Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 20:44, реферат
Анализ творческой деятельности И. Канта. Основные вопросы теории понания И. Канта.
1. Жизнь, научное и философское творчество 3
Иммануила КАНТА (1724-1804) 4
2. Место гносеологии в системе философии Канта. 5
3. Работа Канта в "критический" и "докритический" период.........................
- вопросы естествознания.
- три "критики" Канта.
- основная черта "критической" философии.
4. Феномен и Ноумен в философии познания Канта. 8
5.Чувственная ступень познания в гносеологии Канта. 9
6.Ступень рассудочного, рационального, познания
в гносеологии Канта. 10
7. Познание чистого разума в гносеологии Канта. 11
8. Незавершенность кантовской теории познания. 12
9. Заключение . 14
10. Список используемой литературы….........................................................15
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно–экономический
университет»
Гуманитарный
факультет
Кафедра
философии
Контрольная
работа по дисциплине
ФИЛОСОФИЯ
ТЕМА:
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ИММАНУИЛА
КАНТА.
Выполнил: __ Клименко Оксана Леонидовна____________
(Фамилия И.О.)
студент I-го курса 3 года 10 мес. спец. 080502/4____________
группа
8/2191
№ зачетной книжки
31759/09___________
Подпись:________________
Преподователь:__________
Должность
______________________________
Оценка:_________________
Подпись:________________
Санкт-Петербург
2010
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Жизнь, научное и философское творчество 3
Иммануила КАНТА (1724-1804) 4
2. Место гносеологии в системе философии Канта. 5
3. Работа
Канта в "критический" и "докритический"
период........................
- вопросы естествознания.
- три "критики" Канта.
- основная черта "критической" философии.
4. Феномен и Ноумен в философии познания Канта. 8
5.Чувственная ступень познания в гносеологии Канта. 9
6.Ступень рассудочного, рационального, познания
в гносеологии Канта. 10
7. Познание чистого разума в гносеологии Канта. 11
8. Незавершенность кантовской теории познания. 12
9. Заключение . 14
10.
Список используемой
литературы…...................
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в немецком прусском городе Кенигсберге (сейчас город Калининград Русского Федеративного Государства) хилым от рождения мальчиком. После окончания гимназии 17-летний Иммануил поступил в Кенигсбергский университет, где кроме предусмотренных программой дисциплин изучал под руководством профессора Мартина Кнутцена лейбнице-вольфианскую философию и творчество Исаака Ньютона. После окончания университета (1745) Кант 9 лет работает воспитателем недорослей в различный семьях состоятельных людей княжеств Германии. В 1746 году умирает отец Канта. В 1755 году Иммануил возвращается в Кенигсберг и в родном городе проводит весь остаток своей долгой жизни. Его принимают на работу в Кенигсберский университете, в котором он проходит все ступени своего продвижения по службе от ассистента (15 лет) до профессора и ректора Университета. Здесь он читал курсы лекций по метафизике (так назывался тогда курс философии), логике, математике, механике, физике, географии, антропологии и общей истории природы.
Творческую
деятельность Иммануила Канта исследователи
разделяют на две части. Первая из
них - это период Ранний, Научный,
Дофилософский или
Второй период в жизни Иммануила Канта названо периодом философской деятельности или Критическим период. Он открывается публикацией классических философских произведений, название основных из которых начиналось со слова "Критика". В 1781 году - на 57-м году своей жизни! - он публикует свою первую знаменитую работу: "Критика чистого разума" (Kritik der reinen Vernunft). Потом, в 1785 году, была опубликована его работа "Основоположения к метафизике нравов" (Grundlegung zur Metaphysik der Sitten), в 1790 - его знаменитые "Критика практического разума (Kritik der praktischen Vernunft) и "Критика способности суждений"(Kritik der Urtheilskraft); в 1793 году - "Религия в пределах только разума" Кант написал ряд других философских работ.
Умер Кант в восьмидесятилетнем возрасте 12 февраля 1804 года.
Кант определял философию, как науку, которая дает человеку знания о его предназначении в мире. По его словам, философия призвана ответить нам на такие три важнейшие вопросы:
Кант
начал писать свои философские произведения
после 55-летнего возраста. До этого
времени он глубоко изучил взгляды
своих философских
Прежде
чем начать что-либо познавать, писал
Кант, надо исследовать сам инструмент
познания и его возможности: исследовать
особенности и возможности
Канта в отличие от своих предшественников поставил себе задачу создать научную, теоретически и практически доказуемую, теорию познания. «Метод познания должен быть научным в противоположность "естественному" методу, которым здоровый человеческий рассудок владеет сам по себе. Научный метод не преследует ни догматических (Вольф), ни скептических (Юм) целей… Этот путь есть максима, согласно которой ничего не следует принимать за истину, кроме как только после полной проверки принципов». (Размышления о метафизике - Reflexionen zur Metaphysik, XV111, 293).
Кант считает, что есть два пути к созданию научной теории познания. Первый заключается в том, чтобы сопоставлять предметы природы с нашими идеями и представлениями, принимая за эталон предметы природы; а второй – в том, чтобы при таком сопоставлении эталоном считать наши идеи и представления. «Доныне полагали, - пишет он, - что всё наше познание должно соответствовать предметам ... Быть может, стоит поэтому попытаться, не выполним ли мы задачу метафизики лучше, если предположим, что предметы должны соответствовать нашему познанию».
3. РАБОТА КАНТА В "КРИТИИЧЕСКИЙ" И "ДОКРИТИЧЕСКИЙ" ПЕРИОД
Развитие Канта как философа делиться
на два периода.
Первый период считается до начала 70-х
годов, когда Кант пытался решать философские
проблемы - вопрос о бытии, вопросы философии
природы, философии религии, этики, логики
исходя из убеждения, что философия может
быть разработана и обоснована как теоретическая
умозрительная наука, т.е. без обращения
к опытным данным.
Начало второго периода относится к началу
70-х. Во время этого периода Кант пытается
строго отделить явления от вещей как
они существуют сами по себе, от "вещей
в себе"; последние по мнению Канта,
не могут быть даны в опыте. Теперь Кант
пытается доказать, что вещи сами по себе
не познаваемы, что мы познаем лишь явления
или тот способ, каким эти "вещи в себе"
воздействуют на нас. В этот период Кант
исследует состав, происхождение и границы
различных функций познания.
Учение сложившееся в этот период, было
учением агностицизма. Сам Кант называл
его "критикой разума".
Кант понимал, что его учение ограничивает
разум так как оно отказывает разуму в
способности познать сущности вещей, оставляя
за ним познание лишь явлений. Кант полагал,
что ограничение разума познанием одних
лишь явлений необходимо для развития
науки, так как оно лишает основания всякого
рода доказательства бытия Бога, потустороннего
мира и т.п.
Однако Кант все же считал, что верить
в Бога не только можно, но и необходимо,
так как без веры нельзя примирить требования
нравственного сознания с существованием
зла.
В философском развитии Канта отразилась
слабость современного ему немецкого
бюргерства. Кант не верил в то, что зло,
существующее в общественной жизни, может
быть устранено. Он ищет утешения в вере.
Гармония и нравственный порядок возможны
не в реальной эмпирической жизни, а в
мире "умопостигаемом".
"Умопостигаемый" мир достижим лишь
мысленно, но не конкретно материально.
Научное постижение, или познание,- рассудочное,
а не разумное. Вера в Бога - гарантия того
нравственного-порядка, который не может
быть найден в эмпирическом мире.
Но если результат к которому пришел Кант
во второй период своего развития, играл
на руку вере, то путь по которому Кант
шел к этому результату, мотивы, по которым
Кант предпринял свою "критику" разума,
имели глубокие гносеологические корни
и зачастую находились в противоречии
со стремлением найти источник веры в
постулатах практического разума. Кант
предпринял попытку выяснить:
1) источник различных видов знания - научного
и философского
2) выяснить на чем основывается достоверность
знания в математике и естествознании
3) исследовать формы и категории научного
мышления и т.д. Так как основной задачей
философии во второй период своего развития
Кант признал критику разума и других
способностей познания, то впоследствии
философию Канта периода после 70-х годов
стали называть "критической", а сам
этот период "критическим" . А так
как до начала 70-х годов критика в философии
Канта лишь намечалась, но не главенствовала,
то первый период филосовского развития
Канта стали называть "докритическим".
В работах "докритического" периода
важное место у Канта занимают произведения,
посвященные вопросам естествознания.
В этих работах Кант ставит вопрос о развитии
в природе. Пытается объяснить строение
и возникновение Солнечной системы. В
физике Кант обосновывал учение об относительности
движения и покоя, развив давние идеи Декарта
и Галлилея.
В биологии Кант наметил идею гносеологической
классификации животного мира, т.е. распределения
различных классов животных по их происхождению.
Наконец в своих антропологических исследованиях
он выдвинул идею естественной истории
человеческих рас.
Однако, излагая учение о естественном
происхождении и развитии Солнечной системы,
Кант делает ряд уступок религии и господствовавшей
в то время теологии. Так признавая бесконечность
процесса развития Мира ,Кант вместе с
тем полагает, что этот процесс все же
имел начало.
В работах "докритического" периода
Кант находился под влиянием работ Лейбница-Вольфа,
их рационалистической философии. Рационалисты
полагали, что реальная связь между причиной
и ее действием не отличается от логической
связи между основанием и следствием.
Под влиянием Юма Кант отказался от этого
взгляда. Связь между причиной и действием
только фактическая, эмпирическая, она
не может быть выведена логическим путем,
в силу чего одной логики не достаточно
для того, чтобы обосновать теоретическое
естествознание.
В тоже время из ученья рационализма Кант
сохранил убеждение, что науки, состоящие
из утверждений, имеющих всеобщее и необходимое
значение (математика, естествознание),
не могут иметь своим источником опыт,
который всегда неполон, незавершен и,
следовательно, не дает оснований для
такого рода обобщений. Однако таким источником
, по Канту, не может быть разум. А между
тем знание, имеющее всеобщее и необходимое
значение, или, по терминалогии Канта,
достоверное знание, все же существует.
Его источник - независимые от опыта и
предшествующие ему ("априорные")
формы чувствительности и рассудка.
"Критическая философия" Канта сформулировалась
к началу 70-х годов. Учение это было изложено
в трактатах: "Критика чистого разума"
1781 г. "Критика практического разума"
1788 г. "Криитика способности суждения"
1790 г.
В первой из этих работ Кант изложил свое
учение о познании, во второй - этику, в
третьей - эстетику и учение о целесообразности
в природе.
Предпосылку всех трех "Критик" составляет
учение Канта о "вещах в себе" и "явлениях".
По Канту существует независящий от нашего
сознания (от ощущения,от мышления) мир
вещей Кант называет их "вещами в себе".
Познание начинается по Канту с того, что
"вещи в себе" воздействуют на органы
чувств и вызывают ощущения. В этом тезисе
своего учения - в тезисе о существовании
"вещей в себе" - Кант материалист.
Здесь первично для него не наше сознание,
а вещи материального мира. Однако, как
только Кант переходит к исследованию
вопроса о формах и границах познания,
он отходит от материализма и развивает
идеалистическое учение о познании. Идеализм
этот состоит в утверждении , что ни ощущения
нашей чувствительности, ни понятия и
суждения нашего рассудка, ни понятия
(или "идеи") нашего разума не дают
и не могут дать теоретического знания
о" вещах в себе".
Как не достоверны всеобщие и необходимые
истины математики и естественных наук,
знание, которое они нам дают, не есть знание
"вещей в себе".
Это знание лишь тех сторон, свойств, отношений
вещей к которым приложимы формы нашего
сознания: ощущение, понятие, суждение.
О том же, к чему эти формы не могут быть
применены, у нас вовсе не может быть никакого
знания: вещи в себе не познаваемы, познаваемы
лишь явления. Непознаваемость "вещей
в себе" по Канту есть их принципиальная
характеристика.
Правда, эмпирическое знание непрерывно
прогрессирует и этому прогрессу, по мнению
Канта, нельзя указать никаких границ.
Однако безграничный прогресс эмпирического
знания не приближает нас к познанию "вещей
в себе". Последние всегда были всегда
будут за пределами нашего познания.
Основная черта "критической философии"
Канта - примирение материализма с идеализмом,
агностицизм. Когда Кант допускает, что
нашим представлениям соответсвует нечто
вне нас какая-то "вещь в себе" - то
тут Кант материалист. Когда он объявляет
эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной,
потусторонней - Кант выступает как идеалист.
Учение о непознаваемости "вещей в себе"
имеет идеалистический смысл потому, что
в конечном счете "вещи в себе" оказываются
у Канта трансцендентными, т.е. потусторонними,
существующими вне времени и пространства.
Время же и пространство, количеств, качество,
причинность и все другие объективно существующие
связи и отношения рассматриваются Кантом
как субьек-тинвные, существующие лишь
в качестве форм познания чувственности
и рассудка.
Итак, исходный принцип философии Канта: Прежде чем начать познавать, необходимо исследовать инструмент познания, сознание человека и его возможности.
Сознание человека, утверждает родоначальник немецкой классической философии, воспринимает только "Феномен" (то, что является, показывается, доходит до нас через чувства) явлений и предметов, но для сознания навсегда остается недоступным "Ноумен" (“вещь в себе", "Ding an sich", - то, чем вещь, явление являются в действительности, сами по себе, не зависимо от наших чувств и чувственных восприятий).
«Понятие ноумена, т.е. вещи, которую следует мыслить не как предмет чувств, а как вещь в себе (исключительно посредством чистого рассудка), не заключает в себе никакого противоречия, так как о чувственности нельзя утверждать, она единственно возможный способ созерцания. Далее, это понятие необходимо для того, чтобы не распространять чувственных созерцаний на сферу вещей в себе, следовательно, чтобы ограничить объективную значимость чувственного познания (ведь все остальное, на что не распространяется чувственное созерцание, называется ноуменами именно для того, чтобы показать, что область чувственного познания простирается не на все, что мыслится рассудком). Но, в конце концов, все же возможность таких ноуменов усмотреть нельзя и вне сферы явлений все остается для нас пустым, иными словами, мы имеем рассудок, проблематически простирающийся далее сферы явлений, но у нас нет такого созерцания, и мы даже не можем составить себе понятие о таком возможном созерцании, благодаря которому предметы могли бы быть даны нм вне сферы чувственности, а рассудок можно было бы ассерторически за ее пределами, Следовательно, понятие ноумена есть только демаркационное понятие, служащее для ограничения притязаний чувственности и потому имеющее только негативное применение. Однако оно не вымышлено произвольно, а связано с ограничением чувственности, хотя и не может установить ничего положительного вне сферы ее»
(Иммануил Кант. Сочинения в шести томах.
Том 3. Москва, 1964, стр. 309-310)
Познание, по Канту, проходит три ступени. Первой, начальной, среди них ступенью познания является чувственное созерцание. Его возможности и содержание обусловлены, с одной стороны, спецификой органов чувств (в этом плане Кант полностью разделяет взгляды Давида Юма), а с другой стороны - присущими чувствам априорным (до опытных) форм созерцания.