Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:46, доклад
Отсутствие общей теории исследования творчества указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни человека.
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Глава 1. Творчество и творческий процесс……….……………………..………... 3
Понятие «творчество»…………………………………………………...………. 3
Творческий процесс и его стадии……………………………………………….. 3
Глава 2. Описание творческого процесса Уоллесом……………..…….………… 8
Список литературы……………………..…………………………………………. 10
Уральский
Государственный Педагогический Университет
Контрольная работа по философии
«Творческий
процесс»
Исполнитель: студентка факультета ИМиХО,
Группы
D-11, Копысова Ольга
2011
Содержание
Глава 1. Творчество и творческий процесс……….……………………..………... 3
Глава 2. Описание творческого процесса Уоллесом……………..…….………… 8
Список литературы……………………..…………………………
Глава 1. Творчество и творческий процесс.
1.1. Понятие «творчество».
Отсутствие общей теории исследования творчества указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни человека.
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Художественное творчество — сложный, продолжительный процесс, важным элементом которого всегда является воля. Не бывало случая, чтобы какое-либо значительное произведение искусства было создано без серьезной работы, направленной волевыми усилиями.
1.2. Творческий процесс и его стадии.
Творческий процесс проходит в несколько стадий
Первая ступень творческого процесса состоит в накоплении материала, причем это начинается еще до зарождения идеи художественного произведения. Творец постоянно наблюдает за сферой действительности, касающейся области, в которой он работает: художник — мир цвета, а музыкант — мир звука; они наблюдают также за жизнью людей и их эмоциональными переживаниями. Творец собирает отдельные наблюдения, представляющиеся ему важными в том или ином плане; Бетховен записывал все, что приходило ему на ум, вначале беспорядочно — так, как это им переживалось. Сарду неустанно записывал в свой блокнот все — факты, новые слова, идеи.
Смысл этого периода накопления материала заключается в том, что у творца постепенно, незаметно для самого себя созревает идея будущего художественного произведения. Продолжительное и многостороннее переживание действительности способствует формированию своеобразной, индивидуальной, оригинальной установки, вырабатывающейся у творца по отношению к жизни и явлениям действительности и ложащейся в основу концепции художественного произведения и движения его творческой фантазии.
Следующая ступень касается зарождения концепции, идеи будущего произведения. Данный процесс настолько своеобразен, что всегда привлекал к себе особое внимание. Творец испытывает необычайное возбуждение, чрезвычайное богатство и красочность идей и чувств; и в этот момент как будто совершенно спонтанно — вне вмешательства его воли и интеллекта — совершенно бессознательно намечается идея будущего художественного произведения. Данное состояние именуют инспирацией, художественным вдохновением. Некоторые переживают это как вдохновение свыше, так, будто какая-то нечеловеческая сила внезапно, неожиданно и без подготовки овладела чувством.
Все это происходит совершенно непроизвольно, но, в то же время, испытываешь настоящую бурю чувства свободы. Как внезапно подступают к глазам слезы, так же внезапно появляется стих. Один момент созерцания, и возникает готовая картина.
Вначале испытывается схожее с инстинктом состояние. Затем внезапно какое-то время стремишься вперед, находясь как бы в полусознательном состоянии, совершенно не понимая, что тобою движет, что происходит в тебе. Никакое вмешательство в это не помогает — вдохновение не ускоришь; единственное, что остается, это — ожидание. Особенно благоприятные условия для вдохновения создаются тогда, когда повседневное сознание свободно, когда не приходится решать обычные будничные задачи, когда Я и действительность не противостоят друг другу, когда, забыв себя, погружаешься в созерцание .
Однако всегда необходимо учитывать, что инспирация, вдохновение — вторая ступень художественного творчества, которой предшествует предыдущая ступень сбора материала, то есть ступень упорного, энергичного наблюдения и поиска. Наполеон сразу решал все вопросы, его решения были быстрыми и твердыми. Это он объяснял тем, что предварительно все обдумывал и заранее был готов ко всем возможным случаям. Аналогичное можно сказать и о творце — зародившаяся в момент инспирации концепция является плодом работы на подготовительной ступени. Но почему она зарождается внезапно? Почему она озаряет нас как молния? Почему возникает переживание, что это — нечто, возникшее из подсознания, самопроизвольно, независимо от нас?
Все это будет нетрудно понять, вспомнив, что в основе художественного творчества лежит установка. Она подготавливается на предварительной стадии и, определившись, внезапно проявляется в сознании. Внезапно потому, что установка не является феноменом сознания. Следовательно, она не может иметь в сознании какие-либо предварительные ступени. Понятно и то, что она испытывается как вдохновение свыше, как нечто пришедшее извне.
Однако коль скоро так называемое вдохновение представляет собой проявление зрелой установки в сознании, тогда соответствующей должна быть и содержательная сторона переживания. И действительно, из описаний переживания инспирации видно, что идея, концепция художественного произведения, зарождающаяся в момент инспирации, появляется не в виде идеи или образа завершенного произведения — так, чтобы последующая работа состояла лишь в копировании этого образа. Нельзя представлять себе все это так, как будто картина, над которой работает художник, в готовом виде стоит у него перед глазами, и он ее лишь срисовывает. Нет, момент инспирации вызывает у творца непреодолимую тенденцию к работе в определенном направлении: Сейчас я непременно должен начать рисовать... Вот так. Заранее он вовсе не знает, как будет выглядеть то, что он должен нарисовать. Этого он не знает, но рисуя, чувствует, что это и есть именно то, что должно быть, а вот это — нет. Картина существует как бы внутренне, однако не в виде картины как таковой, а невидимо, неявно, но так, что именно она направляет процесс выполнения творческой работы.
Как видим, в момент инспирации действительно происходит лишь акт созревания установки; и, когда художник, стимулируемый ею, начинает работу по ее выявлению, он занимается творческой, а не просто репродуктивной работой. Придавая определенное лицо своей работе, он созерцает ее, а увидев, что его установка в ней адекватно не реализуется, что она не соответствует этой установке, художник начинает изменять и исправлять свое произведение. И так творческая работа продолжается до тех пор, пока не будет найдена та форма, которая творцом будет переживаться как адекватное воплощение установки. Лишь после этого творец успокаивается, лишь после этого чувствует, что обогатил объективную реальность воистину новой действительностью.
За инспирацией, дающей концепцию художественного произведения, следует ступень осуществления данной концепции. Как мы только что отметили, данная ступень представляет собой борьбу за воплощение идеи художника, борьбу за создание именно такого продукта, который позволяет действительно адекватно объективизировать концепцию, зародившуюся в момент инспирации.
Данная ступень протекает по-разному: некоторым художникам нужно, чтобы после инспирации прошло достаточно продолжительное время — они берутся за работу лишь после этого, но затем завершают ее относительно быстро. Но существует и другой тип творцов, которым для прохождения последней ступени требуется много сил и большое напряжение энергии. К первому типу, как известно, относился Гете, ко второму же — Шиллер.
Однако несомненно, что в обоих случаях ведется очень интенсивная работа. Этим объясняется то обстоятельство, что в некоторых случаях, особенно после завершения значительного художественного произведения, здоровье творца, если оно и так было слабым, в корне ухудшается, настолько, что иногда он утрачивает способность дальнейшей работы; иногда за такой работой следует даже преждевременная смерть. Все это указывает на то, насколько напряженной работы требует истинный творческий процесс.
Особенно важный момент в процессе художественного творчества представляет собой техника. Известно, какого труда требует овладение техникой в музыке, и сколь важное значение она имеет в создании и исполнении любого значительного музыкального произведения. Однако техника нужна и в других областях искусства, в частности в поэзии, в связи с которой бытует совершенно ложное представление о том, что она менее всего зависит от техники.
Таким
образом, процесс художественного
творчества, тем более на третьей
его ступени, требует интенсивной,
предварительно обдуманной, систематической
работы, в которой особо важную роль выполняют
волевые и интеллектуальные акты.
Глава 2. Описание творческого процесса Уоллесом.
Много лет назад в истории психологии Уоллес (1926) описал четыре последовательных этапа творческого процесса:
Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.
Подготовка. Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.
Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться "вспаханной под пар"? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени.
Просветление. Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно "включается лампочка". Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество открытие строения молекулы ДНК, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.
Проверка.
Вслед за радостным возбуждением,
иногда сопровождающим проницательное
открытие, наступает время проверить
новую идею. Проверка - это своего рода
"отмывание" творческого продукта,
когда он проверяется на предмет его законности.
Зачастую после тщательного изучения
решение, представлявшееся творческим
открытием, оказывается интеллектуальным
"самоварным золотом". Этот этап может
быть довольно коротким, как в случае перепроверки
вычислений или пробного пуска новой конструкции;
однако, в некоторых случаях верификация
идеи может потребовать целой жизни исследований,
проверок и перепроверок.