Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:14, реферат
Иммануил Кант (1724-1804), в значительной степени посвятивший свой гений и упорство разработке проблем познания, не мог обойти молчанием и проблему языка. Он рассматривал язык как знаковую систему. Кант не отрицал знаковую природу наших высказываний, а признавал определенную закономерность в этой знаковой системе.
Трактовка
семиотики у Иммануила
Канта.
Иммануил Кант (1724-1804), в значительной степени посвятивший свой гений и упорство разработке проблем познания, не мог обойти молчанием и проблему языка. Он рассматривал язык как знаковую систему. Кант не отрицал знаковую природу наших высказываний, а признавал определенную закономерность в этой знаковой системе.
В дальнейшем, в частности в «Критике практического разума», Кант выдвигает требование введения нового языка, соответствующей терминологии. К проблеме знака, символики Кант обращается в связи с «Критикой эстетической способности суждения» Рассматривая природу знака, Кант подчеркивает идею условной связи знака с тем, что он обозначает. Согласно Канту, знаки материальны. Знаки не содержат в себе ничего от созерцаемого объекта, а «только как выражения для понятий».
И.Кант подразделял все созерцания на схемы и символы. Символы являются косвенными изображениями понятий, посредством аналогий, тогда как схемы содержат прямые изображения понятий.
На рассматриваемой проблеме И.Кант останавливается в разделе «О способности обозначения» работы «Антропология с прагматической точки зрения», связывая непосредственно проблему знака с проблемой познания. В частности, он отмечает, что познание настоящего и связь настоящего с прошедшим возможны через обозначение, через сигнификацию, т.е., другими словами, через знаковую систему.
Отождествляя образы вещей с символами, И.Кант называет познание «символическим или образным». Стремясь подчеркнуть различную природу символического познания и знаков, Кант отмечает, что специфика знаков проявляется в том что «они могут быть и чисто опосредствованными (косвенными) приметами, которые сами по себе ничего не значат и только присовокуплением приводят к созерцаниям, а через созерцания к понятиям; поэтому символическое познание следует противопоставлять не индуктивному, а дискурсивному познанию, в котором знак сопровождает понятие как страж, чтобы при случае воспроизводить его». Таким образом, символическое познание противоположно не интуитивному (через чувственное созерцание), а интеллектуальному (через понятия). Кант считает, что символическое познание – это определенный, более низкий уровень познания, соответствующий уровню рассудка, и, следовательно, соответствующая этому рассудочному уровню знаковая система отличается бедностью и недостаточной гибкостью (например, речь дикарей, язык неразвитого народа). Поэтому у всех древних певцов, как считает Кант, начиная то Гомера и до Оссиана, недостаток средств для выражения понятий заменялся блеском изложения.
По Канту,
знак представляет собой некий материальный
элемент, который становится символом,
когда применяется как
Иммануил Кант подвергает знаки классификации, согласно которой выделяют три типа знаков: произвольные, естественные и знаки знамения.
Произвольные, или знаки умения, к которым он относит: 1) знаки жестов (мимические, которые отчасти бывают и естественными); 2) письменные знаки (заменяющие звуковые); 3) музыкальны знаки; 4) знаки, условно принятые отдельными людьми и предназначенные только для зрения (цифры); 5) знаки отличия, например, герб – знак определенного сословия, пользующегося привилегиями по наследству; 6) служебные знаки (мундир); 7) знаки отличия по службе (орденские ленты); 8) знаки позора (клеймо). К произвольным знакам Кант относит все знаки препинания.
Язык
Кант определяет как знаковую систему,
выполняющую функцию
Ко второй
группе знаков И.Кант относит естественные
знаки, которые бывают демонстративными,
напоминающими и
В качестве
примеров демонстративных знаков Кант
приводит удары пульса как знак определенного
состояния человека, дым – как
наличие огня. Однако один и тот
же признак в качестве знака может
выступать в различном
Напоминающие знаки – это памятники истории, искусство прошлого, это различного рода геологические отложения.
Прогностические знаки возникают на основе обобщения опыта с целью
предсказания, прогнозирования определенных последствий, например, предвидение заболевания или выздоровления на основе соответствующих признаков, выступающих в качестве данного состояния организма человека.
К третьей группе Кант относит знаки знамения (события, в которых вращается природа вещей), например, святящиеся шары, лунные и солнечные затмения, северное сияние, которые во временном отношении совпадают с различного рода бедствиями и несчастиями и непосвященными людьми истолковываются мистически (например, как приближение страшного суда или конца света).
Таким
образом, семиотика, по Канту, делится
на части. К первой части относятся
наблюдаемые человеком и
И.Кант предупреждает, что нельзя отождествлять или смешивать знаки и вещи, поскольку это приводит не только к искажению представления о мире (когда ставят вещи в зависимость от знаков), но тем самым знаки наделяются какой-то внутренней реальностью. Мистическое значение, считает Кант, возникает вследствие знаковых операций, когда знак, замещая собой предмет, смешивается примитивным рассудком с самим предметом.
Так, например, путь луны делится на четыре фазы и определяется в 28 дней, отсюда и зодиак у арабов распределяется по 28 домам луны. Четверть пути луны составляет 7 дней, вследствие чего цифра 7 получает мистическое значение (7 – дневное сотворение мира, по системе Птолемея насчитывалось 7 планет, 7 звуков в гамме, 7 цветов в радуге, семилетия, по истечении которых человеческая жизнь находится в опасности; 70 семилетий в иудейской и христианской хронологии не только период важнейших перемен, но и определение исторических периодов). Подобный мистический смысл приобрела цифра 12, например 12 знаков зодиака. Здесь Кант не без иронии спрашивает: не по аналогии ли с этим числом в Англии 12 судей? Таким образом, мистификация знаков приводит к тому, что вещи, объективный мир ставятся в зависимость от этих знаков, отсюда «как будто не хронология должна сообразоваться с историей, а, наоборот, история с хронологией».
Знаки, по Канту, если их отождествлять с предметами, могут привести к величайшим заблуждениям не только в области познания, но и в практик действий. Знак благодаря его символической, метафорической роли отвлекает, по мысли Канта, человеческий ум от чистого разума, держит его в плену у чувственности и тем может вызвать поступки, продиктованные исключительно знаковой метафорой.
Как видно из изложенного, Канту принадлежит первая классификация знаков, которая не утратила своей ценности и до наших дней. Вместе с тем, Кант провел строгое различие мысли и знака, показал, что мысль оперирует знаками, создает знаки и вместе с тем отличается от знаков. Строгое отличие мысли от знака, разделение мысли на разум и рассудок по отношению к знаку составляет большое достижение в философии Канта.