Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:16, доклад
Отец его был скромный сельский священник, мать происходила из простой крестьянской семью. Однако волею судьбы Гоббс был приближен к знатным семьям, что позволило ему реализовать свои научные способности и в то же время сказалось на соц.-полит. взглядах мыслителя.
Главные и наиболее известные произведения Гоббса – это «Левиафан» -апология абсолютной власти государства. (библейское чудовище из книги Иова) и «Основы философии», состоящие из трех книг. Первой вышла книга «О гражданине». Затем «О теле» и последней «О человеке». Граждане должны повиноваться верховной власти – Гоббс хотел прекращения смуты.
Томас
Гоббс (1588-1679).
Отец его был скромный сельский священник,
мать происходила из простой крестьянской
семью. Однако волею судьбы Гоббс был приближен
к знатным семьям, что позволило ему реализовать
свои научные способности и в то же время
сказалось на соц.-полит. взглядах мыслителя.
Главные и наиболее известные произведения
Гоббса – это «Левиафан» -апология абсолютной
власти государства. (библейское чудовище
из книги Иова) и «Основы философии», состоящие
из трех книг. Первой вышла книга «О гражданине».
Затем «О теле» и последней «О человеке».
Граждане должны повиноваться верховной
власти – Гоббс хотел прекращения смуты.
Характеризуя
философские взгляды Гоббса отметим
следующее: если у Бэкона философия своим
предметом имеет Бога, природу и человека,
то у Гоббса философия – это учение о теле.
Философия разделяется на две части: о
теле и о государстве. Цель философии,
кот. д.б. научнойц – преумножение жизненных
благ.
Методология Гоббса с одной стороны опирается
на идеи основоположника эмпирико-индуктивного
метода – Бэкона, а с др. – на дедуктивно-рационалистический
метод Декарта, взгляды которого мы рассмотрим
позже. Образцом строгого и достоверного
знания у Гоббса выступает геометрия.
Гоббс считал, что разложение тел д.б. не
на «простые свойства» (плотность, теплота)
как у Бэкона, а на «бескачественные» элементы
– линии, плоскости, фигуры, движение.
Т.е. все может быть сведено к геометрическим
и механическим свойствам.
Учение о теле – сердцевина философии
природы Гоббса. Материальность им сводится
к протяженности (а все др. качества материи
не рассматриваются, как бы исключаются).
В своем учении о теле Гоббс выступает
как номиналист – поэтому для него «общая
материя» не более чем имя. Механицизм
Гоббса становится очевидным из такого
его положения: «Причина движения какого-либо
тела может заключаться только в непосредственно
соприкасающемся с ним и движущемся теле».
Для него природа, животные – это сложные
механизмы. Механицизм присущ и гносеологии
Гоббса. Схоласты в свое время считали,
что некие «идолы»(образы) истекают от
всех предметов и служат источником ощущений.
А передовые деятели науки 17 в. приписывали
реальное существование лишь некоторым
механико-математитческим качествам (величитне,
форме, движению). Разделение чувственных
качеств на объективные и субъективные
восходит к Демокриту – холодное, сладкое
существуют лишь в общем мнении, а в реальности
лишь атомы различающиеся по форме, величине
и порядку.Для Гоббса, например, харктерно
такое механическое по своей сути представление,
сгласно которому ощущение образуется
посредством внешнего давления и давления
ответного.
Теория познания Гоббса – это сочетание
сенсуализма и рационализма. Так он говорит,
что «первое начало всякого знания – образы
восприятий и воображения». Но в то же
время понимает, что чувственное познание
дает лишь знание факта, тогда как наука
«есть знание связей и зависимостей фактов».
Чувственный опыт всегда неполон и не
позволяет прийти к установлению «всеобщих
положений». Если попытаться выделить
главное в его учении о человеке, то следует
отметить, что корнями этого учения были:
с одной стороны все тот же механицизм,
а с другой представления об естественном
праве зародившиеся еще в античности.
Естественное право – это те права, которые
изначально присущи природе человека
(природа человека понималась вне исторически
– как некая духовно-природная основа).
На основе своего естественно правового
и механического подхода Гоббс выводит
положение о том, что «люди равны от природы»,
и о том, что воля человека обусловлена
и детерминирована как и любая др. вещь
– каждое действие имеет причину и никаких
случайностей нет.
Гоббс известен как один из основоположников
теории «Общественного договора». Суть
её можно передать так: «… люди от природы
подвержены жадности, страху, гневу и остальным
животным страстям». Каждый является врагом
каждого, полагаясь только на собственную
силу. В естественном состоянии действует
лишь естественное право, позволяющее
человеку «делать все, что ему угодно и
против кого угодно». Это приводит к «войне
всех против всех». В естественном состоянии
нет места трудолюбию, так как никому не
гарантированы плоды его труда и даже
собственная безопасность. Принцип самосохранения,
которым руководствуются люди в своей
жизни приходит в противоречие с вседозволенностью
естественного состояния.Чувства и разум
диктуют людям необходимость отказа от
естественного состояния и перехода к
гражданскому обществу, которое отождествляется
Гоббсом с государством. Люди заключают
«Общественный договор» и естественное
право уступает место естественному закону.
Отметим,что подданные заключают договор
не с сувереном, а между собой и важнейшим
следствием этого соглашения является
отказ подданных от своих прав (за исключением
права самозащиты). Сам естественный закон
не есть результат соглашения людей, а
предписание человеческого разума. Страх
смерти, желание сделать жизнь приятной
– эти чувства склоняют людей к миру. Естественные
законы могут быть превращены из возможности
в реальность только в гражданском обществе.
Первый естественный закон гласит: «Нужно
искать мир всюду, где можно его достичь;
там же, где мира достичь невозможно, нужно
искать помощи для ведения войны» Второй
– « …право всех на все невозможно сохранить,
необходимо или перенести на других некоторые
права, или отказаться от них». Все естественные
законы он сводит к золотому правилу нравственности
– не делай другим того, чего не желаешь
для себя. Гоббс освобождал мораль от религиозной
санкции и подчинял ее авторитету государственной
власти.
Гоббс жил
во время смут и волнений (революция
и гражданские войны). Вполне естественно,
что он хотел прекращения смуты
и установления прочной сильной
власти. Поэтому в своем политико-
По Гоббсу, неправильных форм правления
не существует. Он отдает предпочтение
монархии, но всякая власть хороша, если
она абсолютна.(он не столько сторонник
абсолютной монархии, сколько абсолютизма
вообще).
В своих религиозных взглядах Гоббс не
был достаточно последователен. Он отвергал
божественную природу религии и врожденность
идеи Бога. Пытался найти гносеологические
и психологические корни религии (например,
желание найти причины явлений; чувство
страха). Считал, что Бог есть «естественное
тело» и духи телесны. По мнению Гоббса,
напомню, ничего бестелесного не существует
и мышление нельзя отрывать от материии,
которая мыслит. Можно сказать, что Гоббс
обожествлял государство и порядок. «В
христианских государствах, полагал он,
суждения как о светских, так и о духовных
делах принадлежат гражданской власти».
Религия же нужна для подчинения людей
законам, склонение к миру, милосердию
и гражданскому общежитию».