Теория
познания И. Канта
Теория
познания, гносеология, эпистемология,
раздел философии, в котором изучаются
проблемы природы познания и его возможностей,
отношения знания к реальности, исследуются
всеобщие предпосылки познания, выявляются
условия его достоверности и истинности.
В отличие от психологии, физиологии высшей
нервной деятельности и других наук, Теория
познания как философская дисциплина
анализирует не индивидуальные, функционирующие
в психике механизмы, позволяющие тому
или иному субъекту прийти к определённому
познавательному результату, а всеобщие
основания, дающие возможность рассматривать
этот результат как знание, выражающее
реальное, истинное положение вещей. Два
основных направления в Теория познания
- материализм и идеализм.
История Теория познания в античности
центральной в Теория познания выступала
проблема отношения знания и мнения, истины
и заблуждения. При этом знание понималось
в единстве с его предметом: для идеалиста
Платона предметом познания является
мир идей, для древнегреческих материалистов
- природа. Античная философия исходила
из того, что знание есть своеобразная
копия предмета; эта предпосылка принималась
как нечто совершенно естественное и даже
особенно не обсуждалась. Главный интерес
дискуссии состоял в выяснении того процесса,
посредством которого предмет переводится
в состояние знания. Тезис о единстве знания
и предмета специфически сочетался с непониманием
активности субъекта в процессе познания:
истинный объект может быть только «дан»
познающему; все продукты его творчества,
его субъективной познавательной деятельности
- лишь неистинное мнение.
Крупный шаг в развитии Теория
познания был сделан европейской
философией 17-18 вв., главными для которой
стали проблемы связи «я» и внешнего мира,
внешнего и внутреннего опыта. Теория
познания выступала не только как анализ
философско-метафизического знания, но
и как критическое исследование научного
знания. В этот период проблематика Теория
познания занимала центральное место
в философии, будучи исходной при построении
философских систем (а иногда и совпадая
с этими системами). Ставилась задача отыскания
абсолютно достоверного знания, которое
было бы исходным пунктом и вместе с тем
предельным основанием всей остальной
совокупности знаний, позволяющим дать
оценку этих знаний по степени их истинности.
Выбор разных путей решения
этой задачи обусловил появление
рационализма и эмпиризма. Ориентация
на механико-математическое естествознание
того времени, попытка применить методы
науки непосредственно к решению философских
вопросов определяли понимание рационализмом
врождённых идей (из которых якобы и может
быть выведено всё остальное знание) по
аналогии с геометрическими аксиомами.
Эмпиризм пришёл к уподоблению данных
чувственности (как элементарных единиц
знания) своеобразным «атомам», взаимодействие
которых порождает все остальные познавательные
образования. Взаимоотношение чувственности
и разума, эмпирического и рационального
исследовалось Теория познания не только
как проблема происхождения знания, а
прежде всего как проблема логического
обоснования системы знания. В этой связи
философия 17-18 вв. анализировала проблемы
взаимоотношения субъекта и материальной
субстанции, «я» и внешнего мира (и производные
от них проблемы внешнего и внутреннего
опыта, первичных и вторичных качеств),
возникшие как следствие осуществленного
Р. Декартом выделения субъекта (субъективного)
как чего-то резко отличного от материальной
субстанции и логически противоположного
ей. Материалистический эмпиризм, выступая
против превращения идеалистами-рационалистами
мышления в самостоятельную субстанцию,
в «рациональную вещь», остро критиковал
декартовское учение о врождённых идеях.
Признавая сам факт существования «я»
как феномена психической жизни, непосредственно
переживаемого познающим субъектом, эмпиризм
безуспешно пытался объяснить происхождение
и функционирование внутреннего опыта
- проблему, неразрешимую в рамках метафизической
формы материализма того времени. Слабости
метафизического материализма были использованы
субъективным идеализмом (Дж. Беркли, Д.
Юм). который спекулировал прежде всего
на проблематике Теория познания
В немецкой классической философии
проблемы Теория познания связывались
с исследованием исторического развития
форм практической и познавательной деятельности.
В философской системе И. Канта впервые
предпринимается попытка построить такую
Теория познания. которая была бы совершенно
независима от всяких допущений о реальности
- как онтологических, так и психологических.
Кант постулировал зависимость реальности
от самого познания: объект и субъект познания
существуют лишь как форма протекания
познавательной деятельности. По Канту,
предметность, объективация содержаний
знания - форма деятельности субъекта
(который не существует вне познаваемых
им предметов); с др. стороны, объект существует,
согласно Канту, как таковой лишь в формах
деятельности субъекта. «Вещь в себе»,
то есть реальность, существующая вне
всякого отношения к познающему субъекту,
даётся последнему лишь в формах объектов,
являющихся по существу продуктами собственного
творчества субъекта. Установка Канта
на создание «чистой» Теория познания.
независимой от онтологических предпосылок,
была реализована им лишь частично. Доведение
до конца «чистого гносеологизма» принадлежит
уже неокантианству, отвергнувшему не
только «вещь в себе», но и самого субъекта,
осуществляющего познание.
После Канта немецкая классическая
философия стремилась преодолеть
разрыв гносеологической и онтологической
проблематики. Наиболее полно в
домарксистской философии эта
задача решалась Г. Гегелем.
Утверждая диалектическую взаимозависимость
субъекта и объекта, Гегель показал несостоятельность
их метафизического противопоставления.
По Гегелю, субъект и объект по существу
тождественны друг другу, так как в основе
действительности лежит саморазвитие
абсолютного духа, который является абсолютным
субъектом, имеющим в качестве объекта
самого себя. Отсюда проистекает принцип
совпадения диалектики, логики и Теория
познания сформулированный Гегелем на
объективно-идеалистической основе.
Анализ проблем Теория познания
в буржуазной философии 20 в.
характеризуется следующими особенностями.
Впервые в истории Теория познания идеалистический
эмпиризм (махизм, неореализм) сочетается
с онтологизмом, то есть с определёнными
допущениями о реальности и её свойствах.
Фундаментальное для эмпиризма понятие
элементарных данных чувственности истолковывается
как относящееся не к субъективным психическим
переживаниям субъекта, а к некоторым
объективно (то есть независимо от индивидуального
сознания) существующим чувственным сущностям
(«нейтральные» элементы мира Э. Маха,
«чувственные данные» неореалистов, «сенсибилии»
Б. Рассела и т. д.). Теория познания такого
типа сочетают в себе черты как субъективного,
так и объективного идеализма. Другая
особенность современной западной философии
состоит в появлении направлений (логический
позитивизм, неопозитивизм, аналитическая
философия), которые отрицают осмысленность
Теория познания (как и всей классической
философии). С точки зрения логического
позитивизма, идеалом осмысленности является
научное знание; все предложения науки
можно разделить либо на синтетические
(высказывания эмпирических наук), либо
на аналитические (истины логики, математики);
классические философские проблемы не
имеют смысла, ибо предполагаемые этими
проблемами возможные ответы не могут
быть отнесены ни к эмпирически-синтетическим,
ни к аналитическим высказываниям. Проблемы
Теория познания (отношение субъекта к
объекту. природа реальности и др.) носят,
согласно логическому позитивизму, характер
типичных псевдопроблем. Экзистенциализм,
в противоположность неопозитивизму,
критикует Теория познания (и всю классическую
философскую «метафизику») за близость
к правилам, которые приняты для формулирования
вопросов в науке или в обыденном языке.
Теория познания марксистско-ленинской
философии. Отвергая все формы
гносеологического идеализма, марксистско-ленинская
Теория познания исходит из последовательно
материалистического решения основного
вопроса философии, то есть рассматривает
познаваемый материальный мир, объективную
реальность как существующую вне и независимо
от сознания. Из принципиального тезиса
о материальной обусловленности познания
следует, что процесс познания осуществляется
не неким оторванным от человека «чистым»
сознанием или самосознанием, а реальным
человеком посредством его сознания. Диалектический
материализм исходит из положения о том,
что мир познаваем, и решительно отвергает
утверждение о его непознаваемости, то
есть агностицизм.
Будучи последовательно материалистической,
марксистско-ленинская Теория познания
не есть, однако, простое продолжение
сложившейся в домарксистской философии
материалистической линии в решении проблем
гносеологии (см. Материализм). В системе
философии марксизма-ленинизма Теория
познания существенно преобразуется и
по структуре, и по содержанию своих проблем,
и по характеру связи как с другими разделами
философии и социальной теории, так и с
проблемами реальной жизни.
Основная особенность диалектико-материалистической
Теория познания определяется тем,
что её развитие осуществляется на основе
материалистически истолковываемого
тезиса о единстве диалектики, логики
и Теория познания (см. Диалектическая
логика). «Диалектика и есть теория познания
(Гегеля и) марксизма...» (Ленин В. И.. Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 321). Это означает,
что в системе марксистско-ленинской философии
не существует ни «чистой онтологии»,
ни «чистой гносеологии»; во всякой крупной
философской проблеме диалектический
материализм рассматривает онтологический
и гносеологический аспекты в их единстве.
Примеры такого принципиально нового
подхода даёт работа Ленина «Материализм
и эмпириокритицизм», в которой содержится
теоретико-познавательное истолкование
ряда категорий, являющихся, с точки зрения
метафизической философии, «чисто онтологическими»,
- материи, движения, пространства и времени,
причинности и др. Вместе с тем при решении
любой проблемы Теория познания марксизм-ленинизм
исходит из определённых представлений
о структуре объективной реальности, о
месте познавательного процесса в системе
действительности.
Диалектический материализм не
только снимает противопоставление
Теория познания и онтологии,
но кладет конец характерному
для немарксистской философии отрыву
проблем Теория познания от проблем социального
бытия. Сущность и природа познания носят
социальный характер и, следовательно,
не могут быть поняты в изоляции от предметно-практической
деятельности, которая есть подлинная
сущность человека. Поэтому субъект познания
производен от субъекта практики; познающий
субъект - это не изолированный от др. людей
индивид (так называемый «гносеологический
робинзон» метафизической философии),
а человек, включенный в социальную жизнь,
использующий общественно выработанные
формы познавательной деятельности - как
материальные (орудия труда, инструменты,
приборы и т. д.) так и идеальные (язык, категории
логики и т. п.).
Исходные знания о мире даны
человеку в чувств. познании - ощущениях,
восприятиях, представлениях. Марксистская
Теория познания противостоит идеалистическому
и метафизически истолкованному сенсуализму,
она подчёркивает несводимость рационального
познания (мышления, понятия) к простому
суммированию или механическому преобразованию
данных органов чувств. Результаты мыслит.
деятельности не только дают новое знание,
непосредственно не содержащееся в данных
чувственности, но и активно влияют на
структуру и содержание чувств. познания.
Поэтому те эмпирические данные, с которыми
имеет дело наука, образуются в результате
использования теоретических положений
для описания содержания чувственного
опыта и предполагают ряд теоретических
идеализаций. Наряду с этим чувственный
опыт, выступающий в качестве исходной
основы познавательного процесса, понимается
не как пассивное запечатление воздействия
предметов внешнего мира, а как момент
активной практической, чувственно-предметной
деятельности.
Теоретическое мышление руководствуется
при воспроизведении объекта познания
методом восхождения от абстрактного
к конкретному, с которым неразрывно связаны
принципы единства логического и исторического,
анализа и синтеза (см. Метод, Методология).
Формами отражения объективной действительности
в познании являются категории и законы
материалистической диалектики, выступающие
также и как методология. принципы научно-теоретической
деятельности. Общая схема процесса познания
выражена в положении Ленина: «От живого
созерцания к абстрактному мышлению и
от него к практике» (там же, с. 152-53).
Характер и уровень развития
материальной практики, то есть
деятельности по преобразованию природной
и социальной реальности, определяет и
горизонт познания для любых конкретных
условий истории. В классово-антагонистическом
обществе характер практики того или иного
класса существенно определяет возможности
объективно-истинного познания для его
представителей. Революционное преобразование
общества, осуществляемое рабочим классом,
не только обеспечивает всемирно-исторический
прогресс человечества, но и непосредственно
служит прогрессу познания.
Познавательный процесс рассматривается
в марксистско-ленинской Теория
познания не только и не
столько в той форме, в какой
он осуществляется в голове индивида,
сколько в форме социально-исторического
процесса развития знания. Теория познания,
подчёркивал Ленин, «... должна рассматривать
свой предмет... исторически, изучая и обобщая
происхождение и развитие познания, переход
от незнания к познанию» (там же, т. 26, с.
55). Познание мира отдельным человеком
опосредовано всемирно-историческим процессом
развития знания. Для домарксистской и
немарксистской Теория познания характерно
сведение проблемы обоснования знания
к поиску некоей абсолютно неизменной,
вне исторической предельной основы всякого
знания, позволяющей осуществлять вне
историческую оценку продуктов познавательной
деятельности. Марксистско-ленинская
Теория познания последовательно проводя
диалектико-материалистический принцип
историзма в анализе знания, подчёркивает
конкретно исторический характер оснований
знания, изменение логической структуры
систем знания (и прежде всего научных
теорий) в процессе развития человеческого
познания, которое происходит в определённой
связи с изменением социальных и культурных
институтов. Вместе с тем диалектический
материализм решительно выступает против
какого бы то ни было гносеологического
релятивизма, развивая учение о диалектике
абсолютной и относительной истины и подчёркивая
наличие в человеческих знаниях объективной
истины, то есть такого содержания, которое
не зависит ни от человека, ни от человечества.
Этапы познания - это ступени на пути всё
более точного и всестороннего воспроизведения
в знании объективного положения дел.
Общественно-историческая практика выступает
не только как основа и цель познания,
но и как критерий истины.
Краеугольный камень материалистической
Теория познания - принцип отражения.
Диалектико-материалистическая теория
отражения, основы которой заложены
К. Марксом и Ф. Энгельсом и разработка
которой была поднята на новую ступень
В. И. Лениным, лежит в фундаменте всей
марксистско-ленинской философии. В системе
диалектического материализма нет абсолютного
совпадения Теория познания и теории отражения.
Последняя имеет дело не только с анализом
познания и знания, но и с исследованием
тех форм отражения, которые существуют
на допознавательном уровне, в частности
в неживой природе. Марксистско-ленинская
теория отражения существенным образом
отличается от теории отражения домарксистского
метафизического материализма, носившей
созерцательный характер. Диалектический
материализм показывает, что специфически
человеческое отражение осуществляется
в неразрывной связи и на основе активной
практической преобразовательной деятельности.
Поэтому и сам познавательный процесс
протекает не в форме пассивного созерцания
некоторых вовне данных объектов, а в виде
ряда организованных в систему идеальных
действий, операций, формирующих определённые
«идеальные объекты», которые и служат
средствами для познавательного освоения,
отражения объективного мира. Процесс
отражения, таким образом, понимается
в неразрывной связи с процессом материального
и идеального творчества.
История Теория познания доказывает,
что эта область философии
в большей степени, чем другие,
связана с наукой, выступая в
ряде случаев как критический
анализ и истолкование (не всегда,
конечно, адекватное) научных данных.
Так, Теория познания Канта в значительной
степени есть попытка философского осмысления
ньютоновской механики; логический позитивизм
пытался выдать себя за концепцию, формулирующую
познавательные процедуры, которые характеризуют
современную науку. Однако Теория познания
не тождественна некоей метанауке. Она
сложилась как сфера философского знания
задолго до появления современной науки;
к тому же не всякое метанаучное исследование
носит гносеологический характер. Как
анализ логической структуры той или иной
конкретной научной теории (например,
метаматематика, металогика и т. д.). так
и изучение с помощью аппарата современной
формальной логики связей между элементами
языка целых классов научных теорий (так
называемый логический анализ языка науки,
см. Логика науки) сами по себе не являются
гносеологическими исследованиями. Теоретико-познавательное
истолкование науки начинается там, где
теоретические конструкции интерпретируются
с точки зрения их соответствия реальности,
истинности, возможности приписать статус
существования тем или иным используемым
в теории абстрактным объектам, возможности
оценить как аналитические или синтетические
те или иные высказывания данной научной
области. Такое исследование связано с
анализом содержания эмпирических данных,
подтверждающих теорию, с точки зрения
их обоснованности, наличия в них достоверного
и проблематического знания. Гносеологическая
интерпретация конкретных научных теорий
выступает, с одной стороны, как приложение
некоторых общих принципов Теория познания
к анализу специальных случаев, с другой
- как своеобразная ассимиляция новых
научных результатов для уточнения, а
иногда и пересмотра некоторых общих гносеологических
постулатов. Например, революция в физике
на рубеже 19-20 вв. продемонстрировала полную
несостоятельность Теория познания созерцательного,
метафизического материализма; Теория
познания махизма и логического позитивизма
пришла в очевидное противоречие с развитием
современной науки. Ленин, проанализировав
развитие естествознания в начале 20 в..
творчески разработал основные принципы
диалектико-материалистической Теория
познания Гносеологическая ассимиляция
новых научных данных не имеет ничего
общего с простым «индуктивным обобщением»:
развитие науки может потребовать новой
гносеологической интерпретации её результатов,
которая приводит к необходимости обратиться
прежде всего к классической проблематике
Теория познания