Теория познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:24, реферат

Описание

Проблемы теории познания и методологии в философии ХVII в.: эмпиризм, рационализм, иррационализм. Идея о необходимости ограничить монополию разума в сфере теоретического знания.

Работа состоит из  1 файл

Гносеология.docx

— 34.22 Кб (Скачать документ)

Антропоцентризм философии эпохи Возрождения продемонстрировал дерзания человеческого разума. Философия Нового времени утвердила его автономию и признала его основой поведения и познавательной активности человека. Это выдвинуло в качестве первостепенной философской задачи обоснование адекватного метода познания природы и исследование природы человеческого разума. Основоположник методологии познания мира - Фрэнсис Бэкон (1561-1626), последний философ эпохи Возрождения и первый мыслитель Нового времени. Его перу принадлежат трактаты «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон наук», «О началах и истоках», «Новая Атлантида». Схоласты средневековья видели истину в Боге и искали в книгах прошлого, пантеизм Возрождения усматривал истину в Боге и искал в мире, а Бэкон видел истину в мире и ориентировал искать в природе. В сочинении «Новый Органон наук, или Истинные указания для истолкования природы» Бэкон провозгласил принцип эмпиризма как основы познания и разработал индуктивный метод. Суть индуктивного метода заключается в получении общего знания о мире путём изучения многообразия явлений и процессов. Бэкон полагал, что индукция является оптимальным методом познания. Не от частного к общему, а от целого к части, и исследование части в направлении целого через отбор и исключение случайностей. Бэкон назвал три типа исследователей. Рационалист - «паук»: создаётся ажурная ткань доказательств, часто не только бесполезная, но подчас и беспомощная из-за ложного основания. Эмпирик - «муравей»: собирается всё, что попадается на пути. Индукционист - «пчела»: информация («нектар») собирается и перерабатывается в истину («мёд»). Исследователю препятствуют обрести истину четыре гносеологических призрака, «идола». «Идол рода» присущ природе человека: восприятие покоится на аналогии человека, а не аналогии мира. «Идол пещеры» дополняет предыдущий: индивидуальные потребности и интересы редактируют познавательные усилия и оценки, человек скорее верит в истинность того, что предпочитает. «Идол площади» порождается речевым общением людей и стереотипами, слова говорят не о том, что есть вещь, а о том, какое она имеет значение для людей. «Идол театра» порождается слепой верой в авторитеты и их доктрины. К крыльям ума надо подвешивать гири, чтобы он держался ближе к фактам. История опирается на память, поэзия - на воображение, а «естественная» философия - на опыт и рассудок. Бэкон переоценивал опытное знание и недооценивал теоретическое знание. Взгляды Бэкона на методологию и гносеологию новой философии воспринимал Томас Гоббс (1588-1674), автор трилогии: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Его перу принадлежит и знаменитый трактат «Левиафан». Гоббс заявил, что «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично в органах ощущения». Восприятие мира на уровне знания фактов вполне достаточно для обыденной жизни, но недостаточно для научного знания, где место практики занимает теория. Развив методологию, Гоббс отклонился от бэконовского эмпиризма и приблизился к рационализму. За образец теоретического знания он принял математику (геометрию и арифметику). Истины математического знания (физика, прикладная математика) Гоббс увязывал не с непосредственным чувственным опытом, а со словами языка. Язык есть разновидность опыта, закрепляющая мысли по поводу ощущения и обеспечивающая обмен ими. Первостепенной задачей методологии является умение составлять точные определения, исключающие амбивалентность (противоречивость). Гоббс полагал, что реальность мира представлена исключительно единичными вещами. Отрицание онтологического статуса общего привело Гоббса и к отрицанию объективности содержания знания: «Истина - свойство не вещей, а суждений о них», - а этот номинализм обеспечил путь к конвенционализму. Последний всё же связан с реальностью, ибо за словом-знаком стоит чувственная деятельность. Пытаясь соединить элементы эмпиризма и рационализма в единую методологическую систему, Гоббс прибег к анализу, позволяющему в эмпирическом опыте выявить общее, и к синтезу, обеспечивающему постижение исследуемого объекта в целом. Доминирующую роль он отвёл анализу: «целое и совокупность всех его частей идентичны». В этом проявился механицизм методологии Гоббса. Методология Гоббса ориентирована на познание природы и общества и исключает то, что составляет предмет веры. Причём на пассивное восприятие предметной реальности на уровне феномена, сущность которой сохраняет свою тайну.

 Проблемы теории познания и методологии в философии ХVII в.: эмпиризм, рационализм, иррационализм

В исследованиях  философов 17 в. акцент сделан на методологических и гносеологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное отражение действительности в сознании человека, как наблюдение и экспериментирование  с объектами природы, которые  раскрывают тайну своего бытия познающему разуму, причем сам разум наделен  статусом суверенности. Он как бы со стороны наблюдает и исследует  вещи ("посторонний наблюдатель").

Новое время - это  эпоха разносторонней критики традиционной средневековой схоластики. Критика  схоластики и формирование новой  философской парадигмы осуществлялось с двух позиций. С одной стороны, осознавая несоответствие схоластических установок и понятий требованиям  жизни, философы 17 в. - Ф.Бэкон, Дж.Локк, Т.Гоббс - утверждали, что построить  надежное здание истинной философии  можно только опираясь на опытно-экспериментальное  естествознание. Они заложили основы того гносеологического направления, которое получило наименование эмпиризма.

С другой стороны, считая главным препятствием для  создания подлинно научной философии  авторитаризм схоластической философии, для которой догматы христианского  вероучения и положения содержащиеся в работах "отцов церкви" и  Аристотеля, были единственным источником знаний, многие из философов Нового времени обращались к осмыслению и обобщению методов математического  познания. Они - Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц - видели в истинах математики проявление "естественного света" человеческого  разума, который собственными силами, без помощи каких бы то ни было авторитетов  и даже без помощи сверхъестественного "откровения божия" способен проникнуть в любую тайну и постичь  любую истину. Наиболее влиятельным  и глубоким критиком схоластики с  этих позиций был Р.Декарт. Он стал родоначальником того направления  в гносеологии, которое получило название рационализма.

Таким образом, уже  с первых шагов формирования новой  философии наука поляризует философские  воззрения: математика и математическое естествознание воздействуют на философию  в направлении преобразования ее в абстрактную рациональную науку, эмпирическая же методология подсказывала совершенно иную архитектуру философских  представлений.

Одним из первых, кто  противопоставил категориям схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о Боге, природе и человеке доктрину "естественной" философии, базирующейся на опытном познании был Фрэнсис  Бэкон (1561-1626). Его часто называют последним крупнейшим философом  Возрождения и зачинателем философии  нового времени.

Ф.Бэкон впервые  сформулировал идею универсальной  реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. "Истина - дочь Времени, а не Авторитета" - бросает Бэкон  свой знаменитый афоризм. Отныне, по его  мнению, открытия надо искать в свете  Природы, а не во мгле Древности.

"Целью нашего  общества является познание причин  и скрытых сил всех вещей  и расширение власти человека  над природой, покуда все не  станет для него возможным." Только истинное знание, по мнению  Бэкона, дает людям реальное могущество  и обеспечивает их способность  изменять лицо мира. Два человеческих  стремления - к знанию и могуществу - находят здесь свою оптимальную  равнодействующую. Английский мыслитель  считал, что все проблемы общества  можно разрешить на основе  научно-технического прогресса.  И об этом очень подробно  он пишет в "Новой Атлантиде".

Научный прогресс, полагал Бэкон, должен быть достигнут  прежде всего за счет перехода от схоластических спекуляций к анализу вещей. Схоласты, по мнению Бэкона, бесполезной утонченностью, пустым умозрением и ненужными спорами "подрывают твердыню науки".

Поиск метода для  получения позитивного научного знания - является одной из главных  проблем, которую стремился решить Ф.Бэкон. Основные его идеи изложены в таких работах: "Новый Органон  наук"(1620), "О достоинстве и  приумножении наук"(1623), "Новая  Атлантида"(1627). В них разрабатывается  философская доктрина, нацеленная на установление "царства человека" на основе естественных наук, технических  изобретений и усовершенствований.

В противоположность  дедуктивной логической теории аристотелевского "Органона" Бэкон обосновал  индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит  опыт и эксперимент и определенная методика их анализа и обобщения. Центральное место в методологической программе Бэкона занимают опыт и  индукция. Научное знание, по мнению Бэкона, проистекает не просто из непосредственных чувственных данных, а из целенаправленно  организованного опыта, эксперимента. Именно его "мы готовим в качестве светоча, который надо возжечь и  внести в природу", "поскольку  природа вещей лучше выражается в состоянии искусственной стесненности, чем в собственной свободе". Эксперимент дает возможность ставить  изучаемую вещь в искусственные  ситуации, в которых наиболее отчетливо  проявляются те или иные ее признаки.

Английский мыслитель  выделял два типа опытов - "плодоносные" и "светоносные". Первые - приносят непосредственную пользу человеку, вторые - приводят к новому знанию. Разработка методологии проведения таких экспериментов - несомненная заслуга Бэкона, хотя экспериментальный метод в естествознании был изобретен и применялся еще  Роджером Бэконом, Леонардо да Винчи, Галилео  Галилеем. Ему же принадлежит заслуга  введения в широкий интеллектуальный оборот требования эмпирического обоснования  знания.

Теорию "светоносных" опытов Бэкон изложил в "Новом  Органоне" и она по существу смыкается  с его учением об индукции, с  попыткой решить сложнейшую проблему научно-теоретического обобщения эмпирического  материала. При этом он обосновывает метод научной индукции, "которая  производила бы в опыте разделение и отбор путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые  выводы" . Метод индукции - это  логический путь движения мысли, характеризующий  переход знания частного к знанию общего. Это метод, позволяющий разуму человека анализировать, разделять и разлагать природу, открывать присущие ей общие свойства и законы.

Следует подчеркнуть, что Бэкон понимал, с одной  стороны, ограниченность наивного сенсуалистического реализма, и с другой - абстрактно-спекулятивной  метафизики, считая, что ученый должен быть мыслящим эмпириком, "пчелой". "Путь пчелы" - это путь, соединяющий  как переходы от обобщения опытных  данных к созданию теории, так и  переходы от теории и выводов из нее к постановке новых экспериментов. При этом Бэкон, кажется, с излишним оптимизмом считал, что индуктивный  анализ, опирающийся на показания  органов чувств, является достаточной  гарантией необходимости и достоверности  получаемого заключения.

Теория индуктивного метода органически связана в  учении Бэкона с его аналитической  методологией, философской онтологией и учением о простых природах и их формах. Средства индукции предназначаются  для выявления форм "простых  свойств", или "природ", как их называет Бэкон, на которые , по его  мнению, разлагаются все физические тела.. Индуктивному исследованию подлежат, например, не золото, вода или воздух, а такие их свойства как плотность, тяжесть, ковкость, цвет, теплота и  т.п. Такой аналитический подход в теории познания и методологии  науки превратился в прочную  традицию английского философского эмпиризма. Оправданность позиции  Бэкона уровнем развития естествознания несомненна: физика занималась изучением  как раз такого рода феноменов, исследуя природу плотности, упругости, тяготения, теплоты, цвета, магнетизма.

Как метод продуктивного  открытия индукция должна работать по строго определенным правилам, как  бы по некоторому алгоритму "почти  уравнивая дарования и мало что  оставляя их превосходству". Однако следует отдавать себе отчет, что  в творчестве какая-либо универсальная  и общезначимая система принципов  научного открытия вряд ли возможна: она  связывает интуицию исследователя.

В пылу критики  умозрительных абстракций и спекулятивной  дедукции Бэкон недооценил роль гипотез  и возможностей гипотетико-дедуктивного метода в науке. А этому методу, состоящему в том, что выдвигаются  определенные постулаты (аксиомы) или  гипотезы, из которых затем выводятся  следствия, проверяемые на опыте, следовали  и Архимед, и Галилей, и Гильберт, и Декарт и другие ученые. Опыт, которому не предшествует какая-то теоретическая  идея и следствия из нее, просто не существует в науке.

Одной из важных проблем  теории познания является проблема истины. При ее решении Ф.Бэкон исходит  из того, что Бог создал человеческий разум подобно зеркалу, способному отобразить всю Вселенную. Поэтому  истина - это точное отображение  предметов и явлений природы, а заблуждение - искажение этой зеркальной "копии" вследствие воздействия  различных факторов, которые засоряют сознание и которые Бэкон называет "идолами" (ложные представления, предрассудки, понятия).

В "Новом Органоне" английский мыслитель выделяет факторы, которые порождают эти заблуждения. Среди них: "идолы рода", "идолы  пещеры", "идолы площади" ,"идолы  театра". "Идолы (призраки) рода" обусловлены человеческими чувствами  и его разумом, которые часто  обманывают нас, уподобляясь неровному  зеркалу. Несовершенство органов чувств преодолевает, по мнению Бэкона, экспериментальный  метод, который фиксирует явления  природы в их независимости от чувств. К крыльям же ума надо подвешивать гири, чтобы он держался ближе к земле, к фактам. Эти  идолы самые устойчивые; полностью искоренить их невозможно, но их можно нейтрализовать, максимально затормозив их действие.

Кроме "идолов", общих всему человеческому племени, у каждого человека имеется "своя особая пещера" - "идолы пещеры", которая дополнительно "ослабляет  и искажает свет природы" (индивидуальные особенности человеческой психики  и физиологии, характер человека, его  воспитание и т.п.). По Бэкону исправить  опыт индивида может коллективный опыт. Часть заблуждений коренится, по его мнению, в несовершенстве и  неточности языка -"идолы площади" - (неправильное употребление слов особенно распространено на рынках и площадях). Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых  поколений и оказываемся в  плену заблуждений. И, наконец, многие заблуждения коренятся в некритическом  усвоении чужих мнений (прежде всего, по мнению Бэкона, взглядов Аристотеля) -"идолы театра". Это оказывает  тормозящее воздействие на развитие научного знания. Но как ни могущественны  и упорны все эти идолы, в основном они могут быть преодолены и познание объективной истины, утверждает Бэкон, возможно на основе построения новой  науки и истинного метода.

Таким образом учением  об "идолах" Бэкон стремился  очистить сознание исследователя от пережитков схоластики и создал предпосылки  для успешного распространения  знаний, основанных на опытном изучении природы. Тем самым он подготовил необходимый климат для И.Ньютона, который углубил экспериментально-индуктивную  методологию Бэкона, создав на ее основе классическую механику. Его работа "Математические начала натуральной  философии", изданная в 1687 г. стала  первой всеобъемлющей гипотетико-дедуктивной  системой механики, которой был суждено  определять развитие естественнонаучной мысли более 300 лет.

Информация о работе Теория познания