Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 02:18, контрольная работа
Генеральной идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство – направление русской исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами евразийцев.
Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Общество выстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность.
ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. Гумилева
1.Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева…………………………3
2.Иерархия этнических связей……………………………………..5
3. Фазы этногенеза………………………………………………....8
4. Этническая регенерация……………………………………….10
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА
1. Понятие общества……………………………………………….13
2. Происхождение общества…………………………………………..15
3. Структура общества…………………………………………………17
Список использованной литературы………………………................20
Вначале протекает инкубационный период формирования нового этноса (в среднем около 100 - 150 лет), обычно не оставляющий заметных следов в истории. Это «пусковой механизм», не всегда приводящий к возникновению нового этноса потому, что возможен внезапный обрыв процесса посторонней силой. В одном-двух поколениях появляется некоторое количество персон, не мирящихся с ограничениями, которые охотно сносили их деды. Первые из них гибнут, если коллектив оказывает им сопротивление, но если процесс идет с достаточной интенсивностью, этих людей оказывается достаточно, чтобы сплотиться и навязать свою волю спокойным людям прежнего склада. В какой-то момент на исторической арене появляется исторически установимая группа людей, или консорция, быстро развивающаяся и формирующая свое этническое лицо и самосознание. Наконец, она облекается в соответствующую времени социальную форму и выходит на широкую историческую арену, часто начиная территориальную экспансию. Оформление этно-социальной системы знаменует конец инкубационного периода фазы подьема. Примером могут служить события на Востоке Римской империи, где в 1-П веках н. э. на стыке эллинского, древнееврейского и сирийского этносов возникла популяция, равно близкая и равно чуждая всем перечисленным выше. Это была христианская община, противопоставлявшая себя «языцем», т.е. всем остальным, и действительно выделявшаяся среди них по характеру своего поведения. В середине 1 в. н. э. проповеди апостола Павла положили начало консорциям, еще не выделившим себя из исходных этнических субстратов. В середине П века н. э. благодаря деятельности Юстина Философа христиане выделились в особый субэтнос, категорически размежевавшись с иудаизмом. Поддержав императора Константина, христиане доставили ему победу и диадему, удовлетворившись только предоставлением себе права на легальное существование. И тогда, с 313 г. новый этнос «христиане-ромеи» стал фактом всемирно-исторического значения. Затем из него вырос огромный суперэтнос с культурой, которую мы называем «Византийской». Как только особи нового склада создают новую этническую целостность, они выдвигают новый принцип общежития, новый императив поведения: «Будь тем, кем ты должен быть». Это означает: по мере сил исполняй свои общественные обязанности: если ты воин – воюй, если крестьянин – паши. Ведущая часть населения толкает всю систему по пути этнического развития, накапливает материальные и духовные ценности. Каждый активный строитель этнической целостности чувствует себя продолжателем дела предков, к которому он еще что-то добавляет. Каждая прожитая минута воспринимается как приращение к прожитому, которое живет в человеке. Результатом такого восприятия времени (пассеизм) являются подвиги героев, добровольно отдававших жизни за Отечество: царь Леонид и его 300 спартанцев в Фермопилах, Роланд в Ронсевальском ущелье, послушники Сергия Радонежского Пересвет и Ослябя, погибшие на Куликовом поле. Для них характерно отсутствие личной заинтересованности. Они как будто любили свое дело больше себя. Они чувствовали себя не просто наследниками великих традиций, но и частицами их, и поступали так согласно своему нервно-психологическому складу, определявшему вектор и характер их деятельности.
Ведущая роль в фазе подъема принадлежит пассионариям, но и роль гармоничных особей, исправно несущих свои обязанности, значительна. Субпассионарии не замечаются. Выжить им в эту суровую эпоху трудно.Фаза подъема, как правило, связана с внешней экспансией, расширением территории. Общественная система укрепляется.
2.Акматическая фаза.
Биохимическая
энергия достигает таких
При пассионарном перегреве гибнут одна за другой пассионарные особи. Результатом является определенное угасание пассионарности. Возрастает роль гармоничных особей. Переход к фазе надлома знаменуется новым императивом: «Мы устали от великих».
3.Фаза надлома.
Надлом - переход от накала акматической фазы к разумному хозяйничанью инерции. Цели и задачи те же, а силы убывают. Пассионарная энергия неуклонно рассеивается. Процент людей гармоничных и субпассионарных растет. Субпассионарии формируют кадры исполнителей во время гражданских войн. Снижаются, а то и сводятся на нет усилия персон творческих, которых объявляют «фанатиками». Именно отсутствие внутренней поддержки «своих» определяет гибель этносов от немногочисленных, но пассионарных противников.Так, в Западной Европе ХУ-ХУП веков процент субпассионариев значительно возрос за счет истребления консервативной части населения – гармоничных особей – людей наиболее законопослушных и трудолюбивых. Система суперэтноса потеряла свою устойчивость, так как отдельные пассионарии легко могли навербовать себе бродяг-солдат из числа субпассионариев. Раньше их самовластное поведение наталкивалось на сопротивление других пассионариев. Теперь же, когда их стало меньше, у каждого появился большой ареал. Поэтому столкновения эпохи Реформации и Контрреформации приобрели большой размах и стоили еще больших жертв. В эпоху Возрождения человекоубийство было повседневным занятием обитателей западной Европы, причем имело массовые масштабы. Объектом гонений оказывались не только философы и поэты (Мигель Сервет, Джордано Бруно), но и большей частью простые, безобидные люди с воображением. Их сжигали, объявляя колдунами и ведьмами. Гибли люди честные, гнушавшиеся доносительством, и талантливые, вызывавшие зависть, а размножались морально нечистоплотные тупицы, породившие поколение европейского обывателя, характерное для Х1Х века.
Конец фазы надлома и переход к инерционной фазе знаменует новый императив: «Дайте же жить, гады!».
4.Фаза инерции.
Отличительной чертой этого периода является сокращение активного элемента и полное довольствие эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Они уже научились понимать, что индивидуальности, желающие проявиться во всей оригинальности, представляют для соседей наибольшую опасность. Избежать ее можно, изменив общественный императив. «Будь таким, как я», - девиз инерционной фазы. Так, в Новое время – ХУП-Х1Х вв. – этот принцип нашел воплощение в образе «джентельмена», которому полагалось подражать по мере сил, а уклонение от подражания осуждалось общественным мнением. Посредственность становится идеалом. Для людей, не желавших отказаться от своей оригинальности, оставались сферы искусства и науки, казавшиеся безобидными.
Инерционная фаза – период интенсивного накопления материальных и культурных ценностей. Жить спокойно и хорошо. Предметов первой и всех последующих степеней необходимости – в достатке. Л.Н.Гумилев назвал эту фазу «золотой осенью» этноса. В этой фазе способность к расширению ареала снижается. Наступает пора воздействия на ландшафт собственной страны. Растет техносфера – количество нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари – за счет природных ресурсов. Этнос теряет связь с почвой, т.е. жизнью, и наступает неизбежный упадок. Облик этого упадка обманчив: на него надета маска благополучия и процветания, которые современникам представляются вечными, потому что они тешат себя иллюзиями о неисчерпаемости природных богатств. Но это – утешительный самообман, рассеивающийся после того, как наступает последний, роковой фазовый переход.Люди нетрудолюбивые, нетворческие, но обладающие завышенными требованиями к жизни, которые в героические эпохи имеют мало шансов выжить, в мягкое время цивилизации при общем материальном изобилии начинают размножаться без ограничений, и поскольку являются особями нового склада, создают свой императив: «Будь таким, как мы», т.е. не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить. Следует переход к фазе обскурации.
5.Фаза обскурации.
Завершает пассионарный цикл эпоха так называемой обскурации: отцовское наследие растрачено, таланты не рождаются, инициатива пропала, этнос не способен себя защитить. Примером может служить Западная часть Римской империи. В то время, как Восток бурлил, Запад неуклонно остывал. И в Западной, и в Восточной империях был один социальный строй, одна религия, один противник – варвары, нажимавшие на ту и на другую с равной силой. Но Восток отбился, а Запад пал под их ударами, ибо находился в фазе обскурации. Субпассионарии выдвигают императив: «Будь таким, как мы», т.е. живи только для себя. Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Ни на кого нельзя положиться, и правитель вынужден применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников. В обществе господствуют, как и в предшествующих стадиях, группы, только отбор иной – негативный: ценятся не способности, а их отсутствие, не знания, а невежество, не принципы, а беспринципность. Правящая группа не способна ничего ни создать, ни сохранить, она способна только паразитировать, разъедать тело народа, и потому победа субпассионариев ведет их к гибели. Фаза обскурации ужасна тем, что она является серией резких изменений уровня пассионарности, хотя и незначительных по абсолютной величине. Адаптация запаздывает, и этнос гибнет как системная целостность. Носители обскурации исчезают, как дым, и остаются уцелевшие после всех передряг носители первоначального статического состояния. Переход к мемориальной фазе ознаменован императивом: «День, да мой».
6. Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса.
После конца динамических фаз этногенеза уцелевшие люди отнюдь не становятся хуже, слабее, глупее. Изменяются не люди, а системная целостность. Пассионарное напряжение столь незначительно, что развитие не идет. Этнос теряет сопротивляемость и стремление к переменам. Идеалом становится консервация: «Помни, как было прекрасно». Память о прошлом переживает инерцию пассионарных импульсов, но удержать ее отдельные люди не в состоянии. Их усилия не встречают поддержки у современников, хотя они и не бесплодны. Сочинения поэтов сохраняются как фольклор, шедевры художников становятся мотивами народного искусства, история подвигов героев превращается в легенду или былину. Если среди людей этой фазы случайно рождаются пассионарные особи, они ищут себе применение не на родине, а у соседей. Дальнейшая судьба потерявшего пассионарность этноса зависит, в первую очередь, от окружения: при отсутствии хищных соседей он может длительное время влачить жалкое существование как этнос-реликт. Реликтовых этносов довольно много, причем часть из них вымирает, часть ассимилируется с другими этносами, а часть сохраняет свое самосознание, более или менее стабильную численность и занимаемую территорию. Это – этносы, пережившие себя и находящиеся в стадии гомеостаза (равновесия с природой). В стадии гомеостаза утрачивается уже и историческая память. Этнография знает довольно много этносов-изолятов, благодаря географическому положению не втянутых в общение с другими этносами или вовлеченных в него только за последние сто лет. Это – статические народы, у которых жизненный цикл повторяется в каждом поколении без изменений. Так называемые «отсталые» или «дикие» народы – не дети, а старички. Этносы, потерявшие былую пассионарность, могут существовать за счет пассионарности соседнего этноса, передаваемой даже не половым путем, а через системные связи (симбиоз). Примером является контакт пигмеев Центральной Африки с банту, которые используют их как проводников и платят за это своими изделиями из железа. Но когда беззащитный этнос окружен представителями других суперэтносов, он обречен на полное истребление: англичане устраивали облавы на тасманийцев; негры банту ловили бушменов для использования их на тяжелых работах, а их самих обращали в рабство буры. Чтобы отбиваться от беспощадного врага, этносу приходилось тратить остатки пассионарности: ведь отбивались наиболее энергичные.
Итак, даже на финальных фазах этногенеза необходима пассионарность, хотя бы заимствованная. И именно поэтому пассионарные толчки не только губят, но и спасают этносы, находящиеся в ареале толчка. Такой этнос попадает в горнило переплавки, и при благоприятных условиях из нескольких обломков выплавляется новый этнос, лишь смутно помнящий о своем происхождении, так как для него куда важнее дата его нового рождения. Смерть этноса – это распад системной целостности, а не поголовное истребление людей, в нее входящих.
Итак, мы рассмотрели все известные в этнической истории фазы этногенеза. По
нельзя считать изложение вопроса законченным, если мы не упомянем еще об
одном специфическом свойстве этногенеза - способности этноса к регенерации.
Суть этнической регенерации - это частичное восстановление этнической
структуры, наступающее после периода деструкции. Какой характер носит
регенерация в зависимости от фазы этногенеза? В фазе подъема регенерация на уровне этноса не наблюдается, поскольку пассионарность довольно устойчиво растет, что ведет к усложнению структуры этноса. В акматической фазе уже есть, что восстанавливать, поскольку эта фаза подрывает политическую мощь этноса, его хозяйство, даже часто бывает связана с повышенным уничтожением собственных сограждан, когда они начинают
бороться друг с другом, Принцип «Будь самим собой» - это принцип обоюдоострый, и, если один сам по себе и другой сам по себе, но они мешают друг другу, и в лучшем случае они толкают друг друга локтями, в худших - шпагами, а в еще худших пускают вход тяжелую артиллерию. И тогда в эти критические моменты оказывается, что ради самосохранения следует восстановить старый принцип, принцип фазы подъема — «Будь тем, кем ты должен быть». Тогда все устанавливается, приходит на круги своя. Этнос создает социально-политическую и государственную систему, при которой он существует, и естественно возвращается к акматической фазе, то есть опять к взаимоистреблению, но уже некоторое время спустя, когда условия станут более благоприятными и не столь трагичными. Яркой иллюстрацией такого рода регенерации является восстановление России после Смутного времени. К началу XVII столетия высокий уровень пассионарного напряжения привел к крайне сильному кризису, поставившему под сомнение сам факт существования огромной страны. Только усилиями ополчения, руководимого нижегородским купцом Мининым и обедневшим князем Пожарским, был водворен хоть какой-то порядок и провозглашен царем юный Михаил Романов, на простых санях привезенный в Москву. Уже при Алексее Михайловиче были восстановлены засечные линии против татар, присоединена Украина, шел процесс крестьянской колонизации по Оке и Волге. Но продолжалось это недолго – растущая пассионарность вновь заявила о себе страстями раскола, кровью восстания Степана Разина, Хованщины, стрелецких бунтов и петровских казней.Пассионарный перегрев снова вступил в свои права, и снова каждый стремился быть оригинальным.
Вывод: Этногенез – это природный процесс биосферы, возникающий иногда и являющийся одним из компонентов этнической истории наряду с тремя постоянно действующими факторами: 1) социально-политическим, ибо люди всегда устанавливали определенный порядок взаимоотношений в своем коллективе; 2) техническим, ибо нет и не было человека без орудий труда; 3) географическим, ибо средства к существованию черпаются из окружающей природы, а поскольку ландшафты Земли разнообразны, то разнообразны и экосистемы, включающие людей. Этих трех параметров достаточно, охарактеризовать любой гомеостатический этнос, но динамика этногенеза идет за счет четвертого фактора – пассионарного толчка, возникающего иногда на определенных участках земной поверхности и порождающего не один этнос, а группу этносов, именуемую суперэтносом, т.е. систему, в которой отдельные этносы являются блоками, звеньями и подсистемами
Информация о работе Теория этногенеза Л.Н. Гумилева Понятие общества