Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:36, доклад
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.
Философия марксизма
1. Общее понятие марксистской философии.
Марксистская
философия была создана
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
Актуальной задачей
для сегодняшнего марксизма является
освобождение от догм и приспособление
к современной эпохе, учет результатов
научно-технической революции
2. Предпосылки возникновения марксизма и марксистской философии.
Возникновению
марксизма и марксистской
предшествующая
3. Диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии.
Марксистская
философия материалистична по
своему характеру и состоит
из двух больших разделов –
диалектического материализма
4. Материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации.
Философским новаторством
К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое
понимание истории (исторической материализм).
Суть исторического материализма в
следующем:на каждом этапе общественного
развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности
вступают в особые, объективные, не зависящие
от их воли производственные отношения
(продажа собственного труда, материальное
производство, распределение); производственные
отношения, уровень производительных
сил образуют экономическую систему, которая
является базисом для институтов государства
и общества, общественных отношений;указанные
государственные и общественные институты,
общественные отношения выступают в качестве
надстройки по отношению к экономическому
базису;базис и надстройка взаимно влияют
друг на друга;
в зависимости от
уровня развития производительных сил
и производственных отношений, определенного
типа базиса и надстройки выделяются
общественно-экономические
5. Экономическое направление марксистской философии.
Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:
средства производства ;отчуждение; прибавочная стоимость; эксплуатация человека человеком.
Средства производства – уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая «рабочая сила».
В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средства производства – сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.
Стоимость производственного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.
Выход из данного
положения основоположники
будет ликвидирована частная собственность на средства производства; будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц; частная собственность на средства производства будет замена общественной (государственной); производственный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.
6. Диалектический материализм.
В основу диалектического
материализма Маркса и Энгельса была
положена диалектика Гегеля, но на совершенно
иных, материалистических (а не идеалистических)
принципах. По выражению Энгельса, диалектика
Гегеля была поставлена марксистами
с «головы на ноги». Можно выделить
следующие основные положения диалектического
материализма:
основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии;
Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека; развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
«Марксистская концепция»
В
середине 30-х годов учеными была
впервые разработана "марксистская
концепция" возникновения классового
общества и государства в
Классики марксизма установили, что государство-"...это
машина для поддержания господства одного
класса над другим", создается лишь
тогда, когда внутри данной страны в результате
разложения первобытнообщинного строя
происходит распад общества на классы
и формируется экономически сильный класс,
стремящийся к подчинения основной массы
населения, к установлению своего классового
господства. Поэтому речь могла идти лишь
о какой-то степени участия норманнов
в грандиозных сдвигах, происходивших
на Руси в IX-X вв.
Положения классиков марксизма явились
необходимой основой для разработки советской
концепции происхождения Древнерусского
государства., нанесший решающий удар
по норманнской теории. Примечательно,
что даже сами ученые, разрабатывавшие
ее, не сразу осознали, что эта концепция
подрывает основы, на которых базируется
учение норманистов.