Теория буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:34, контрольная работа

Описание

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 37.81 Кб (Скачать документ)

Первая грань Я - это  так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем  не столько личность, сколько её материальный субстрат - тело, через  посредство которого она проявляет  себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в  целостное ощущение собственного Я - об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.

Вторая грань Я - это  социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех  или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я - характеризующая черта бюрократа  всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных  функций и государственных интересов - и ничего кроме этого я не содержит.

Третья грань - психологическое  Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».

Четвертая грань Я - это  ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или  несвободы. Его можно назвать  экзистенциальным Я, поскольку в  нем отражаются личностные особенности  высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов  отношений личности с окружающим ее миром.

Наконец, пятая грань Я - это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка. Следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе.

Формирование индивидуальных способностей как становление личности

Исторически индивидуализм  возник в классовом обществе, которое  преодолевало нормы родовой общности и делало человека самоцелью развития. В этом смысле индивидуализм был  противоположностью коллективизму. Гораздо  более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств.

Индивидуальность - не просто «атомарность» человека, а скорее характеристика его единичности  и своеобразия, выводящего за рамки  этой единичности.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта  и ценностной ориентации данного  общества.

Личность - субъект исторического  процесса, общественного поведения, познания, общения, труда и творчества. Она развивается, самореализуясь в труде, общении, познании и творчестве. Ее развитие - это, прежде всего, совершенствование ее способностей и возвышение потребностей. Социальное развитие личности ведет за собой ее психическое совершенствование. Но и изменение ее психики оказывает сильнейшее влияние на ее социальное развитие. При этом психологические характеристики оказываются наполненными социально-историческим содержанием.

Так, интеллектуальная зрелость личности выступает, прежде всего, как  ее гражданская зрелость, как устойчивость убеждений, интересов и склонностей  человека, связанных с судьбами других людей, коллектива и общества. Установки, мнения, взгляды ближайшего социального  окружения интеллектуально зрелый человек преобразует в свою индивидуальную форму.

И эмоциональная зрелость личности формируется под решающим воздействием ее социальной активности. Эта зрелость отчетливее всего обнаруживается в реальном отношении индивида к  действительности, в ее способности  к самоконтролю в устойчивости чувств, способности успешно переносить неудачи и невзгоды. Социальная зрелость предполагает доброжелательность по отношению  к другим людям, выработку собственной  линии поведения и в то же время  способность жить и работать в  коллективе.

Развитие личности включает в себя переход от зависимого положения  ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье - к равенству, от беспечности - к  пониманию своей ответственности, от примитивных интересов - к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков - к поведению, которое определяется долгосрочными и глубоко продуманными задачами. При этом вырабатывается умение подавлять импульсивные побуждения, отказываться от немедленного исполнения желаний ради достижения сознательно намеченных рубежей в будущем.

Важнейший элемент становления  личности - ее нравственное созревание. Предпочтительнее сознательное освоение выраженных обществом принципов  свободы, справедливости, уважения к  человеческому достоинству. Осознанное исполнение долга связано с понятием чести, без которого невозможно самоуважение.

В целом в развитии личности можно выделить три важнейших  уровня. На первом уровне субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения. На втором уровне личность выступает  как субъект, сознательно соотносящий  цели и мотивы действий, намеренно  формирующий ситуации своего поведения. На третьем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности, неповторимости в их общественно-историческом значении.

В своем развитии личность способна самоопределятся по отношению  к внешним условиям. Личность - субъект  своей жизни, то есть источник и движущая сила жизненной динамики. Особенность развитой личности как субъекта жизни состоит в ее способности разрешать жизненные проблемы.

Формирование личностных качеств человека зависит не только от положения человека в обществе, но и находится в тесной связи  с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения  человека к своему положению. Поведение  конкретного человека, его отношение  к своим социальным ролям и  функциям зависит от его индивидуального  сознания, понимания смысла жизни, его  способностей и потребностей.

В рамках общественных отношений  бытие каждого человека индивидуализировано. Индивид - представитель человеческого  рода и личностью он не рождается, а становиться. Личность не только продукт  и объект общества, но и субъект  исторического процесса. Именно в  качестве субъекта индивид и поднимается  на уровень личности, реализующей  себя в общении, труде, познании и  творчестве. И чем больше воздействие  индивида на окружающую среду, тем заметнее он проявляет себя как личность.

Человек - продукт и субъект  общественных отношений. Если понятие  индивида нацелено на первое из этих определений, то понятие индивидуальности и личности ставят во главу угла самоусмотрение, благодаря которому данный конкретный человек в полной мере может стать активным субъектом общественной жизни. Оба эти понятия используются для обозначения социально значимых качеств, которые выработали в себе люди.

Смысловая близость терминов «индивидуальность» и «личность» - то, что личность индивидуальна, а  индивидуальность личности - это ее специфика, приводит к тому, что эти  термины нередко употребляются  как однозначные, замещают друг друга. Вместе с тем в понятиях индивидуальности и личности можно обнаружить и  разные измерения того, что изменяется «социально значимыми качествами человека».

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем  различных задатков. При этом одно из его дарований, как правило, довлеет  под всеми другими, определяя  оригинальный способ их сочетания.

Процесс самореализации должен носить совершенно свободный характер. Призвание - не роль, не задача, которую  человек может перед собой  поставить. Вся его преднамеренность и воля должна быть, как раз направлена на то, чтобы «не препятствовать гению», чтобы дарование - призвание  «само в нем заговорило». Напряженная  целенаправленная работа совершенно необходима для творчества, но сама по себе ничего удовлетворяющего творца на свет не производит.

Личность и общество

личность общество индивидуальный способность

Человек формируется и  видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом  и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.

Проблему личности нельзя решать без четкой философской постановки вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Связь личности и общества опосредствована, прежде всего, первичным  коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его  член входит в общество. Отсюда понятна  его решающая роль - роль исключительно  важной «клеточки» целостного социального  организма, где личность складывается духовно и физически, где путем  усвоения языка и овладения общественно  выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той  или иной мере созданное трудами  предшественников. Непосредственные формы  общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик  каждого человека. Через первичный  коллектив идет «отдача» личного  обществу и достижений общества - личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так  и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом личностей, он сам формируется ими. Коллектив  не есть нечто близкое, сплошное и  однородное. Он в данном отношении  представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И  в не личность не тонет, не рассматривается, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль. В развитом коллективе человек поднимается до сознания значимости своей личности.

Если коллектив, вбирая в  себя личность, сам формируется своими членами, то цели этого формирования задаются ему обществом в целом. Здесь надо различать коллективы формальные (официальные) и так называемые неформальные (неофициальные). Последние  объединяются, как правило, по интересам - это клубы, общества, секции. Здесь  связи между их членами характеризуются  большей свободой личностных проявлений, отношениями дружбы, симпатии, в  этих коллективах, как правило, выше творческое проявление сил.

Ныне, при достаточно широко развитой социально-психологической  службе на предприятиях проводится политика создания трудовых коллективов, где  все их члены были бы объединены также и по неофициальным признакам: в данном случае речь идет о способности  людей, их собственной оценке своих  возможностей и понимания каждым, что он действительно на своем  месте и что он - необходимый, равноправный, равноуважаемый член коллектива. Но и в каждом формальном коллективе функции человека не исчерпываются лишь его общественно заданной ролью, люди объединяются не только чисто производственными отношениями, а и другими интересами: политическими, нравственными, научными взглядами и мыслями, чаще же всего особенно близкими им житейскими проблемами.

Поскольку каждый член коллектива - личность, индивидуальность со своим  особым пониманием, опытом, складом  ума и характера, постольку даже в самом тесно спаянном коллективе возможны разногласия и даже противоречия. В условиях наличия последних  как раз и «проверяется на прочность» и коллектив, и каждая отдельная  личность - дает ли противоречие до антагонизма, или оно будет преодолено общими усилиями ко всеобщему благу.

Человеческое общество - это  высшая ступень организации живых  систем. Будучи как бы коллективом, оно обладает высшим социальным авторитетом. Первичный коллектив - это общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Общество выступает для  личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни  и как результат развития всех первичных коллективов, а значит, и ее самой, раз она является членом одного из них. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь  общественного целого.

Общество не может безразлично  относиться к развитию личности, и  поэтому оно на каждой ступени  своего собственного развития задает формирующейся личности общие принципы восприятия мира, определяя значение тех или иных аспектов жизни и  формируя усвоение индивидами определенных ценностей. Оно также дает знать, какие эмоции, в каких ситуациях  ценятся или же одобряются, какие  нормы и правила поведения оно поддерживает.

В связи с этим в обществе постоянно идет работа над определением идеалов, понимаемых как образцы, на которые должна равняться личность. Наряду с идеалами, в обществе функционируют  многочисленные «частные» модели личности, в которых учитывается, в частности, профессиональные достоинства работников, как их понимает данное общественное мнение.

Лишение индивида общения  отрицательно сказывается на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения  всегда считалось одним из самых  суровых наказаний. Но еще отрицательное  и страшное влияние на личность имеет  навязывание ей чужой воли и мыслей. Социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение  личности. Но не в меньшей степени  личностные ориентации и поведение  человека. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые  качества, чем больше его жизненные  ориентации совпадают с общечеловеческими  ценностями, чем в большей степени  он положительно влияет на развитие и  утверждение этих ценностей, тем  ярче и значительней сама личность. В том плане она характеризуется  со стороны силы ее духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность возвышается над своей природной  основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и  после своей биологической смерти.

Информация о работе Теория буддизма