Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:36, доклад
Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры, которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы.
С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания, наука включает в себя четыре необходимых компонента.
Субъект науки – ключевой элемент научного познания – отдельный исследователь или научное сообщество, коллектив, в конечном счете – общество в целом.
Уровни,
формы и методы
научного познания
Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры, которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы.
С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания, наука включает в себя четыре необходимых компонента.
Субъект науки – ключевой элемент научного познания – отдельный исследователь или научное сообщество, коллектив, в конечном счете – общество в целом.
Объект науки – предметная область научного познания, то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина, все то, на что направлена мысль исследователя.
Предмет науки в широком смысле – это некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности, либо конкретный объект, вещь в совокупности своих сторон, свойств и отношений.
Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных спецификой их предметов.
Язык
науки – специфическая знаковая
система – как естественный язык,
так и искусственный (знаки, символы, математические
уравнения, химические формулы и т.п.).
Уровни научного познания.
Как развивающаяся система знания, наука
включает в себя два основных уровня
– эмпирический и теоретический. Им
соответствуют два взаимосвязанных, но
в то же время специфических вида познавательной
деятельности – эмпирическое
(опытное) и теоретическое (рациональное)
исследования. В эмпирическом исследовании
применяются такие средства, как описание,
сравнение, измерение, анализ, индукция.
Важнейшим элементом эмпирического исследования
и формой научного знания является факт.
Факт (от лат. factum – сделанное, свершившееся): а) синоним понятия «истина», реальное событие, результат - в противоположность вымышленному; б) особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Факт становится научным, когда он включен в логическую структуру конкретной системы научного знания.
Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, это непосредственное исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне научного познания преобладает чувственное познание как живое созерцание. Эмпирическое исследование осваивает объект с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, Его важнейшим элементом является факт (от лат. factum — сделанное, свершившееся).
Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание реальности в ее существенных связях и закономерностях. Данный уровень научного познания характеризуется преобладанием рациональных форм знания – понятий, теорий, законов и других форм мышления. Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.
Рассматривая теоретическое исследование как высшую и наиболее развитую форму научного знания, можно выделить следующие его структурные компоненты - проблему, гипотезу, теорию.
Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.
Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинность которого неопределенна и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.
Теория - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинность которого неопределенна и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.
Методы научного познания. Получение и обоснование объективно-истинного знания в науке происходит при помощи научных методов.
Метод
(от греч. metodos – путь исследования
или познания) –
совокупность правил, приемов и операций
практического и теоретического освоения
действительности.
В теории науки и методологии научного
познания разработаны различные классификации
методов. Одновременно наблюдение, измерение,
практический эксперимент относятся к
эмпирическим методам, как и сопровождающие
их доказательство или выведение следствий.
Такие методы, как идеализация, мысленный
эксперимент, восхождение от абстрактного
к конкретному, являются теоретическими
методами. Существуют методы, приспособленные
преимущественно для обоснования знаний
(эксперимент, доказательство, объяснение,
интерпретация), другие направлены на
открытие (наблюдение, индуктивное обобщение,
аналогия, мысленный эксперимент).
По степени общности выделяют следующие методы:
Метафизический
Диалектический
Общенаучные методы – методы, применяемые самых различных областях науки, т. е. имеющие весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.
Частнонаучные методы - методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления.
Дисциплинарные методы – это системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук.
Междисциплинарные методы являются совокупностью ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом па стыки научных дисциплин.
Итак,
научное познание представляет собой
отношение субъекта и объекта; обладает
специфическим языком и включает в себя
различные уровни, формы и методы: эмпирическое
исследование (научный факт, наблюдение,
измерение, эксперимент); теоретическое
исследование (проблема, гипотеза, теория).
Информация о работе Уровни, формы и методы научного познания