Трансгуманизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 08:55, доклад

Описание

Трансгуманизм — рациональное мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признаёт возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение человека и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека.
Идеи, в той или иной степ

Работа состоит из  1 файл

Трансгуманизм.docx

— 26.67 Кб (Скачать документ)

Трансгуманизм — рациональное мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признаёт возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение человека и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека.

Идеи, в той  или иной степени близкие к  трансгуманизму, высказывались задолго до широкого распространения термина «трансгуманизм». Так, о возможности усиления возможностей разума посредством разработки научных методов и специальных устройств писал ещё С. Н. Корсаков. Позже, в конце XIX века о дальнейшей эволюции человечества мечтали такие философы как Франческа Виллард, Николай Фёдоров, Фридрих Ницше.

Сам термин «трансгуманизм» также имеет давние истоки. Впервые слово «transhumane» использовал Данте Алигьери в своей «Божественной комедии». Нынешний смысл это слово приобрело только с середины XX века (в 1957 году), когда знаменитый биолог Джулиан Хаксли в своей книге «Новые бутылки для нового вина» назвал трансгуманистом человека, который самосовершенствуется, чтобы овладеть новыми умениями и способностями.

В 1966 году ирано-американский футуролог ФМ-2030 (Ферейдун М. Эсфендиари) назвал трансгуманистами людей, имевших особое мировоззрение и стиль жизни, направленный на самосовершенствование. Это те люди, которые используют современные достижения науки и техники для перехода к «постчеловеку» — существу, обладающему принципиально новыми способностями.

Одно из первых определений трансгуманизма ввел философ Макс Мор.

В 1998 году философы Ник Бостром и Девид Пирс основали Всемирную ассоциацию трансгуманистов.

Главной целью  трансгуманизма является бесконечное совершенствование человека с использованием всех возможных для этого способов. Для достижения этой цели трансгуманизм предлагает:

  • всячески поддерживать технический прогресс;
  • изучать достижения науки и техники, вовремя предотвращать опасности и нравственные проблемы, которые могут сопутствовать внедрению этих достижений;
  • расширять свободу каждого отдельно взятого человека, используя научно-технические достижения;
  • как можно более отдалить, а в идеале — отменить старение и смерть человека, дать ему право самому решать, когда умирать и умирать ли вообще;
  • противостоять учениям и организациям, имеющим цели, противоположные идеям трансгуманизма — энвайронментализм в фанатичной форме (отказ от технического развития, «возвращение к природе»), религиозный фундаментализм, традиционализм, и прочие формы идеологий антимодернизма и антипрогрессизма.

Трансгуманисты поддерживают разработку новых технологий; особенно перспективными они считают нанотехнологию, биотехнологию, информационные технологии[6], разработки в области искусственного интеллекта, загрузки сознания в память компьютера и крионику.

Многие трансгуманисты считают, что непрерывно ускоряющийся технический прогресс уже к 2050 годам позволит создать постчеловека, способности которого будут принципиально отличаться от способностей современных людей. Особенно в этом помогут генная инженерия, молекулярная нанотехнология, создание нейропротезов и прямых интерфейсов «компьютер—мозг».

Также многие трансгуманисты считают, что поскольку скорость развития техники увеличивается экспоненциально, то наступит время, когда важные открытия будут совершаться практически сразу, в одно и то же время (явление технологической сингулярности).

Выделяют следующие  проблемы (угрозы), связанные с научно-техническим  прогрессом, решаемые в рамках философии трансгуманизма

  1. Недостижимость (аргумент «Футурхупа» — расхваливания будущего).
  2. Высокомерие (аргумент игры в Бога).
  3. Презрение к плоти (аргумент источника молодости)
  4. Упрощение человеческой личности (аргумент «Достаточно»).
  5. Генетическое дробление
  6. Разделение общества на Высших и Низших (аргумент социальной справедливости). В частности, рассматривается угроза расслоения человечества на бессмертную, неуязвимую и почти всемогущую финансово-политическую верхушку и подконтрольную ей массу «обычных» людей.
  7. Угроза «нравственности» и демократии (аргумент «Дивного нового мира»).
  8. Дегуманизация (аргумент Франкенштейна).
  9. Фантом принуждения (аргумент евгенических войн).
  10. Угрозы существованию (аргумент Терминатора)

Перечисленные проблемы иногда связывают не с научно-техническим  прогрессом и его последствиями, а с трансгуманизмом как мировоззрением, рассматривая их нерешённость в качестве аргумента против трансгуманизма.

Часть трансгуманистов пытаются разрешить некоторые из перечисленных проблем, используя вывод из основного принципа трансгуманизма: «Человек должен эволюционировать дальше, любыми доступными методами». Понятие эволюции включает в себя принцип: «Выживает наиболее приспособленный». Следовательно, с позиций ряда трансгуманистов, все кто не эволюционирует — должны отойти на второй план и, со временем, освободить ресурсы и жизненное пространство.

Впрочем большинство трансгуманистов не поддерживают эту точку зрения и считают, что развитие технологий (в частности, нанотехнологий) даст избыток ресурсов и жизненного пространства, достаточных для всех — для людей, транслюдей и постлюдей. 
 
 
 
 

Вопрос 1 – как идея трансгуманизма может улучшить жизнь человечества?

Технологии улучшения  человека ( (англ.)[1])- технологии, которые могут быть использованы не просто как компенсирующие или восполняющие недостатки функций инвалидов и больных людей, но также могут повысить способности и возможности человека на новый, недосягаемый ранее уровень.

Существующие  технологии

  • Репродуктивные технологии
    • Преимплантационная генетическая диагностика и отбор эмбрионов.
  • Физические:
    • Допинг
    • Средства, улучшающие внешность ( (англ.)[2])
    • Пластическая хирургия
    • Экзоскелет
  • Ментальные:
    • Ноотропы

Ожидаемые технологии

  • Генная инженерия человека
  • Нейрокомпьютерный интерфейс

Умозрительные технологии

  • Загрузка сознания
  • Экзокортекс ( (англ.)[3])
 

Вопрос 2 - Насколько этичен трансгуманизм?

Само понятие  и перспективы улучшения человека вызвали множество споров и дискуссий. Так, Френсис Фукуяма назвал трансгуманизм «самой опасной в мире идеей»[7][8]. Критика трансгуманизма и его предложений имеет две основных формы (часто дополняющие друг друга):

  • «практическую» — возражения против достижимости целей трансгуманизма;
  • «этическую» — возражения против нравственных принципов и мировоззрения тех, кто поддерживает трансгуманизм либо является трансгуманистом как таковым.

Критики часто  видят в целях трансгуманистов угрозу общечеловеческим ценностям, государственным социальным программам и распространению гражданских прав и свобод. Одним из крайних аргументов является сопоставление целей (а иногда и декларируемых методов) трансгуманизма с евгеническими исследованиями.

Большинство трансгуманистов[9] выступает за:

  1. защиту личных свобод человека, укрепление традиций демократии
  2. поддержку социальных программ по улучшению системы образования и развития информационных технологий
  3. поддержку разработок по созданию более совершенных технологий и производств, и за счёт этого — решение проблемы бедности, разрешение экологического кризиса, улучшение качества жизни людей и др.

Часто критика  программы трансгуманизма содержится в художественных произведениях и фантастических фильмах, которые, однако, больше рисуют воображаемые миры, нежели анализируют проблему.

Вопрос 3 – кто такие транслюди и постлюди?

Люди, транслюди и постлюди – это три стадии развития человека. По сути дела, благодаря технологиям трансгуманизма человеческий организм может меняться и совершенствоваться вплоть до генного уровня, что теоретически позволяет создать совершенно новую форму нашей расы.

Вопрос 4 – может ли трансгуманизм быть связан не только с улучшением жизни человека, но и с войной?

На протяжении всего 20 века попытки создать нового, совершенного человека, в том числе  и совершенного солдата, предпринимались  неоднократно. Сейчас это кажется  довольно фантастической идеей, но если наука продвинется в области  генетики, медицины и техники, то, вполне возможно, идеальное человеческое оружие может быть создано, а это увеличивает  шансы на начало военных действий.


Информация о работе Трансгуманизм