Трактовка семиотики у Иммануила Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:14, реферат

Описание

Иммануил Кант (1724-1804), в значительной степени посвятивший свой гений и упорство разработке проблем познания, не мог обойти молчанием и проблему языка. Он рассматривал язык как знаковую систему. Кант не отрицал знаковую природу наших высказываний, а признавал определенную закономерность в этой знаковой системе.

Работа состоит из  1 файл

Трактовка семиотики у Иммануила Канта.doc

— 40.00 Кб (Скачать документ)

Трактовка семиотики у Иммануила  Канта. 

Иммануил  Кант (1724-1804), в значительной степени  посвятивший свой гений и упорство разработке проблем познания, не мог  обойти молчанием и проблему языка. Он рассматривал язык как знаковую систему. Кант не отрицал знаковую природу наших высказываний, а признавал определенную закономерность в этой знаковой системе.

В дальнейшем, в частности в «Критике практического  разума», Кант выдвигает требование введения нового языка, соответствующей  терминологии. К проблеме знака, символики Кант обращается в связи с «Критикой эстетической способности суждения» Рассматривая природу знака, Кант подчеркивает идею условной связи знака с тем, что он обозначает. Согласно Канту, знаки материальны. Знаки не содержат в себе ничего от созерцаемого объекта, а «только как выражения для понятий».

И.Кант подразделял все созерцания на схемы  и символы. Символы являются косвенными изображениями понятий, посредством  аналогий, тогда как схемы содержат прямые изображения понятий.

На рассматриваемой  проблеме И.Кант останавливается в разделе «О способности обозначения» работы «Антропология с прагматической точки зрения», связывая непосредственно проблему знака с проблемой познания. В частности, он отмечает, что познание настоящего и связь настоящего с прошедшим возможны через обозначение, через сигнификацию, т.е., другими словами, через знаковую систему.

Отождествляя  образы вещей с символами, И.Кант называет познание «символическим или  образным». Стремясь подчеркнуть различную  природу символического познания и знаков, Кант отмечает, что специфика знаков проявляется в том что «они могут быть и чисто опосредствованными (косвенными) приметами, которые сами по себе ничего не значат и только присовокуплением приводят к созерцаниям, а через созерцания к понятиям; поэтому символическое познание следует противопоставлять не индуктивному, а дискурсивному познанию, в котором знак сопровождает понятие как страж, чтобы при случае воспроизводить его». Таким образом, символическое познание противоположно не интуитивному (через чувственное созерцание), а интеллектуальному (через понятия). Кант считает, что символическое познание – это определенный, более низкий уровень познания, соответствующий уровню рассудка, и, следовательно, соответствующая этому рассудочному уровню знаковая система отличается бедностью и недостаточной гибкостью (например, речь дикарей, язык неразвитого народа). Поэтому у всех древних певцов, как считает Кант, начиная то Гомера и до Оссиана, недостаток средств для выражения понятий заменялся блеском изложения.

По Канту, знак представляет собой некий материальный элемент, который становится символом, когда применяется как аналогия, служащая для указания и первоначального  объяснения какого-либо явления. Такая  аналогия не является понятием и не представляет собой чистого знания относимого только к разуму. Она относится к рассудку. Но эти аналогии помогают образовать подлинное понятие, относимое уже к разуму, в котором интеллект постигает мир. 

Иммануил  Кант подвергает знаки классификации, согласно которой выделяют три типа знаков: произвольные, естественные и знаки знамения.

Произвольные, или знаки умения, к которым  он относит: 1) знаки жестов (мимические, которые отчасти бывают и естественными); 2) письменные знаки (заменяющие звуковые); 3) музыкальны знаки; 4) знаки, условно принятые отдельными людьми и предназначенные только для зрения (цифры); 5) знаки отличия, например, герб – знак определенного сословия, пользующегося привилегиями по наследству; 6) служебные знаки (мундир); 7) знаки отличия по службе (орденские ленты); 8) знаки позора (клеймо). К произвольным знакам Кант относит все знаки препинания.

Язык  Кант определяет как знаковую систему, выполняющую функцию обозначения  мыслей, и в этом смысле акт коммуникации осуществляется не только при наличии  участников коммуникации адекватной знаковой системы но и при умении правильно пользоваться этой системой. Нарушение этого условия и приводит к тому, что люди, говорящие на одном и том же языке, не имеют необходимого тождества понятий. «Каждый язык есть обозначение мыслей, и, наоборот, самый лучший способ обозначения мыслей есть обозначение с помощью языка, этого величайшего средства понять себя и других. Мыслить – значит говорить с самим собой (индейцы на Таите называют мышление речью в животе), значит внутренне слышать самого себя». Слышать самого себя через репродуктивное воображение (внешнне) есть в сущности объяснение современного представления об обратной связи, протекающей в говорящем при пользовании языком, которая позволяет осуществлять контроль за ходом собственных мыслей и поддерживать индивидуальные отношения к знакам на определенном усредненном «социальном» уровне.

Ко второй группе знаков И.Кант относит естественные знаки, которые бывают демонстративными, напоминающими и прогностическими.

В качестве примеров демонстративных знаков Кант приводит удары пульса как знак определенного  состояния человека, дым – как  наличие огня. Однако один и тот  же признак в качестве знака может  выступать в различном значении. Например, румянец может свидетельствовать о стыдливости, о состоянии здоровья, о виновности, о волнении. Следовательно, данный признак следует интерпретировать, исходя из наличной ситуации.

Напоминающие  знаки – это памятники истории, искусство прошлого, это различного рода геологические отложения.

Прогностические знаки возникают на основе обобщения  опыта с целью

предсказания, прогнозирования определенных последствий, например, предвидение заболевания  или выздоровления на основе соответствующих  признаков, выступающих в качестве данного состояния организма человека.

К третьей  группе Кант относит  знаки знамения (события, в которых вращается  природа вещей), например, святящиеся шары, лунные и солнечные затмения, северное сияние, которые во временном отношении совпадают с различного рода бедствиями и несчастиями и непосвященными людьми истолковываются мистически (например, как приближение страшного суда или конца света).

Таким образом, семиотика, по Канту, делится  на части. К первой части относятся  наблюдаемые человеком и регулярно  повторяющиеся события. Таковы естественны знаки, которые являются знаками потому, что одно событие является «симптомом» другого, хотя между ними нет причинно-следственных связей. Эти знаки похожи на народные приметы. Например, у рыбаков существует примета: чайка садится на песок – быть буре. Поведение чайки не может вызвать бури, но может предсказать ее. Знаки знамения характерны тем, что они есть истолкование нерегулярных событий, выходящих за пределы народных примет и практики гадания. При этом истолкование знамений также не предполагает того, что знамение обязательно вызывает последующее явление. Знаки естественны и знаки знамения не строятся человеком, а лишь предполагаются и истолковываются им. Знаки умения, или произвольные знаки, наоборот, относятся к искусственно созданным человеком, они – продукт человеческого труда. Результат – реализация умений и «искусств». Эти знаки служат коммуникативным целям. Но, подобно знамениям и естественным знакам, они также представляют собой лишь искусственное уподобление, метафору. Во всех трех случаях между знаком и вещью отсутствует природная связь. Для рассудка знак выступает как бы заменителем предмета, рассудок нередко смешивает знак и предмет, приводит к ошибке в познании мира.

И.Кант предупреждает, что нельзя отождествлять  или смешивать знаки и вещи, поскольку это приводит не только к искажению представления о мире (когда ставят вещи в зависимость от знаков), но тем самым знаки наделяются какой-то внутренней реальностью. Мистическое значение, считает Кант, возникает вследствие знаковых операций, когда знак, замещая собой предмет, смешивается примитивным рассудком с самим предметом.

Так, например, путь луны делится на четыре фазы и  определяется в 28 дней, отсюда и зодиак у арабов распределяется по 28 домам  луны. Четверть пути луны составляет 7 дней, вследствие чего цифра 7 получает мистическое значение (7 – дневное сотворение мира, по системе Птолемея  насчитывалось 7 планет, 7 звуков в гамме, 7 цветов в радуге, семилетия, по истечении которых человеческая жизнь находится в опасности; 70 семилетий в иудейской и христианской хронологии не только период важнейших перемен, но и определение исторических периодов). Подобный мистический смысл приобрела цифра 12, например 12 знаков зодиака. Здесь Кант не без иронии спрашивает: не по аналогии ли с этим числом в Англии 12 судей? Таким образом, мистификация знаков приводит к тому, что вещи, объективный мир ставятся в зависимость от  этих знаков, отсюда «как будто не хронология должна сообразоваться с историей, а, наоборот, история с хронологией».

Знаки, по Канту, если их отождествлять с предметами, могут привести к величайшим заблуждениям не только в области познания, но и в практик действий. Знак благодаря его символической, метафорической роли отвлекает, по мысли Канта, человеческий ум от чистого разума, держит его в плену у чувственности и тем может вызвать поступки, продиктованные исключительно знаковой метафорой.

Как видно  из изложенного, Канту принадлежит  первая классификация знаков, которая  не утратила своей ценности и до наших дней. Вместе с тем, Кант провел строгое различие мысли и знака, показал, что мысль оперирует знаками, создает знаки и вместе с тем отличается от знаков. Строгое отличие мысли от знака, разделение мысли на разум и рассудок по отношению к знаку составляет большое достижение в философии Канта.

Информация о работе Трактовка семиотики у Иммануила Канта