Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:06, доклад
Идея Сверхчеловека – одна из немногих позитивных идей Ницше представлена в произведении «Так говорил Заратустра», которое сам философ считал шедевром. (Это, несомненно, так, поскольку в этом произведении Ф. Ницше сплелись 2 основные идеи, к которым он шел, как оказалось, всю свою жизнь – Сверхчеловек и Вечное Возвращение + неизменный мотив главенства Воли к Власти)
«Три кита» философии Фридриха Ницше
А. Идея Сверхчеловека
Идея Сверхчеловека – одна из немногих позитивных идей Ницше представлена в произведении «Так говорил Заратустра», которое сам философ считал шедевром. (Это, несомненно, так, поскольку в этом произведении Ф. Ницше сплелись 2 основные идеи, к которым он шел, как оказалось, всю свою жизнь – Сверхчеловек и Вечное Возвращение + неизменный мотив главенства Воли к Власти)
«Ницшевский Заратустра провозглашает относительность всех ценностей и моральных оценок, на разный манер повторяя, что каждый народ прежде был привержен различным системам ценностей, выработанным им в соответствии с местными условиями его существования. Он говорит, что имеется тысяча целей. И, следовательно, человечество, как таковое, не имеет единственной цели или всеобщей морали».
Человек одновременно переход и гибель. Мы превосходим себя, преодолевая нечто в самих себе, и за это то, что гибнет и оставляется нами. Мы погибаем главным образом как человеческие существа ради того, чтобы стать чем-то более возвышенным. Человеческая жизнь есть жертва во имя чего-то транс- или экстрачеловеческого, а во имя достижимого для нас, жертва, придающая нам силы преодолеть самих себя. Мы превосходим себя вчерашних, но еще не доросли до себя будущих, и нам предстоит найти более возвышенный образ себя как человеческих существ.
Сверхчеловек должен быть достижимым, а его реализация должна преисполнять нас чувством избранности и значимости. Но в действительности нет смысла вглядываться в прошлое в поисках примеров, поскольку в нашей истории еще никогда не было ни одного Сверхчеловека».
Формула характера: «Душное сердце плюс холодная голова минус человеческое, слишком человеческое» из «Заратустры» - довольно слабая рекомендация. Она говорит лишь, что мы должны стремиться держать под контролем как эмоциональную, так и интеллектуальную жизнь, не ущемляя ни одно, ни другое, и что не должны быть мелочными и «просто» человечными.
Следовательно, Сверхчеловек – это не гигант, подавляющий своих мелких собратьев. Это просто радостное, свободное человеческое существо, обладающее инстинктивными побуждениями, которые не порабощают его. Он – господин, а не раб своих побуждений, поэтому он В СОСТОЯНИИ ЧТО-ТО СОТВОРИТЬ ИЗ СЕБЯ, а не стать продуктом инстинктов или внешнего мира.
Ницше
сделал идею о Сверхчеловеке изменчивой,
а не устойчивой, чтобы ей придали ценность
те, кто ее воплотит.
Б.Вечное Возвращение
Вечное возвращение – это идея о том, что все происходящее случается снова и, что бы ни происходило, это является повторением уже происшедшего ранее; все это будет происходить снова точно в таком же виде вечно. Не происходит ничего такого, что не случалось бы ранее бесчисленное количество раз и что не случится снова в вечном повторении того же самого. У всего этого нет начала и нет завершения; и нет промежуточного состояния в истории Мира: все, что есть – это монотонное возвращение к прошедшему событию ныне и во веки веков.
Ницше
говорил не то, что несходные события повторяются,
не то, что сходные примеры всегда подпадают
под один и тот же закон, ничего из того,
что обычный здравый смысл мог бы предположить
относительно его идеи, - он имел в виду,
что все конкретные и определенные вещи
постоянно возвращаются вновь и вновь,
именно те самые вещи, а не просто их подобия.
Он предчувствовал, что эта идея, что эта
идея должна стать самой главной в его
учении, но одновременно и наиболее ужасной,
что он с большой неохотой говорил о ней.
Он считал ее «наиболее научной из всех
гипотез» и пришел к уверенности, что она
совершенно неуязвима с научной точки
зрения . Эту идею невозможно однозначно
доказать и тем более опровергнуть. Ее
нужно лишь почувствовать на себе. Ницше
призывал доверять разуму, чувству и своей
естественной природе, поэтому он так
серьезно отнесся к Вечному Возвращению.
В. Воля к власти
В конце своей жизни Ф. Ницше надеялся успеть написать подлинно систематическую работу. Наиболее интенсивные творческие усилия в течение последних лет уже подорванного психического здоровья были направлены на анализ понятия воли к власти. Этому понятию он предназначал роль конструктивной идеи, с помощью которой он намеревался заменить все то, что до сих пор считалось философией, и большинство из того, что называлось наукой. Это понятие представлялось ключом как к его собственной философии, так и к положению дел в Мире как таковом. Воля к власти в совокупности с учениями о вечном возвращении, сверхчеловеке замышлялась как грандиозный философский проект.
Воля к власти представляет собой свойство, постоянное для всех нас, как слабых так и сильных. Это свойство, присущее всему живому. Наиболее важно то, что оно не является одним из наших естественных потребностей. Можно сказать, что Воля к Власти является фундаментальной движущей силой, выступающей по отношению к другим порывам и импульсам.
Воля к Власти – это не то, чем мы располагаем, а то, что мы представляем на самом деле, не только мы, но и все вообще в человеческом и животном мире, в мире как одушевленном, так и материальном. Во всем мироздании нет ничего более элементарного и вообще ничего другого, чем стремление к власти и ее разновидности.
Таким
образом, совершенно ясно, что Воля к Власти
– это основное понятие в философии Ницше.
С помощью него он хотел истолковать все
в этом Мире и к нему все свести.
II. «Все, что не
убивает меня – делает сильнее»
Утверждение, что человек стремится к удовольствиям и избегает страдания, по Ницше, неверно. Не только люди, но и многие живые организмы стремятся к увеличению своего могущества, а удовольствие и страдание – лишь следствие этого стремления. Стремиться к могуществу означает стремиться к преодолению препятствий, и это на самом деле означает испытывать неудовольствие, так как любое препятствие для воли к власти воспринимается как неудовольствие. Значит, неудовольствие является нормальной составляющей всех жизненных процессов человека. Просто невозможно исключить неудовольствие из природы вещей. А удовольствие – это не что иное, как переживание при преодолении препятствия. Действительно, истинного удовольствия, как его понимал Ницше, по моему мнению, не получить без преодоления каких-либо страданий, ведь только если честно преодолеть какое-либо препятствие, то получишь наибольшую дозу счастья. И можно сделать вывод, что человек, сделавший приоритетом жизни получение удовольствия никогда не узнает истинного наслаждения в полной мере, так как он не чувствует ему цены.
«Если кто-либо страдает от неудовольствия, это еще не является признаком убывания его жизненной силы. Препятствия, испытываемые как неудовольствия, лишь стимулируют волю к власти и являются прелюдией к удовольствию».
Ницше
стремиться сказать, что существует 2 вида
неудовольствия, один из которых является
показателем ослабления, или упадка, воли
к власти. Это ее истощение. Бывают неудовольствия,
которые порождают силу, а бывают, - которые
указывают на ее ослабление и понижению
способности противостоять окружающему
Миру. 2 вида удовольствия – удовольствия
от победы и удовольствия спячки.
III. Вывод
по вопросу о Воле к Власти
Почему же Ницше был так убежден, что воля к власти представляет собой универсальный принцип и его действие можно обнаружить на каждой ступени существования. На ступени жизни интеллекта воля к власти обнаруживает себя в форме интерпретаций, даваемых людьми жизни: наука, искусство, религия и даже философия. Мы неотделимы от того, что мы делаем. Воля к власти побуждает нас, используя интерпретации. Интерпретирование – это не то, что мы делаем, это то, что мы есть на самом деле. По Ницше все основные категории: вещь, свойство, причина, действие, следствие – все это интерпретация, рассматриваемая от Воли к Власти.
«Воля к власти – это жажда свободы в тех, кто является более сильным и более свободным. Но «в тех, кто является самым сильным, богатым, независимым и отважным, воля к власти проявляется как любовь к человечеству, или ближним, или к истине, или к Богу…». В нем заключена суть самодисциплинирующего принципа воли к власти. Самые могущественные люди, писал он в «По ту сторону добра и зла», всегда преклонялись перед святым, поскольку они чувствовали в нем силу, которая через самоистязание, борьбу с собой находила свое воплощение в самодисциплине. Его опыт, видно, и есть тот шаг, который надлежит сделать в направлении более высокой цивилизации».
Учение о Воли к Власти разбросано по всем текстам философа. Оно заключается в том, что Мир есть то, что мы сами сделали и должны воспроизводить, что у него нет никакой другой структуры, а также значений.