Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:23, реферат
Цель работы — рассмотреть проблему общественного сознания в философии, его уровни и формы. Поставленные задачи должны быть решены путем выделения общественного сознания как знания об обществе — в отличие от знания о природе и самом познании. Общественное сознание — духовная жизнь общества: взгляды и представления людей, политические, правовые, моральные и другие теории. Общественное сознание определяется общественным бытием. Оно формируется социальными связями и отношениями, и его содержание всеобще.
Задача философии — дать методологический ключ к познанию тех процессов, которые происходят в сознании конкретных обществ. Чтобы эту задачу выполнить, философия должна создать некую идеальную модель общественного сознания, исследование которой и позволяет выработать методологические принципы подхода к его научному анализу.
Общественное сознание является сложным, структурным явлением, состоящим из множества элементов, каждый из которых имеет свою специфику.
Введение 3
Общественное сознание: сущность, уровни, виды, относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека. 4
Обыденное и теоретическое сознание 6
Общественная психология и идеология 7
Формы общественного сознания 9
Политическое сознание 11
Правосознание 12
Нравственное сознание 14
Религиозное сознание 15
Эстетическое сознание 16
Научное сознание 17
Заключение 21
Список литературы 22
Общественная психология есть частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены разнообразные научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, причудливые образы фантазии и логика здравого смысла. В общественной психологии как уровне общественного сознания доминирует не само по себе знание, а оценка действительности, отношение к этому знанию.
Общественная психология выражает интересы различных социальных групп, включая в себя эмоциональные отношения личности или социальной группы к тем или иным явлениям общественной жизни, чувства и настроения людей, социальных групп, сопровождающие любую общественную идею. Обыденное сознание и общественная психология, находясь на одном уровне общественного сознания, плотно переплетаются и взаимодействуют друг с другом.
Роль общественной психологии в общественных движениях чрезвычайно велика, поэтому при выработке какой-либо политической стратегии очень важно учитывать общественную психологию — изучать настроения людей, уметь просчитывать их реакцию на те или иные политические акции.
Идеология — совокупность политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов, идей и теорий. Будучи частью общественного сознания, идеология определяется условиями материальной жизни общества, отражает общественные отношения. Идеология — сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.
Если общественная психология возникает из повседневной деятельности людей, то идеология создается идеологами, социальными мыслителями, политиками. Идеологические концепции являются духовным выражением определенных социальных интересов, однако их создатели-идеологи не всегда это осознают и не всегда принадлежат к тому классу, интересы которого выражают. Мыслитель, идеолог теоретически выражает то, к чему класс при
ходит практическим путем. В идеологии социальные группы осознают себя, свое место в обществе, свое отношение к другим группам.
В политике под «идеологией» понимается система политических верований и убеждений, направленных на завоевание и укрепление власти. В этом контексте для достижения какой-либо цели, в том числе и инспирированной ложной идеей, подходят все мыслимые средства. Здесь можно отметить, что на современном этапе своего развития Россия оказалась и без идеи, и без идеологии. Являясь следствием ломки общественного сознания, сопутствующего радикальным изменениям общественного строя, подобная «идеологическая пустота» затрудняет развитие не только общественного строя, но и экономики.
В любом своем проявлении общественная идеология по существу или формально, правильно или ложно, но всегда связана с отражением потребностей всего общества, его целей, ценностей, идеалов, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественная идеология необходима, обязательна для любого общества — классового и неклассового, -«открытого»- или «закрытого». Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и их специфики, перспектив общественного развития.
В наши дни некоторые теоретики (как на Западе, так и у нас) выступили с идеей конца идеологии («идеологизация»). Это связывается ими либо с «природной» ложностью идеологии, либо с окончанием противостояния капитализма и социализма. Однако идеология всегда была, есть и будет — пока существует общество как «совокупность людей», потребности и интересы которых она выражает.
Формы общественного сознания включают в себя политическую идеологию, правовое сознание (право), мораль (нравственность), религию, науку, искусство (эстетическое сознание), философию и представляют собой различные способы духовного освоения действительности.
Тесно переплетаясь, формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. К подобному взаимодействию, и к собственно формам необходим исторический подход, потому что для каждого исторического типа общественного сознания характерен и особый тип взаимодействия его форм. Если, к примеру, в эпоху феодализма доминирующей формой общественного сознания являлась религия, а все иные формы сознания либо подчинялись религии, либо в той или иной степени тяготели к ней (мораль, искусство), то в современном обществе на первый план выступают политическое, юридическое сознание, наука.
Каждая из форм общественного сознания отражает определенную сторону действительности: в политической идеологии отражаются межклассовые отношения, отношения между нациями и государствами, в морали — отношения людей друг к другу, отношение человека к коллективу и т. п. Помимо этого, каждая форма общественного сознания обладает и своими особенными средствами или способами отражения. Искусство отражает окружающую действительность в художественных образах, наука — в понятиях и законах и т. д. Формы общественного сознания порождаются материальной жизнью общества- Например, наука возникает из практических потребностей материального производства: для решения задач, связанных с ориентацией на суше и море, для измерения земельных участков, строительства сооружений необходимы были сведения по астрономии, геометрии, механике. Политические и правовые взгляды возникают только с образованием государства.
Анализ
форм общественного сознания и попытки
их разграничения имеют
При
их исследовании следует исходить из
конкретно-исторического
Общественное сознание, его формы имеют известную самостоятельность относительно общественного бытия, свои особые закономерности развития.
Последние проявляются:
а)в преемственности, сохранении позитивного содержания исторических ранних своих форм в «снятом», преобразованном виде;
б)во взаимном влиянии, взаимодействии всех форм общественного сознания;
в)в отставаний последнего от общественного бытия или в его опережении;
г)в идеологическом (в разной степени) характере форм общественного сознания, не исключающем, однако, общечеловеческих элементов;
д)в активном обратном влиянии общественного сознания на общественное бытие.
Политическое
сознание возникло в античности как
ответ на реальную социальную потребность
в осмыслении таких новых явлений,
как государство и
Естественно,
что политическое сознание общества
не может быть однородным, так как
оно охватывает область отношений
всех классов, социальных групп к
государству и правительству, область
взаимоотношений между всеми
социальными силами. Политическая оценка
действительности зависит от того конкретного
положения, которое занимает носитель
этой оценки (индивид, социальная группа,
социальный слой) в данном общественном
устройстве. В обществе происходит
постоянное столкновение политических
интересов в борьбе за государственную
власть. Устройство государственной
власти — центральная проблема политического
мышления. Политическая борьба за определение
устройства, задач и содержания деятельности
государства исторически
Именно
политические интересы чаще всего являются
стержнем общественно активных объединений
и тем более социальных столкновений.
В этой борьбе все — и наука,
и религия, и философия — может
стать объектом политического сознания,
все вовлекается в сферу
Сказанное
вместе с тем отнюдь не значит, что
любое и каждое явление культуры
есть отражение политических интересов
его создателя: истинные художники
бескорыстны. Вульгаризация как
культуры, так и самой политики
нанесла в свое время непоправимый
ущерб нашей общественной жизни.
Непонимание специфики и
Наука, искусство, философия, религия — все вовлечено в ураган политической борьбы. Способствуют ли научные открытия или технические изобретения делу мира или войны — это вопрос политический. На какие цели и поступки вдохновляют те или иные творения искусства, какие чувства они пробуждают — это тоже политический вопрос. Формирует ли философия научное мировоззрение народа, ориентирует ли она его на светлые идеалы и разумное, справедливое устройство общества или нет — это также вопрос политический. Разве философу безразлично, защищает ли он идеи гуманизма, социальную справедливость или агрессию, межнациональную вражду?!
Следует
различать политическое учение и
политическую философию как его
рефлексию. Она дает философское
обоснование политическим учениям,
и в этом выражается одна сторона
взаимосвязи философии и
Возникновение
политической философии связано
с именем Платона. Вычленить из философской
системы Платона ее политико-правовой
аспект — учение о политике, государстве
и праве — можно лишь условно,
настолько органично он вписан в
его философию. Идея, выступающая
в концепции Платона как
Правосознания — это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры, в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология. Правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, прежде всего экономических и социальных. Право воздействует на формирование правосознания, а последнее реализуется в праве и правосудии. Основы правосознания составляют чувство собственного достоинства, совесть и внутренняя дисциплина воли, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, к власти, а власти — к гражданам.
История знает острые конфликты правосознания лучших, прогрессивнейших людей общества с действующими нормами права. Конфликт может возникнуть и в результате произвола, когда человек ставит свое Я выше норм права и морали общества, порой руководствуясь при этом идеями прогресса. Общество карает личность за произвол.
Правосознание
занимает как бы промежуточное положение
между политическим и нравственным
сознанием. В отличие от политического
сознания оно относится к государству
не как к объекту борьбы за политическую
власть, а как к внешней
«Нравы и обычаи суть порядки, не установленные законами... Между законами и нравами есть то различие, что законы определяют преимущественно действия гражданина, а нравы — действия человека. Между нравами и обычаями есть то различие, что первые регулируют внутреннее, а вторые — внешнее поведение человека» (Арон Р.Этапы развития социологической мысли/Общ, ред. и предисл. П.С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992. — 608 с.).
В обиходной
жизни мы забываем об ограничении
правил и норм поведения, но они все
же остаются для нас незыблемыми.
На стадии правосознания они
Правосознание
во многом ориентируется на рационально-нравственные
оценки. Между нравственностью и
правом существует теснейшая связь:
право в самом себе имеет и
нравственный смысл. Как нравственное,
так и правовое сознание — это
различные грани едино-цельной
духовной жизни человека и общества.
Будучи связанными, нравственность и
право — это вместе с тем
сущностно различные формы