Введение Философию
нередко представляют как весьма мудреную,
абстрактную науку, оторванную от реальной,
повседневной жизни. Нет ничего более
далекого от истины, чем мнение такого
рода. В действительности все проблемы
философия черпает из жизни и решает их
с единственной целью – помочь человеку
в его бытии, жизненных перипетиях, в совершенствовании
и развитии, в достижении желаемых целей
и идеалов, в преодолении невзгод и обеспечении
успеха. Философия дает человеку богатый
фактический материал для размышлений,
а также и весьма эффективный инструментарий
мыслительной деятельности. Изучение
философии - это проверенная многовековым
опытом человечества школа разумного
мышления, которая позволяет свободно
оперировать понятиями, выдвигать новые
идеи и подвергать критике известные суждения,
отделять существенное от несущественного,
выявлять взаимосвязи явлений и раскрывать
законы, действующие в мире. Философия
помогает человеку определить жизненную
позицию и ориентацию, позволяет разумнее
и оперативнее решать встающие перед ним
жизненные проблемы. Определенное представление
о философии имеет каждый культурный человек.
Дело в том, что каждый из нас постоянно,
вольно или невольно, сталкивается с теми
вопросами, которые обсуждаются в философии.
К ним относятся: когда и каким образом
возник мир или он существует вечно? Как
он устроен? Находится ли он в состоянии
хаоса или в нем наличествует порядок?
Мир изменяется или находится в покое? 1.Основной
вопрос философии. Основной вопрос философии-
вопрос об отношении сознания к материи.
Составляет исходный пункт философского
исследования, в силу чего то или иное
решение этого вопроса (материалистическое,
идеалистическое, дуалистическое) образует
основу каждого философского учения. "Философы,
- пишет Ф. Энгельс, - разделились на два
больших лагеря сообразно тому, как отвечали
они на этот вопрос. Те, которые утверждали,
что дух существовал прежде природы...,
- составили идеалистический лагерь. Те
же, которые основным началом считали
природу, примкнули к различным школам
материализма" Маркс К. и Энгельс. При
постановке основного вопроса философии
возникает вопрос не только о приоритете
материального или духовного, но и относительно
того, что считать материальным, а что
духовным. Отсюда проистекает возможность
многочисленных модификаций в решении
основного вопроса философии, как в материализме,
так и в идеализме. Важность данного вопроса
заключается в том, что от его достоверного
разрешения зависит построение целостного
знания об окружающем мире и месте человека
в нем, а это и является главной задачей
философии. Материализм первичным признает
материю, природу, а сознание, мышление
- вторичным, производным от материи. Окружающий
нас материальный мир существует вечно,
всегда, считают материалисты. Его никто
не сотворил. Он существует независимо
от воли и сознания людей.
Сознание же, носителем которого на Земле
является человек, есть продукт, результат
развития и функционирования материи,
природы. В настоящее время, несмотря на
тысячелетние искания философов, основной
вопрос философии достоверно не решен
ни с онтологической, ни с гносеологической
стороны и фактически является извечной
(неразрешенной) философской проблемой. В
зависимости от того, как решается вопрос
о соотношении духа и материи, мировоззрение
называют идеалистическим или материалистическим,
религиозным или атеистическим. Материализм
есть философское воззрение, признающее
субстанцией, сущностной основой бытия
материю. Согласно материализму, мир есть
движущаяся материя. Духовное же начало,
сознание есть свойство высокоорганизованной
материи - мозга. 2. Сущность и содержание
материализма. Материализм (от лат. materialis-
вещественный)- воззрение, которое видит
основу и субстанцию всей действительности-
не только материальной, но и душевной
и духовной- в материи. К материальному
нужно отнести натурализм, поскольку он
не отводит человеку особого места в природе;
эмпиризм, который расценивает как реальное
только то, что может быть воспринято посредством
естественно- научных методов; затем- неопозитизм,
с самого начала отклоняющий объяснение
духовно- душевной сущности дел. Для материализма
характерно уважение к естественным наукам
и технике и прославление человеческого
разума. Признание первичности материи
означает, что она никем не сотворена,
а существует вечно, что пространство
и время суть объективно существующие
формы бытия материи, что мышление неотделимо
от материи которая мыслит, что единство
мира состоит в его материальности. Материалистическое
решение второй стороны основного вопроса
философии - о познаваемости мира - означает
убеждение в адекватности отражения действительности
в человеческом сознании, в познаваемости
мира и его закономерностей. Слово «материализм»
начали употреблять в 17 веке главным образом
в смысле физических представлений
о материи (Р. Бойль), а позднее в более
общем философском смысле (Г.В. Лейбниц)
для противопоставления идеализму. Развитие
материализма можно проследить во всей
истории западной мысли от самого его
возникновения и встретить повсюду в истории
философии. Своего расцвета материализм
достигает в эпоху французского Просвещения
( Ж. Ламетри, П Гольбах, Д.Дидро), но
определяющее влияние на европейскую
философию он приобретает только в 19 в.
( К.Маркс, Ф.Энгельс, Л.А.Фейербах, Д.Ф.Штраус,
К.Фогт). Он представляет собой противовес
заблуждениям идеализма, но по своей односторонности
совершенно пасует перед всеми решающими,
т.е человеческими проблемами ( сознание,
смысл и цель жизни, ценности и т.д.), которые
он отклоняет как мнимые. Основные его
положения- это ряд догм и примитивная
онтология, давно превзойденная западной
мыслью. Под содержанием материализма
понимается совокупность его исходных
посылок, его принципов. Под формой материализма
понимается общая его структура, определяемая
в первую очередь методом мышления, в связи
с которым и посредством которого разрабатывается
и обосновывается данное течение материализма.
Таким образом, в содержание материализма
заключено, прежде всего, то общее, что
присуще всем школам и течениям материализма,
в их противоположности идеализму и агностицизму,
а с формой материализма связано то особенное,
что характеризует отдельные школы и течения
материализма. Но такое разграничение
вместе с тем относительно, условно. Форма
материализма, воздействуя на его содержание,
вносит в него существенные коррективы,
благодаря чему, например, диалектический
материализм не только по форме, но и по
содержанию качественно отличен от вульгарного
материализма, от метафизического материализма
и всех других видов материализма, хотя
имеет с ними то общее, что присуще всякому
материализму вообще. Если речь идёт о
последовательных ступенях развития одного
и того же вида материализма, то эти ступени
рассматриваются как его этапы. Когда
же происходит коренное изменение формы
материализма, смена старой его формы
новой, говорят что меняется вид материализма.
Изменение формы материализма совершается
в первую очередь под влиянием прогресса
научного знания и общественного развития.
Каждое, создающее эпоху в естествознании
20 века, открытие - в физике(теории относительности,
квантовой механики, использование атомной
энергии, проникновение в глубь элементарных
частиц, др.), в молекулярной биологии (раскрытие
«механизма» биосинтеза, физико-химических
основ наследственности и др.), в кибернетике,
астрономии и других науках - требовало
непрестанного изменения и развития формы
и содержания диалектического материализма
путём его обогащения обобщениями новых
естественно-научных открытий. При этом
сохраняются все принципы диалектического
материализма, получающие подтверждение,
развитие и конкретизацию.
3.Философский материализм. На ранней стадии
развития философский материализм и естественнонаучный
материализм были нерасчлененными. Философские
материалистические воззрения в значительной
степени были фактически натурфилософскими.
Здесь имело место совпадение философского
материалистического принципа с естественнонаучной
картиной мира. Когда же появилась возможность
вычленить материализм как всеобщий принцип
и сформулировать понятие материи в предельно
всеобщей форме, не сводимой ни к одной
из конкретных форм проявления материи,
а именно, как объективной реальности,
независимой от сознания и данной нам
в ощущениях, то те или иные конкретные
формы существования материи остались
в компетенции естествознания; сам же
принцип, как гносеологический, предельно
всеобщий,- в компетенции философии. При
этом философский материализм остается
методом, главным стержнем материалистических
представлений о природе. То, что обычно имеется в
виду, когда говорят о высшей форме материализма
(подразумевая диалектический материализм)
- это не та форма, об изменении которой
говорится у Энгельса в упомянутом положении,
и даже вовсе не форма в отношении к тому
материализму, о котором в этом положении
идет речь. Собственно, философский материализм
как принцип, став диалектическим и получив
предельно всеобщую форму выражения, как
раз по форме-то никогда больше и не претерпевает
изменения. Чтобы это понять, нужно не
забывать, что диалектический материализм
- это не просто одна из возможных преходящих
форм материализма (который в таком случае
не мог бы претендовать на роль всеобщего
универсального метода), а высший и последний
этап, завершающий развитие единого и
единственно возможного философского
материализма (материалистического монизма),
который выступает как всеобщий принцип,
как общее мировоззрение, основанное на
определенном понимании отношения материи
и духа. Некоторых
смущает утверждение, что материализм
может быть завершен: в этом выражении
не видят ничего другого, кроме как прекращение
развития. Но как можно представить себе,
например, изменение понятия материи и
заключенного в нем принципа материализма,
изменение основного вопроса философии?
Что вообще можно еще сказать о материи
как таковой, кроме того, что это объективная
реальность, независимая от сознания и
данная в ощущениях? После достижения
философским материалистическим принципом
завершенного выражения дальнейшее развитие
материализма отнюдь не останавливается. Видимо,
противоположностям, возникшим в результате
раздвоения единого материализма на философскую
и естественнонаучную области, в соответствии
с диалектическим принципом развития
предстоит прийти к тождеству, к разрешению.
И действительно, формулирование философского
материалистического принципа вовсе не
является самоцелью, он проникает во все
конкретные области знания о природе и
обществе и «работает» там как основа,
как подход к действительности, как всеобщий
принцип отражения (включая и практическое
освоение действительности), как выражение
принципиальной познаваемости природы,
как неизбежное содержание любой научной
истины, как мировоззрение. Как видим, здесь имеет место
«возврат» принципов (получивших выражение
и формулирование в предельно всеобщей
понятийной форме, т. е. на более высоком
уровне) туда, откуда они выведены (из практики)
- и в практику же, во все конкретные науки,
в результате и чего возникает новый синтез
- наука история и практический материализм.
Такой возврат есть не шаг назад к исходному
состоянию, а движение вперед, на более
высокую ступень. Правда, не всегда этот
процесс верно осознается современниками.
Одни воспринимают это как возврат к натурфилософии,
другим кажется, что нужно «пересмотреть
оценки Энгельса»; при этом пускается
в обиход термин «философия естествознания».
4. Материализм как одно
из основных направлений философии. Соответственно
трём главным ступеням развития выделяются
основные виды материализма: -наивный
или стихийный материализм; -метафизический
или механический; -диалектический;
- физический; - биологический;
-этический; -исторический. Наивный
или стихийный материализм древних греков
и римлян, сочетавшийся у них с наивной
диалектикой. Античная наука не расчленена
на отдельные отрасли; она носит единый
философский характер: все отрасли знания
находятся под эгидой философии и подчинены
ей. Метафизический, или механический материализм
17 -18 вв. Наука быстро дифференцируется,
расчленяясь на обособленные отрасли,
которые выходят из-под опеки философии.
Происходит разрыв между материализмом
и диалектикой: в материализме встречаются
лишь элементы диалектики при господстве
общего метафизического взгляда на мир. Диалектический
материализм(диамат)- был фактически советской
государственной философией и служил
и одновременно служил методологической
основой советской науки. Он возник из
перенесения гегелевской диалектики в
материалистически-монистическое мировоззрение
как 19 столетия; название «материализм»
часто употреблялся при этом в смысле
реализма( реальности, независимой от
мышления и существовавшей вне сознания).
Диалектический материализм, в котором
материализм и диалектика органически
соединяются, так что устанавливается
полное единство диалектики (учение о
развитии), логики (учения о мышлении),
теории познания. Физический, который
усматривал в материи конечную физическую
реальность(классическая механика); его
принципы поколебны данными новейшей
физики. В науку проникает великая идея
всеобщей связи и развития природы. Разобщённые
до тех пор отдельные науки приводятся
во взаимную связь не только между собой,
но и с философией. Дальнейшая дифференциация
наук совершается в единстве с их интеграцией. Наряду
с основными видами материализма существовали
промежуточные -переходные от одного основного
вида материализма к другому. В развитии
материализма внезапные перевороты всегда
подготавливались постепенно. В качестве
переходных выделялись следующие виды
материализма: Материализм Древнего Востока,
предшествовавший античному материализму.
По большей части это был пред материализм,
поскольку первые элементы материализма
в философских учениях Древнего Востока
ещё не вполне отделились от мифологических
представлений, не освободились от антропоморфизма
и гилозоизма. Древнейшим материалистическим
философским течением в Индии было учение
локаята. Локаята отрицала существование
какого-либо другого мира, кроме материального.
Философия локаята возникла, по-видиму,
в эпоху, когда древний родовой строй сменился
в Индии государством и когда наряду с
древними Варнами воинов и духовенства
(брахманами) стала возвышаться варна
торговцев, а из земледельцев начали выделяться
свободные крестьяне и ремесленники. Материализм
эпохи Возрождения соединил в себе черты
наивного материализма и наивной диалектики
с первыми элементами метафизических
взгляда на мир. Таким образом, он был,
строго говоря, переходным между античным,
наивным материализмом и ещё не сформировавшимся
метафизическим материализмом. Первым
философом, сознательно поставившим перед
собой задачу разработки научного метода
на основе материалистического понимание
природы, был Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626). В согласии
с передовыми умами своего века, Бэкон
провозгласил высшей задачей познания
завоевание природы и усовершенствование
человеческой жизни. Лишь та наука способна
побеждать природу и властвовать над ней,
которая сама «повинуется» природе, т.
е. руководится познанием её законов. Поэтому
Бэкон различает два вида опытов: 1) «плодоносные»
и 2) «светоносные». Плодоносными он называет
опыты, цель которых -принесение непосредственной
пользы человеку, светоносными - те, цель
которых не непосредственная польза, а
познание законов явлений и свойства вещей.
Материализм, непосредственно предшествовавший
диалектическому материализму и частично
развивавшийся параллельно ему, уже выходил
за границы метафизического материализма,
содержал элементы диалектики, но ещё
не поднимался до диалектического материализма
и не распространял материализм на общественные
явления. Этот вид материализма зарождается
в 18 веке (напр. Дж. Толанд) и в начале 19
века (напр. А Сен-Симон) и в особенности
русские революционные демократы. В трудах
русских просветителей объективно были
выражены стремления решить вопрос о назначении
философии. Так Козельский, Аничков, Батурин,
Десницкий, Третьяков стремились, освободить
философию из под опеки теологии, трактовали
её как вполне самостоятельную науку.
Философские воззрения этих просветителей
были вполне материалистическими. 5.Метод
познания современного философского материализма Историческая
ситуация привела к тому, что среди всех
существующих философских направлений
в последнее время отечественная философия
фактически утратила именно одно – философский
материализм. Дело даже не в том, что перестали
заявлять о себе мыслители, причисляющие
себя к его адептам, но в том, что именно
материализму не удалось сформировать
собственной исследовательской перспективы.
Обычно философия признает, поскольку
материализм понимается именно как та
ее форма, что является не более чем отражением
исследовательской перспективы естественных
и точных наук, что материализм как таковой
не обладает собственной исследовательской
программой, и его развитие лишь отражает
развитие точных наук, обобщая приносимые
ими достижения. Если бросить взгляд на
сложившуюся сейчас в отечественной философии
интеллектуальную атмосферу, то ее яркой
приметой следует понимать наличие общего
негативного фона в отношении принципов
философского материализма. Основная
причина данного положения вещей, скорее
всего, историческая, та политическая
и идеологическая функция, что возлагалась
на “данную” философскую традицию на
протяжении советского периода нашей
истории. Более того, основные ассоциировавшиеся
с философским материализмом концепции
формулировались в тех текстах и теми
мыслителями, в компетентности которых
в самой трактуемой ими проблеме можно,
в действительности, сильно сомневаться. В
какой-то мере к философскому материализму
допускает свое причисление и современная
психология (в частности, огромное влияние
на западных материалистов оказал психолог
К. Коффка), теоретизирующая проблемы функционирования
нейросоматической системы. Подобное
исследование в наше время невозможно
без проведения параллели “мозг – компьютер”,
что заставляет думать о необходимых,
но до сих пор еще не высказанных философских
выводах. Но материализм не ограничивается
своим внутренним представлением о возможностях
познания. Он, помимо развития собственной
парадигмы, открыт и для заимствования
и обмена знаниями с другими областями
познания. Подобные решения, очевидно,
могут основываться на понимании самого
принципа “материя”. Как же подобный
принцип понимается современным материализмом?
Материя сама располагает тем потенциалом,
который формирует ее организацию (классический
материализм), материя есть некая данность,
на которую наложена сторонняя организация
(не совсем верное название “объективный
идеализм”), материя есть нечто, что от
начала и до конца выстраивается в силу
действия сторонних причин (“субъективный”
идеализм). При этом не вполне ясен статус
“духовного”, оно видится, для непроникновенного
понимания, полностью оторванным от “материального”.
Но исследование духовных “процессов”
в любом случае приводит к мысли о том,
что подобные процессы оказываются ни
чем иным, как именно процессами передачи
информации. “Духовное” оказывается
сложно построенной системой получения,
трансформации и трансляции информации,
так отличающейся от примитивных информационных
процессов, как простой процесс колебания
отличается от сложной картины интерференции
волн. В действительности, как следует
думать, трудно представить другую модель
мира, кроме взаимодействия в нем материальных
форм, но между собой модели подобного
взаимодействия различаются в силу введения
в них факторов не материального, а стороннего
по отношению материального порядка (например,
указанного нами “востребования времени”). Материализм
в своем современном состоянии обнаруживает
весьма сильное сходство с позитивизмом
и структурализмом. Но: придающие материализму
“сходство” с данными философскими парадигмами
особенности фактически характеризует
закрытость для их определимости внутри
самой материалистической концепции синтеза
неких моделей описания мира. Пока материализм
не сформировал своего отношения к обобщающими
материальный мир, но фактически не связанным
ни с одним материальным носителем идеализмами
познавательных моделей. Материализм
по настоящее время не создал исчерпывающего
представления о материи в смысле интеграции
в данную категорию формаций “времени”
и “пространства” (“физического” пространства),
а предлагая свое объяснение данных проблем,
он даже не пытается обрисовать отличия
между веществом и названными формациями.
Материализм, таким образом, продолжает
вести бесперспективное сражение против
очевидно проводящей такое разделение
концепции Аристотеля. Другой важной темой
исследовательской программы философского
материализма должно оказаться исследование
тех представлений современных точных
наук, в которых они сводят физическую
реальность только к системе отношений,
игнорируя альтернативную форму представленности,
выраженную в виде наделяемых стационарностью
сущностей. Существует непростая
диалектическая связь между базируемостью
физических структур на динамическом
способе реализации формирующих их связей
и результированностью этих структур
в стабильных феноменологически представленных
конгломератах. Проблема обоснования
движения материи стабильностью и, напротив,
стабильности –движением материи является
той общеметодологической проблемой,
изучение которой следует понимать прямой
обязанностью философского материализма. Перед
материализмом стоит множество нерешенных
и требующих исследования проблем, что
не позволяет понимать данное философское
направление в качестве “лишенной перспективы
догмы”. Заключение После достижения философским
материалистическим принципом завершенного
выражения дальнейшее развитие материализма
отнюдь не останавливается. Видимо, противоположностям,
возникшим в результате раздвоения единого
материализма на философскую и естественнонаучную
области, в соответствии с диалектическим
принципом развития предстоит прийти
к тождеству, к разрешению. И действительно,
формулирование философского материалистического
принципа вовсе не является самоцелью,
он проникает во все конкретные области
знания о природе и обществе и «работает»
там как основа, как подход к действительности,
как всеобщий принцип отражения (включая
и практическое освоение действительности),
как выражение принципиальной познаваемости
природы, как неизбежное содержание любой
научной истины, как мировоззрение. Называть
при таком положении основывающуюся на
материалистическом принципе отражения
науку (вернее, систему конкретных наук)
естествознанием или материализмом, или,
наконец, просто историей (складывающейся
из истории природы и истории общества)
- одно и то же. Под этим будет подразумеваться
научная, непрерывно совершенствующаяся
и верно материалистически истолковываемая
картина материального мира, т. е. подлинная,
история действительности. Всеобщий гносеологический
принцип материализма будет как бы постоянно
функционировать и безраздельно господствовать
в конкретных науках и, став само собой
разумеющимся в изучении действительности,
видимо, просто перестанет быть положением,
которое нужно было бы «распространять»
на конкретные (положительные) науки. Он
будет буквально «жить» («работать») в
самих науках о природе (вернее, в единой
науке истории как ее стержень, метод,
движетель, мотор). Вместе с тем отпадает
необходимость в специальной науке, которая
была бы теперь только хранилищем таких
всеобщих, достигших предельно широкого
выражения и по содержанию, и по форме
принципов (в чем была необходимость в
ходе становления, формирования последних). Список
используемой литературы: 1.Спиркин А.Г.
Философия: Учебник для технических вузов.
- М.: , 2000. - 368 с. 2.Любутин К.Н. Фейербах: философская
антропология- Свердловск:Изд. Урал, 1988.-с58 3.Фейербах
Л. История философии –М: «Мысль» 1974-с162. 4.
Энгельс Ф, Л.Фейербах и конец классической
немецкой философии- Маркс К.. Энгельс
Ф. Соч. т 21. С 282-283 5. И.Т.Фролова « Философский
словарь» // Политическая литература М.,
1980