Учения Платона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:18, контрольная работа

Описание

На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему. Элементы социологического подхода к явлениям и процессам политической жизни выявляются уже в научной мысли Древнего Востока, античной Греции и Рима, особенно в трудах Платона и Аристотеля. Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов аристократической верхушки пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, способные противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Политическое учение Платона………………………………………………4

2. Политическое и правовое учение Аристотеля……………………………...11

Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

     Правовая  теория Аристотеля была подчинена тем  же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. "Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости". Право отсутствует поэтому в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти.

      Подобные  взгляды особенно четко прослеживались в учении Аристотеля. Все право  он рассматривал как право политическое, означающее невозможность его существования в неполитических (деспотических - по автору) формах правления, и делил его на две части, а именно - на естественное и условное (волеустановленное) право. "Что касается права политического, то оно частью естественное, частью условное. Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право - то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено (это безразличие прекращается)"8.

      Философ обосновал необходимость соответствия условного права естественному, важность использования принципов  и требований политической справедливости при принятии законов, в процессе установления правил условного права9. 

     Заключение 

     Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который  в систематической форме представил свое понимание государств. Политико-правовая доктрина Платона была нацелена на то, чтобы законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую независимость или самодостаточность.

     Платон. Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах "Государство", "Политик" и "Законы". Суть их в следующем:

     1. Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.

     2. Подлинная добродетель - истинное  знание - возможна только при идеальном  государстве. Таким государством  Платон считал совершенную аристократию  - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.

     3. Платон первым указал на взаимосвязь  политики, государства с социальными  изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).

     4. Философ утверждал, что идеальное  общество состоит из трех сословий:

     -правителей-философов,

     -воинов-стражей, 

     -ремесленников.

     Иерархия  сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни.

     Аристотель. Ученик Платона. Его учение было более  реалистичным, поскольку он обобщил  опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в  работе "Политика":

     1. Отрицал возможность существования  идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.

     2. В его представлении город-государство  - это высшая форма общения  людей, отражение сущности человека  как "политического животного".

     3. Главная цель государства - достижение "лучшей жизни". Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.

     В целом же, Аристотель разделяет социально-политические воззрения Платона, но он далек от того, чтобы так раздавить, обезличить человека в государстве, как это сделал Платон. При всем подчинении государству, Аристотель сохраняет за гражданином достаточную самостоятельность и в семье и в частной жизни. Он решительно выступает и против платоновской идеи обобществления имущества, жен, детей. Кроме того, при анализе общественных отношений Аристотель, в отличие от Платона, пользуется своим конкретно - всеобщим методом.

     Советы  Аристотеля не остановили вырождения греческой государственности. Новый вклад Аристотеля в историю политической мысли очень велик. Он создал новую методологию эмпирического и логического исследования, обобщил огромный материал. Он довел до совершенства систему понятий, которой человечество продолжает пользоваться до сих пор.

 

 

Список использованной литературы 

  1. Антология мировой философии.- М.: Мысль, 1999.
  2. Аристотель. Политика. - М.: Наука, 2000.
  3. Давыдов Ю.Н. От «Этики» к «Политике» // История теоретической
  4. социологии: В 5 т./ Отв. ред. и состав. Ю.Н.Давыдов. - М.: Наука, 1995.
  5. Ершов В. Признание нормативных правовых актов противоречащими Конституции РФ и федеральным законам: теория вопроса // Российская юстиция. 2003. -  N 4. – С. 9.
  6. Капитонов Э.А. История социологии: Учеб.-метод. пособие к курсу «Социология» / Отв. ред. Г.П.Зинченко, А.В.Лубский — Ростов н/Дону: НМЦ «Логос», 2003.
  7. Комментарий к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (постатейный)/Под ред. А.В.Гриненко - М.: ООО "ТК Велби", 2003.
  8. Платон. Собрание сочинений.- М.: Мысль, 2000.
  9. Социология: Основы общей теории: Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений / [Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев, А.В.Кабыща и др.: Редколлегия Г.В. Осипов (отв.ред.), Л.Н.Москвичев (отв.ред.) и др.]. — М.: Аспект Пресс, 2003.
  10. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004.
  11. История политических и правовых учений. / Под. ред. В.С. Нерсесянца. - М.:НОРМА, 2004. - 736с.
  12. История политических и правовых учений. / Под. ред. О.Э. Лейста. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2003. - 688с.
  13. Фролов С.С. Социология: [Учебник для высш.учеб.заведений] — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2001.

Информация о работе Учения Платона и Аристотеля