает людей, чтобы поймать их в свои сети. Эрос — это архаическое божество, Первозданная Любовь, изначальная сила взаимного притяжения.2 Мифология говорит, что когда мира еще не существовало, когда царил хаос, когда все находилось в потенциале, и ничто еще не было проявлено, — тогда родился импульс, невероятная сила, способная все упорядочить, все объединить, всему дать форму и жизнь. Эта сила и есть Эрос, Любовь, — Первозданная Любовь, тот древний Эрос, о котором писал Платон. Древний Эрос, говорит мифология, нисходя, выражает себя в разных формах, вплоть до превращения в ту, что известна нам сегодня, — Амура со стрелами, спутника Афродиты, пользующегося малейшей оплошностью людей, чтобы воспламенить сердца, которые не собирались загораться, и создать все те проблемы, которыми пестрят страницы истории. Платон утверждал, что если Любовь находит свое выражение на всех уровнях Вселенной, то логично, что она проявляется и на физическом плане. Как правило, люди упрощенно считают, что платоническая любовь автоматически отвергает все относящееся к сексу. Это заблуждение. Во времена Платона тоже были мужчины и женщины, которые стремились друг к другу, любили и пытались выразить свою любовь во всех возможных формах. Но если Любовь проявляется на всех планах человеческого существования, значит нужно подойти разумно, отделить высокие потребности души от низших инстинктов. Не нужно думать, что инстинкты — это всегда плохо. Речь идет о том, что более высокое всегда нужно отделять от менее высокого; мы — люди, а значит, уже прошли состояние растений и животных и, перейдя в другое состояние, свойственное человеку, должны иметь свои отличительные признаки. Именно об этом говорит Платон в своих диалогах — о поиске способа выражения Любви, свойственного именно человеку, способа, который позволил бы ему найти человеческое счастье; не счастье животного, не счастье дерева или камня, а подлинное счастье человека. Платон был романтиком. Он говорит, что поиск Любви и ее проявлений, иногда низших, иногда высших, — одна из древнейших проблем человечества.3 Он рассказывает, пользуясь классическим стилем мифа, что много тысяч лет назад, когда Бог сотворил мир, души людей начали разделяться, пока не стали тысячами и тысячами душ, живущих на земле. Эти разделенные души чувствовали, что они что-то потеряли, словно каждой из них недостает половины. Это представление лежит в основе учения о «душах-близнецах» и о значении Любви как потребности каждого человека встретить то, что когда-то было его частью, а сейчас утрачено. Любовь понимается, ни много ни мало, как поиск утраченного Единства, поиск гармонии противоположностей и гармонии подобия. Противоположностей — потому что всем нам не хватает половины, а подобия — в силу духовного родства: если две души однажды были одним целым, они испытывают потребность встретиться вновь. Платон предупреждает, что в этом постоянном поиске нужно быть осторожными, поскольку любовь обычно скрывается под масками; есть Эрос небесный и есть Эрос земной. Небесный побуждает душу искать и находить другую душу, которая когда-то составляла с ней одно целое. Земной ищет только удовольствия, сексуального удовлетворения; он основан на инстинктах, и ему абсолютно неважно, какими средствами он этого удовлетворения добивается. Но земной Эрос, любовь, которая связана с телом — телом стареющим, болеющим и умирающим, — не приносит счастья.4 Платон был очень тверд в своей позиции: Любовь — это нечто гораздо большее, чем любовь. 5Любовь — это Мудрость, Любовь — это Энергия, Любовь — это Жизнь на всех уровнях, которые нам известны, во всем, что мы воспринимаем как живое, включая камни. Мы называем человека красивым, когда он обладает чем-то, что больше чем просто тело, больше чем черты лица, фигура, цвет волос или глаз; это красивая душа, которая отражается в его облике. Согласно Платону, Прекрасное тождественно Справедливости, Благу, Истине; и Любовь нуждается в том, что прекрасно, справедливо, истинно, она ищет Прекрасное и проявляется через него. Это и есть платоническая любовь — встретить недостающую часть души в другом человеке, в человеке, который представляет для нас все доброе, все прекрасное, все подлинное, все справедливое.6

Хочу напомнить, что Платон был  древнегреческим философом, поэтому  я хочу обратиться к трудам его  современников. Учитель Платона - Сократ сказал, «что любовь начинается с эротической страсти взрослого мужчины к прекрасному юноше». Действительно, нам доподлинно известно, что в Древней Греции было широко распространено такое явление, как гомосексуализм. Считалось, что женщина нужна мужчине исключительно для продолжения рода; гречанок брали замуж, запирали в домах, и они были там чем-то вроде интерьера: растили детей (желательно мальчиков). Любовь же предназначалась исключительно для мужчин. «У греков было позором для юношей, если они не имели любовников» так говорил о греках Цицерон. Тем не менее, учёные спорят о том, какой характер носила эта любовь: чисто духовной, либо всё же предполагала сексуальные взаимоотношения. Не смотря на то, что греки философию уважали, далеко не каждый из них следовал позывам интеллекта. Некоторые мыслители считали, что любовь к юношам - привилегия философов, и она более возвышенная, чем любовь к женщине. Все же в Древней Греции (и позднее в Риме) любовь ценилась высоко. В “Пире” содержится подлинное прославление любви. Более того, там говорится и о ее положительном нравственном содержании. “Ведь тому, чем надлежит руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь”.

В эпохе Возрождения тема любви  расцвела в обстановке общего острого  интереса ко всему земному и человеческому, освобождающемуся из- под контроля церкви. “Любовь” возвратила себе статус жизненной философской категории, который она имела в античности у Эмпедокла и Платона. Итальянский христианский философ М. Фичино указывает на три основных вида любви, которым присуще значительное внутреннее различие: любовь равных существ к равным, низших к высшим и высших к низшим. В третьем случае любовь выражается в умиленном опекунстве, во втором — в благодарном почитании, а в первом составляет основу всепроникающего гуманизма. Но наивысшего пафоса ренессансное представление о сущности и значении любви достигло, пожалуй, в философском учении Джордано Бруно. “Любовь — это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, ей можно и все приписывать”. Под пером Джордано Бруно любовь превращается во всепроникающую космическую силу, которая делает человека непобедимым. Человеком овладевает горячее желание быть причастным к божественной, в смысле ее величия, Природе, то есть пребывать в интеллектуальной любви к Богу. Рене Декарт в трактате “Страсти души” (1649) утверждает, что “любовь есть волнение души, вызванное движением “духов”, которое побуждает душу добровольно соединиться с предметами, которые кажутся ей близкими, а ненависть есть волнение, вызванное “духами” и побуждающее душу к отделению от предметов, представляющихся ей вредными”. Интересно также посмотреть на разделение Декартом любовь на виды. Первый из них — это любовь — желание добра тому, кого любят, и она способна на самопожертвование. Наиболее яркий пример такой любви — отношение родителей к своим детям. Второй вид — “любовь-вожделение”, связанная с желанием обладания, как в случае отношения к любимой женщине. Декарт признает, что эта любовь может иметь в себе и черты первого вида, хотя тот (в случае отцовского или материнского чувства) примеси второго вида в себе не содержит. Что касается третьего вида, то это, строго говоря, не любовь, а лишь пожирающая человека страсть, имеющая некоторое сходство с любовью, но не больше: честолюбец, скупец, пьяница или насильник “стремятся к обладанию предметами их страстей, но они совершенно не питают ее (любви) к самим предметам...”7. Отсюда вытекает, что Декарт не очень-то был доволен своим собственным определением; чувство любви явно представляет собой нечто большее, чем вожделение, а также желание добра предмету, на который это чувство обращено.

Наконец, пришло время философии  конца XIX - начала XX века, где любовь завоевала умы людей. О ней  писали везде: в философии и публицистике, в художественной критике и теологии. Я хочу обратиться к литературе этого времени, а именно к работам талантливой русской поэтессы, литературного критика, философа Зинаиды Гиппиус. Она разделяла любовь на настоящую и ненастоящую (вполне оправданно). Таким образом настоящая любовь появляется в слиянии свободы и Бога. Это может произойти в одном человеке - полюбившем, а может и в двух - влюбленных. Тем самым она отрицала, что любовь может быть безответной, в чем наши с ней точки зрения расходятся. Я считаю, что безответной может быть только влюбленность, любовь же - результат взаимного чувства, включающий в

себя не только духовную и физическую близость, но и привычку, взаимопонимание. Зинаида Гиппиус считала, что  человек любящий становится медиатором: через него (через его любовь) можно любить себя, через него тебя может любить другой человек. Но неизменно  сквозь любящего должен «просвечивать» Бог. Любовь пребывает как путь к Богу, как возможность Его почувствовать или с ним слиться. У нее присутствует даже мысль о том, что мы, влюбляясь, любим на самом деле не конкретного человека, а Бога в нем, Бога через него. Гиппиус разрывалась между двумя ипостасями Любви: любовь платоническая и любовь плотская. Для религиозных философов того времени это было общепринятым и естественным. При этом любовь платоническая должна быть чистой и невинной, а плотская любовь - воплощать собой телесные утехи, да и вообще выражать нечто мерзкое и богопротивное. Такое разделение противоречило представлению Гиппиус о свободе - главнейшему понятию в ее философии, мировоззрении. Не платоническая любовь есть путь к Богу, но Любовь единая.

Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. Человек  лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны  человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь. Особо следует подчеркнуть  такую черту любви, как ее универсальность: каждый человек находит, в конце концов, свою любовь и каждый является, или со временем станет объектом чьей-то любви. Красив человек или безобразен, молод или не очень, богат или беден, он всегда мечтает о любви и ищет ее. Любовь может вспыхивать и гаснуть, одна любовь может замещаться или вытесняться другой, но человек всегда или любит, или надеется полюбить, или живет воспоминаниями о былой любви.

Я считаю, что любовь есть вообще драгоценное  благо, счастье и утешение человеческой жизни, и хочу закончить свое эссе словами великой русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой «Влюбляешься ведь только в чужое, родное — любишь»8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Вячеслав Павлович Шестаков. «Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство»,М.: Республика; ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. - 464 с.; 48 с. ил. 

  1. Ивин А.А. Философия любви.  М.: ИФ РАН, 1995
  2. Аристотель. Этика к Никомаху //Философы Греции: М.: «ЭКСМО ПРЕСС», 1999.
  3. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного / Пер. с фр. В.Липицкого. Ред., вступит ст. С.Зенкина. М.: Ad Marginem, 1999. 
  4. Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 81–134.
  5. www.citaty.info – энциклопедия цитат
  6. www.newacropol.ru – Философская школа Новый Акрополь
  7. www.ru.wikipedia.org – Свободная энциклопедия «Википедия»

 

 

1Вячеслав Павлович Шестаков. «Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство»,М.: Республика; ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. - 464 с.; 48 с.

2 Ивин А.А. Философия любви.  М.: ИФ РАН, 1995, 268 с.

3 Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 81–134.

4 www.newacropol.ru – Философская школа Новый Акрополь

5 Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 81–134.

6 Барт Р. Фрагменты речи влюбленного / Пер. с фр. В.Липицкого. Ред., вступит ст. С.Зенкина. М.: Ad Marginem, 1999., 370 с.

7 www.citaty.info – энциклопедия цитат

8 www.citaty.info – энциклопедия цитат


Информация о работе Тема любви в философии