Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:41, доклад
Классическая (или корреспондентская) концепция. Когерентная теория истины. Прагматическая концепция. Конвенциональная концепция. Релятивистская истина.
Концепции истины
Классическая (или корреспондентская)
концепция. Здесь под истиной понимается
соответствие человеческих знаний реальному
положению дел, какой-то объективной действительности.
В явной форме классическую концепцию
можно найти уже у Платона и Аристотеля.
При этом соответствие знания (идей) действительности
может пониматься двояким образом, в зависимости
от того, как трактовать саму эту объективную
действительность. Это может быть соответствие
человеческой мысли объективной природной
действительности (Аристотель), а может
быть ее соответствие идеальному бытию
вечных идей (Платон). Однако, какую бы
обще-метафизическую гносеологическую
установку мы ни заняли (реалистическую
или платоническую) в классическом понимании
истины, оба аспекта соответствия обязательно
будут присутствовать.
Когерентная
теория истины. Она существует в нескольких
различных вариантах. Самый популярный
и известный из них утверждает, что истинное
знание всегда внутренне непротиворечиво
и системно упорядочено. Здесь происходит
сближение с трактовкой истины в смысле
логической правильности и корректности.
Другой вариант теории когеренции утверждает,
что истинной должна быть признана та
гипотеза, которая не противоречит фундаментальному
знанию, существующему в науке. Например,
если какая-то физическая гипотеза противоречит
закону сохранения энергии, то есть все
основания считать, что она ложна. Данный
критерий также нельзя абсолютизировать,
ибо любая новая фундаментальная теория
всегда какому-то общепризнанному знанию
да противоречит.
Прагматическая
концепция. Ее суть сводится к тому,
что знание должно быть оценено как истинное,
если способно обеспечить получение некоего
реального общезначимого результата (экспериментального,
утилитарно-прагматического и т.д.). Иными
словами, истинность отождествляется
здесь с пользой или результативностью.
В принципе, знание, особенно научное,
весьма прагматично. Если ученый-теоретик
не получает новых результатов, его научная
репутация, а потом и квалификация могут
быть поставлены под сомнение. Если инженер
не изобретает новых технических устройств
и приспособлений, ему могут перестать
платить зарплату. Прагматисты не обсуждали
вопрос и достоверности. Рассматривали
ее не через соответствие с реальностью,
а через общезначимую полезность.
Конвенциональная
концепция. Здесь утверждается, что
истина есть всегда продукт гласного (а
чаще негласного) соглашения между участниками
познавательного процесса. В разных науках
и разных научных сообществах существуют
разные «правила игры», а все доказательства
строятся лишь на основе принятых конвенций.
Соответственно, то, что может трактоваться
в рамках одного научного сообщества как
истинное знание; в другом будет расценено
как знание ложное. Так всегда бывает,
когда сталкиваются представители разных
школ в науке и философии.
Релятивистская
истина. Признавали полную относительность
истины. Нет оснований говорить. Что истина
одна. Их может быть много. Мы не имеем
инструментов для того, чтобы доказать
абсолютность истины. Сознание субъективно.