Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:36, реферат
Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В его Академии он пробыл до смерти учителя. Приход к руководству школой Спевсиппа, с которым он был не в ладах, побудил Аристотеля оставить Афины. С 355г. он живет сначала в Ассосе, в Малой Азии, под покровительством тирана города Атарнея Гермия. Последний предоставил ему прекрасные условия для работы. Аристотель женился здесь на некоей Пифиаде. Через три года философ уезжает в Митилену на остров Лесбос. Это произошло незадолго до или же сразу после смерти Гермия, предательски захваченного персами и распятого.
Введение…………………………………………………………………….3
Жизнь и творчество Аристотеля………………………………………….6
Сочинения Аристотеля……….……………………………………………8
Философия Аристотеля о Государстве………………………………….11
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………..……………………...18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ
Федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
"СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ"
в г. Выборге
(Ленинградская область)
РЕФЕРАТ
Студентки 2 курса очного отделения
по специальности
"ГиМУ"
Федотовой
Александры Владимировны
На
тему: "Учение Аристотеля
о государстве и его
современное значение"
Предмет: философия
Преподаватель:
Оськин Сергей Александрович
Рецензия и подпись
Преподавателя_________________
г. Выборг
2009
Жизнь
и творчество Аристотеля………………………………………….6
Сочинения
Аристотеля……….…………………………………………
Философия
Аристотеля о Государстве………………………………….11
Заключение………………………………………
Список
литературы………………………………..………………
Введение
Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В его Академии он пробыл до смерти учителя. Приход к руководству школой Спевсиппа, с которым он был не в ладах, побудил Аристотеля оставить Афины. С 355г. он живет сначала в Ассосе, в Малой Азии, под покровительством тирана города Атарнея Гермия. Последний предоставил ему прекрасные условия для работы. Аристотель женился здесь на некоей Пифиаде. Через три года философ уезжает в Митилену на остров Лесбос. Это произошло незадолго до или же сразу после смерти Гермия, предательски захваченного персами и распятого.
Видимо, в Митилену Аристотель прибыл по приглашению своего друга и верного ученика Теофраста. Еще через три года он принял приглашение македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра, будущего великого полководца. После того как в битве при Херонее Филипп II разгромил греческое ополчение и тем положил конец греческой независимости. Аристотель вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При школе был сад с крытыми галереями для прогулок, и поскольку занятия проходили там, школа получила название «перипатетической», а принадлежащие к ней - «перипатетиков». Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрений Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных учеников.
Смерть Александра (323г. до н. э.) вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен, поскольку политических оснований ему не могли предъявить, в «безбожии» на том основании, что он сочинил в память Гермия пеан и надпись к его статуе в Дельфах в выражениях, подобающих лишь богам, а не смертным. Философ вынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье. Летом 322г. он умер.
Сохранившиеся произведения Аристотеля относятся в основном к ликейскому периоду, однако в них сохранены идеи и прямые отрывки из более ранних произведений, что свидетельствует об известной целостности его воззрений после выхода из Академии. Сохранилось также немало фрагментов, относящихся к первому, платоническому, периоду его развития. Вопрос о хронологической последовательности сочинений Аристотеля чрезвычайно труден, поскольку они несут отпечаток разновременности. Однако, несомненно, что более ранние произведения пронизаны платонизмом. Так, фрагментарно сохранившийся диалог «Евдем», или «О душе», содержит доказательства бессмертия души, сходные с аргументами платоновского «Федона». Следуя Платону же, он «провозглашает душу формой, и потому хвалит здесь тех, кто рассматривает ее как местонахождение идей». Опять-таки в соответствии с Платоном пишет он, что «жизнь без тела представляется для души естественным состоянием, (тогда как связь с телом - болезнью) ».
Другое крупное сочинение, дошедшее до нас в значительном числе фрагментов - «Протрептик» («Увещание» - впоследствии распространенный жанр философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к созерцательной жизни; значительная часть произведения Аристотеля содержится в «Протрептике» неоплатоника Ямвлиха). Разделяя еще платоновскую теорию идей, Стагирит апеллирует к «созерцательной жизни», а высшим благом провозглашает «мышление». Причем слово это он употребляет в его платоновском значении проникновения философского ума в высшую реальность - мир идей. Впоследствии этот термин стал означать у него просто житейскую мудрость.
Лишь
в сочинении «О философии», некоторыми
исследователями относимом ко второму
периоду творчества мыслителя, обнаруживаются
существенные отклонения от платонизма.
Так, он критикует теорию идей, сводя, подобно
Спевсиппу, идеи к математическим сущностям
- числам. «Если поэтому идеи означают
какое-то иное число, чем математические,
- пишет он, то это вовсе недоступно нашему
пониманию. Вместе с тем, Аристотель
опровергает и воззрение пифагорейцев
и Платона, утверждая, что из бестелесных
точек не могут образоваться ни линии,
ни тем более тела. В этом же сочинении
он писал о двойном происхождении веры
в богов: через вдохновение, нисходящее
на душу во сне, и через наблюдение упорядоченного
движения светил. Показательно при этом
переосмысление образа «пещеры». В своем
«Государстве» Платон уподобил наш
мир пещере, в которой сидят прикованные
пленники, видящие перед собою лишь тени
вещей, существующих в «подлинном» мире,
т.е. мире идей. Узники эти ничего не знают
о подлинном мире. Аристотель же говорит,
что обитатели самой прекрасной и благоустроенной
пещеры, только слышавшие о богах, лишь
выйдя на поверхность земли и узрев красоту
земного мира, «действительно поверят
в то, что есть боги, и что все это - произведение
богов». Таким образом, не созерцание запредельного
мира идей, а наблюдение и исследование
нашего, посюстороннего земного мира ведет
к высшей истине. Это различие теоретических
установок Платона и Аристотеля составило
главную основу их расхождения.
Жизнь и творчество Аристотеля
Отец Аристотеля Никомах был врачом города Стагиры, а также придворным медиком Аминты III, царя соседней Македонии. Рано оставшись без родителей, юный Аристотель воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около двадцати лет, вплоть до смерти Платона около 347 до н.э. За это время Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и досократические источники и многие другие дисциплины. По-видимому, Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. В этот период в защиту платоновского учения им были написаны несколько диалогов популярного характера. Возможно, к этому же времени относятся работы по логике, физике и некоторые разделы трактата "О душе".
Широко
распространенная легенда о серьезных
трениях и даже открытом разрыве
между Аристотелем и Платоном
еще при его жизни не имеет
под собой оснований. Даже после смерти
Платона Аристотель продолжал считать
себя платоником. В Никомаховой этике,
написанной гораздо позже, в зрелый период
творчества, имеется трогательный экскурс,
в котором чувство благодарности наставнику,
приобщившему нас к философии, уподобляется
благодарности, которую мы должны испытывать
в отношении богов и родителей.
Хотя Аристотель продолжал считать себя платоником, характер его мышления и идеи оказались теперь иными, что вступало в прямое противоречие со взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями учения самого Платона. Этот критический подход выразился в диалоге "о философии", а также в ранних разделах работ, которые дошли до нас под условными названиями Метафизика, Этика и Политика. Чувствуя свое идейное расхождение с господствующим в Академии учением, Аристотель предпочел основать в северо-восточном предместье Афин новую школу – Ликей. Целью Ликея, как и целью Академии, было не только преподавание, но и самостоятельные исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных учеников и помощников.
Совместная деятельность оказалась в высшей степени плодотворной. Аристотель и его ученики сделали множество существенных наблюдений и открытий, которые оставили заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом для дальнейших исследований. В этом им помогали образцы и данные, собранные в дальних походах Александра. Однако глава школы уделял все большее внимание фундаментальным философским проблемам. Большая часть из дошедших до нас философских произведений Аристотеля написана в этот период. После внезапной смерти Александра в 323г. до н.э. по Афинам и другим городам Греции прокатилась волна антимакедонских выступлений. Положение Аристотеля было поставлено под угрозу из-за его дружбы с Александром, а также недвусмысленно выражавшихся им политических убеждений, которые приходили в противоречие с патриотическим энтузиазмом городов-государств. Под угрозой преследований Аристотель покинул город, чтобы, как он говорил, не дать афинянам совершить преступление против философии во второй раз (первым была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось доставшееся ему от матери имение, где, после непродолжительной болезни, умер в 322г. до н.э.
Сочинения Аристотеля
Все
произведения Аристотеля написаны простым
языком и тщательно отделаны с
точки зрения стиля. В античности они
пользовались большой популярностью и
закрепили за Аристотелем репутацию писателя-платоника,
пишущего красноречиво и живо. Такая оценка
Аристотеля практически недоступна нашему
пониманию. Дело в том, что его произведения,
оказавшиеся в нашем распоряжении, имеют
совершенно иной характер, поскольку для
всеобщего чтения они не предназначались.
Эти сочинения должны были прослушивать
ученики и помощники Аристотеля, первоначально
небольшой их кружок в Ассе, а впоследствии
– более многочисленная группа в афинском
Ликее. Исторической наукой, и, прежде
всего исследованиями В. Йегера, выяснено,
что эти труды, в той форме, в какой они
дошли до нас, нельзя считать философскими
или научными «трудами» в современном
смысле. Разумеется, окончательно установить,
как возникали эти тексты, невозможно,
однако наиболее вероятной представляется
следующая гипотеза.
Вследствие
этого реконструкция
Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся традиционно на восемь групп:
1. Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании», «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».
2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «О небесных явлениях» ( «Метеорологика »). В натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I в. до н. э.
3. Психология: «О душе», а также «Малые труды по естествознанию», включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении (приходящем) во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.
4.
Биологические труды: «О
5. Первая философия: сочинение, получившее название «Метафизика».
6. Этика: « Никомахова этика», «Большая этика», «Евдемова этика».
7. Политика и экономика: «Политика», «Экономика». В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В 1890г. был найден папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.
8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики», за которым печатается неподлинный трактат «Риторика против Александра» - ранняя перипатетическая работа. За нею идет трактат «О поэзии».
Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа они перешли к Теофрасту, а затем к его ученику Нолею. До 1 в. н. э. они пролежали в подземном книгохранилище, предоставленные «грызущей критике мышей», а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским. Цитируются сочинения Аристотеля (кроме «Афинской политии») соответственно изданию И. Беккера (1831).
Информация о работе Учение Аристотеля о государстве и его современное значение