Учение Платона о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:26, реферат

Описание

Платон (427 - 347 до н.э.) – выходец из рабовладельческой аристократии. Великий ученик Сократа, в последствие его критик. Диоген Лаэртский считал, что учение Платона является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. Платон - основатель собственной школы — Академии, просуществовавшей около тысячи лет. Платон усовершенствовал политические идеи своего учителя Сократа.

Содержание

Глава 1. Философская система воззрений Платона
Глава 2. Учение о душе. Типология государств.
Глава 3. Идеальное государство Платона.

Работа состоит из  1 файл

Учение Платона о государстве. Кольцова А. И. 1 курс 7 группа факультет социологии.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский  государственный университет 
Факультет социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учение  Платона о государстве 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

Выполнил: Кольцов Артем Игоревич 
курс 1, группа 7

(Социология  молодежи 

и молодежная политика) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 
2009

Оглавление 
 

Глава 1. Философская система  воззрений Платона 
Глава 2. Учение о душе. Типология государств.

Глава 3. Идеальное государство  Платона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Философская система воззрении  Платона

      Платон (427 - 347 до н.э.) – выходец из рабовладельческой аристократии. Великий ученик Сократа, в последствие его критик. Диоген Лаэртский считал, что учение Платона является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. Платон - основатель собственной школы — Академии, просуществовавшей около тысячи лет.  Платон усовершенствовал политические идеи своего учителя Сократа. Социально - политическим вопросам посвящены следующие его работы: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Написаны эти работы в жанре диалога между Сократом и другими греческими философами, к примеру, Главконом, Адимантом, Кефалом

    По  мнению Платона, мир «центрируется» вокруг человека, у ног его клубится бесформенная материя — небытие, взор его обращен к небу — к  прекрасному, благому,  вечному  - бытию.

  Платон признает существование двух миров, но в отличие от философов до него, которые оставляли «подлинный» мир в границах вещественного, он высказался о невещественности этого подлинного мира. Платон ввел понятие «эйдос» - бестелесные чувственные сущности, постигаемые только умом, говоря простым языком это идеи, виды.  Каждая идея ведет абсолютно независимое существование, она вечна и незаменима: «есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли».1 Идеи Платона являются идеалами для творения мира вещей, идеи источник бытия вещей. Идеи доступны человеческому познанию, познавая идею человек переходит на новый уровень бытия.

      Помимо идей Платон также выделяет «пространство», что позже было названо «материей». Это пространство: «вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно. Мы видим его как бы в грезах и утверждаем, будто этому бытию непременно должно быть где-то, в каком-то месте и занимать какое-то пространство, а то, что не находится ни на земле, ни на небесах, будто бы и не существует».1 Материя и растекается влагой, и пламенеет огнем, и принимает формы земли и воздуха. Так возникает, наряду с миром идей и с миром материи, мир промежуточный - мир вещей, который доступен не только разуму, но и чувствам.

Учение о душе. Типология государств  

      Для того чтобы понять идею государства Платона, необходимо рассмотреть учение Платона о душе. Тело человека создано из элементов четырех стихий; разрушаясь, оно возвращается к космосу, ибо тело — лишь временное пристанище души. Душа состоит из трех частей: разумная часть, которая независима и бессмертна; неразумная часть души создана низшими богами, она включает «гневную» часть; вожделеющая часть. Вожделеющее начало толкает человека к любви, заставляет его испытывать голод и жажду. Разумная часть души находится в голове, гневная — в груди, вожделеющая — в животе. Аффективная («гневная» ) часть души может стать и союзником разумной части,но только в том случае, если человек направит ее против своего вожделенного начала, если направит силу гнева против самого себя. Души, созерцавшие читые идеи, вселяются на Земле в мудреца, царя, государственного деятеля.  Души лишь нам миг, прикоснувшиеся к чистому бытию, вселяются в софиста, демагога, тирана. Количество душ ограниченно, они постоянно кочуют от одной телесной оболочки к другой. Именно учение о душе переплетается с идеей государства Платона.

      Государство он понимает в широком смысле, как совместное поселение. Государство основано на разделении труда, оно способствует выявлению человеческих склонностей и их развитию. Совершенная форма совместного человеческого существования - в прошлом. Управляли на земле тогда сами боги. Постепенно в государстве на первый план выступают погоня за богатством, насилие, раздор, отсутствие заботы об общем благе. Ныне в каждом государстве “заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей...”1

      В своих трудах Платон очень часто говорит о модели «идеального» государства. Это, модель такого государства, которого никогда и негде не было, но которое должно когда - нибудь возникнуть, то есть Платон создает проект, утопию. Платон пытался воплотить свои идеи в жизнь, но все его попытки были тщетны. В трактате "Государство" Платон утверждает, что главная причина порчи обществ и государств заключается в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение людей. 2 В соответствии с этим изъяном Платон подразделяет все существующие государства на четыре типа в порядке увеличения концентрации "корыстных интересов" в их строе. То есть Платон проецирует знание о человеческой душе на общество и создает свою типологию государств.

      Итак, первый тип государства, это тимократия (или тимархия) - власть честолюбцев, по мнению Платона, тимократия сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ, первые в свою очередь еще пользуются почетом, вторые еще не гонялись за материальными благами. Большое внимание уделялось спортивным упражнениям, однако уже было заметно стремление к обогащению,богатства начинают накапливаться и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к  следующему типу – олигархии. Более того тирания гибнет в результате непомерных амбиций правителей.

      Олигархияэто уже господство немногих, правление “любостяжателей и любителей денег”. В олигархическом государстве появляется четкое разделение на богатых, представителей правящего класса и бедных, которые делают жизнь правящего класса совершенно беззаботной. Модернизация олигархии, согласно теории Платона, приводит к трансформации ее в демократию.

          Демократический строй  еще больше усиливает конфронтацию бедных и богатых классов общества, ибо “правление, как видно, приятное, бесправительственное и пестрое. Начинаю возникать кровопролитные восстания, начинается жесткая борьба за власть, которая приводит к возникновению наихудшей государственной системы тирании. Делаем вывод, что и излишняя свобода приносит крах строю.

          Мнение Платона заключается в следующем, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так происходит и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению “тиранического” государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти тирана. Следовательно каждая вещь гибнет от своей односторонности 

    Идеальное государство Платона. 

    Идеальное государство Платона благое. Благое государство это то, которое охраняет покои своих граждан, выполняет  защитную и экономическую функции, направляет духовное развитие общества. Идеальное государство создается не в интересах индивида или отдельного сословия, а ради целого, т.е. ради самого государства, вне которого индивид существовать не может.1 Наиболее подходящее под описание государство – царственное.

      Каждый в идеальном государстве Платона выполняет свою функцию, человек у которого с детства обнаружено преобладание разумной части души, предназначаются для управления государством, человек  у которого более развита аффективная часть души, должен стать воином, а тот, в ком доминирует вожделеющее начало, становится торговцем, строителем, ремесленником, скотоводом или наемником. Делание каждым в обществе своего дела и есть добродеятель для Платона. В благом государстве существуют четыре доблести: мудрость, мужество, благоразумие и справедливость.  Но, нельзя понимать то, что все в обществе должны быть и мудры, и мужественны, и благоразумны одновременно. Каждому свое, для каждого свое дело. Например, мудрость – это удел философов.  Мужество – черта присущая воинам. Благоразумие присуще всем и оно выражается в подчинении всех существующим законам. Итоговая добродеятель государства – справедливость, стремление, чтобы  каждый “делал свое”. Отношения между тремя сословиями, по Платону, гармоничны и справедливы. Так как одно сословие не вмешивается в дела других.

      Философская концепция Платона глубока и  интересна, его учения о душе, государстве  и обществе вечны, он опередил время  на многие годы вперед, даже сегодня  его позиция актуальна, а его  труды – это сокровищницы из которых можно почерпнуть огромное количество идей. Современный исследователь  К.Попппер писал, что отголоски его (Платона) учения об обществе до сих пор можно обнаружить в современных концепциях, социальных утопиях, политических программах. 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы. 

1) История теоретической  социологии. В 5 томах. Т.1. От Платона  до Канта. М., Наука. I полугодие  1995

2) Платон. Избранные  сочинения. - М.: Логос, 1994

3) Платон. Сочинения.  В трех томах. Т.2. М., 1970

4) Платон. Сочинения.  В трех томах. Т.3. М., 1971 
 

Информация о работе Учение Платона о государстве