Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:35, контрольная работа
Мир, в котором мы живем и частью которого являемся – это материальный мир. В этом мире очевидно наличие движущейся материи. Однако проблемы взаимосвязи форм движения материи еще не решены и не могут быть решены по одной причине – бесконечная сложность реального мира и его процессов приводит к бесконечности их познания. Нельзя создать «вечную» и «окончательную» классификацию форм движения. Предпринимаются попытки уточнить положения энгельсовского учения о формах движения и их классификации.
Введение
Развитие представлений о материи в истории философии (античность, XVII – XVIII вв., диалектический материализм)
Движение – способ существования материи. Виды движения материи
Пространство и время как формы существования материи
Материальная эволюция с точки зрения синергетики
Заключение
Список используемой литературы
Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое. Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи – социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механический двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной системой деятельности человека. А жизнедеятельность организма – условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия; мерой покоя, инертности – масса.
Классификация
основных форм движения материи, разработанная
Энгельсом, опиралась на достижения
наук XIX вв. Оставаясь верной в принципиальном
плане, она должна быть уточнена и развита
в связи с развитием естественных и общественных
наук. Развитие квантовой механики поставило
вопрос об анализе новой основной формы
движения – квантовомеханической, которая,
видимо, на сегодняшний день является
простейшей. В развитие представлений
об основных формах движения речь в настоящее
время идет о геологической, космической
формах движения, имеющих специфических
материальных носителей, изучаемых современными
науками - физикой, астрофизикой, геологией.
Таким образом, развитие современной науки
ведет к обогащению наших знаний об основных
формах движения. Все сказанное выше свидетельствует
о том, что мир принципиально познаваем,
хотя каждая ступень в развитии нашего
познания расширяет область незнаемого,
ставит новые проблемы.
О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще в глубокой древности. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и времени сложились в виде двух противоположных концепций, названных впоследствии концепциями Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница. Первая концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством. С точки зрения второй концепции, не мыслились пространство и время, оторванные от вещей. В науке до конца XIX и начала ХХ вв. господствовала первая концепция. Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др. пришли к пониманию пространства как пустоты исходя из своего атомистического учения. Они считали, что для существования и движения атомов требуется пустота - некое вместилище, где атомы, сочетаясь различным образом в движении, образуют многообразие тел. С развитием классической физики идеи Демокрита о сущности пространства и времени были развиты в трудах Бруно, Галилея, Декарта и др. Особенно большой вклад в этом отношении был сделан Ньютоном, искавшим при создании классической механики универсальную систему отсчета, относительно которой происходит механическое движение тел. В качестве такой универсальной системы Ньютон и выбрал пространство. По Ньютону, пространство суть пустое абсолютное вместилище, в котором располагаются все тела как нечто внешнее по отношению к нему. Все тела обладают протяженностью независимо от существования других тел. Ньютон полагал, что пространство трехмерно, непрерывно, однородно и изотропно. Его различные части ничем не отличаются друг от друга, и, значит, пространственные отношения были всюду одними и теми же и описывались единой геометрией - геометрией Евклида. Время суть чистая длительность, присущая любому единичному явлению самому по себе. Оно также абсолютно. Абсолютность пространства и времени Ньютоном понималась в двух различных, хотя и взаимосвязанных, аспектах. Во-первых, "абсолютным пространством" Ньютон называл пустое и неподвижное по отношению к материи пространство (некое вместилище тел), с которым связывалась привилегированная система координат. Во-вторых, термин абсолютности употребляется для характеристики инвариантности, т.е. неизменности длин отрезков в любых системах отсчета. Аналогично понятие "абсолютное время" характеризовало его, с одной стороны, как чистую длительность, с другой стороны, как неизменность (инвариантность) временных интервалов в любых системах отсчета. Это означало, что всюду в пространстве существует единое «мировое» время, не зависящее от выбора системы координат и взаимного движения тел. Ньютоновские представления о пространстве и времени удовлетворяли потребностям классической физики, так как была найдена универсальная система отсчета, относительно которой совершалось любое механическое движение, - абсолютное пространство.
Далее рассмотрим кратко сущность второй концепции пространства и времени. Аристотель, выступая против идеи атомистического строения мира, отбросил вместе с ней и идею пустого пространства. С точки зрения Аристотеля, пространство представляет собой совокупность мест занимаемых телами. Иными словами, пространство - это порядок взаимного расположения множества различных тел, а время - порядок сменяющих друг друга явлений и состояний тел, т.е. время связывалось с движением, изменением тел. Дальнейшее развитие вторая концепция получила в трудах Лейбница, Гюйгенса, Дидро и др. Согласно Лейбницу, пространство и время не могут существовать вне материи и процессов, происходящих в ней. Лейбниц выступал против Ньютоновского понимания чистой протяженности и чистой длительности. С точки зрения диалектического материализма пространство и время неразрывно связаны между собой и с движущейся материей, формами существования которой они являются. По этой концепции бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства, пространство и время без материи - пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове. Конечно, в диалектико-материалистической концепции раскрыта сущность пространства и времени в основном с общефилософских позиций. Однако с развитием современной науки ее выводы получили естественнонаучное подтверждение. Научное определение пространства и времени, и также более или менее полное раскрытие их свойств связано с развитием современной науки, прежде всего физики и философии. В настоящее время, как мне кажется, достаточно точно выражается сущность пространства и времени в следующих определениях.
Пространство − это совокупность отношений выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентацию). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность. Время − совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность. Приведенные определения носят диалектико-материалистический характер. Они показывают невозможность дать понятия пространства и времени в их отрыве от материи, невозможность их рассмотрения как некоторых абсолютно самостоятельных сущностей. Здесь пространство и время не мыслятся иначе, как определенные свойства бесконечной совокупности материальных объектов. Только через существование последних, благодаря тому, что они обладают протяженностью, размерами, взаимным расположением друг относительно друга, последовательностью смены состояний и длительностью их бытия, мы можем понять, что такое пространство и время. Зависимость пространства и времени от материи определяет и все их основные свойства. При этом следует подчеркнуть, что хотя они в равной степени есть формы существования материи, однако между ними есть и различия. А поэтому они имеют ряд свойств, как общих, так и отличающих их друг от друга.
Общим свойством, во-первых, является их объективность. Поскольку материя не зависит от сознания людей, постольку пространство и время также независимы от него. В этот вопрос идеалисты внесли путаницу. Так, Беркли считал, что пространство есть не что иное, как сосуществование ощущений в духе, субъекте; время - последовательность ощущений. По Канту, пространство и время есть априорные формы чувственности. Накладываясь на хаос ощущений, эти априорные формы упорядочивают их в пространстве и времени. Во-вторых, в силу вечности существования материи, вечны пространство и время. Не может быть такого положения, когда материя существовала бы или до того, как появились пространство и время, как после того, как они уже исчезли. С попытками мыслить пространство и время как имеющими начало или конец мы встречаемся у Гегеля, Дюринга и др. У Гегеля природа развертывается сначала в пространстве, а затем уже во времени. А, следуя Дюрингу, необходимо вообще признать, что было время, когда времени не было. Третьим свойством пространства и времени является их бесконечность и безграничность. В применении к пространству безграничность означает, что в какую бы сторону и на какое бы расстояние ни двигаться, нигде и никогда мы не достигнем такой границы, которую можно считать пределом. Бесконечность пространства проявляется в том, что как бы велики не были размеры системы, всегда найдется такая система большего порядка, которая будет включать в себя первую систему в качестве одного из своих элементов. Относительно времени безграничность и бесконечность проявляются в отсутствии событий, после которых уже не будет никакой длительности, не будет неисчислимого количества процессов, следующих один за другим. В-четвертых, пространство и время обладают свойствами абсолютности и относительности. Причем абсолютность здесь мыслится не в ньютоновском смысле. Она проявляется в том, что, независимо от смены явлений, от любых изменений в материальных телах, пространство и время объективно существуют. Иначе говоря, ни один материальный объект, какими бы он свойствами ни обладал, не может оказаться вне времени и пространства. Вместе с тем свойства пространства и времени могут изменяться с изменением свойств материи. Например, в зависимости от материальных условий может изменяться кривизна пространства. Эйнштейн показал, что в разных инерциальных системах отсчета длины отрезков и промежутки времени различны. Эти примеры свидетельствуют об относительности пространства и времени. Важным свойством является то, что пространство и время непрерывны и вместе с тем прерывны (дискретны). Непрерывность пространства и времени выражается в том, что между любыми двумя элементами пространственной протяженности всегда существует такой элемент протяженности, который соединяет оба первых в единую пространственную протяженность. Точно так же между двумя любыми временными интервалами всегда найдется третий, соединяющий их в единую временную длительность. Прерывность пространства и времени заключается в том, что они включают элементы, различающиеся по своим внутренним свойствам, по структуре, т.е. по своим качественным характеристикам.
В
заключение отметим еще одно общее
свойство пространства и времени. Этим
свойством является их внутренняя
противоречивость. Предыдущие два свойства
являются примерами ее проявления. Бесконечность
пространства и времени складывается
соответственно из конечных длительностей
отдельных процессов. Какие же свойства
отличают пространство и время друг от
друга? Частным свойством пространства
является его трехмерность. Она выражается,
во-первых, в том, что тело в пространстве
сможет перемещаться в любом направлении:
вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад.
Во-вторых, все материальные тела обладают
трехмерной пространственной формой -
протяженностью в длину, ширину и глубину.
Математически трехмерность пространства
выражается во взаимнооднозначном соответствии
между его точками и тройками чисел –
их координатами в заданной произвольной
системе координат. Время, в отличие от
пространства, одномерно. Это означает,
что если задано начало отсчета во времени,
то начало или конец какого-либо процесса,
длина временного промежутка будут описаны
одним числом. Кроме того, время обладает
свойством необратимости. Во времени невозможно
движение вспять. Оно течет всегда и всюду
в одном и том же направлении: от прошлого
к настоящему, от настоящего к будущему.
Отсюда, заметим попутно, следует необратимость
во времени причинно-следственных связей.
Из вышеуказанных свойств пространства
и времени вытекает то, что пространство
обладает свойствами симметрии, а время
- асимметрично. Симметричность пространства
выражается в том, что объекты, расположенные
в одной части пространства, могут являться
зеркальным отражением материальных объектов
в другой части пространства относительно
определенной линии. Имеет место и симметрия
пространства относительно оси вращения
его около произвольной точки. Симметрия
пространства проявляется в симметричной
конфигурации различных материальных
тел. В классической физике и специальной
теории относительности господствующее
значение имеют постулаты об однородности
и изотропии пространства и однородности
времени, вытекающие из их свойств. Однородность
пространства состоит в равноправии всех
его точек, а изотропия - в равноправии
всех его направлений. Однородность времени
предполагает равноправие всех моментов
времени. Это значит, что в каждой точке
пространства, в любом направлении и в
любой момент времени законы физики действуют
одинаково. Изменение представлений о
пространстве и времени, связанное с созданием
неевклидовых геометрий, открытием специальной
теории относительности, вызвало большой
резонанс и в области философии. Ряд философов
и физиков пришли к выводу: поскольку наши
представления о пространстве и времени
меняются, следовательно, они субъективны.
Между тем абстрактные понятия пространства
и времени являются относительными, они
могут изменяться, уточняться с развитием
науки, однако отсюда не следует, что изменяются
в зависимости от этого, приспосабливаясь
к нашему опыту, объективные пространство
и время.
Материальная
эволюция с точки
зрения синергетики
Заключение
Движение не только не означает существование материи, а неизбежно предполагает. У материи нет иных способов существования, кроме движения, так как движение – единственный способ ее существования. Поэтому движение и существование материи оказываются одним и тем же. Движение и есть существование материи.
Взаимодействие является первым, что выступает перед нами при рассмотрении движущейся материи. Мы наблюдаем ряд форм движения: механическое движение, теплоту, свет, электричество, магнетизм, химическое соединение и разложение, переходы агрегатных состояний, органическую жизнь, которые все (если исключить пока органическую жизнь) переходят друг в друга, обуславливают взаимно друг друга, причем общая сумма движения, при всех изменениях формы, остается одной и той же. Механическое движение превращается в теплоту, электричество, магнетизм, свет и т.д. Движущаяся материя полностью представлена ее движением, одной из сторон которого является взаимодействие. Познавая формы и стороны движения, мы познаем материю. Такова и есть точка зрения диалектического материализма.
Пространство и время – формы движения материи, т.е. формы ее изменения, формы связи и взаимодействия. Пространство и время – это не материя, не движение, не изменение, не связь и не взаимодействие как таковые, а только направление, структура, организация, форма движения в отличие от самого движения материи как содержания. Пространство – это не взаимодействие тел и частиц, а его организация и структура; время не само изменение, а только направление, порядок изменения. Существуют не пространство и время сами по себе, а движение материи. Пространство и время – только характеристики, признаки этого движения.