Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 07:58, курсовая работа
Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда первые классовые общества и государства приходят на смену родовым (племенным) отношениям. Наиболее древней в этом плане является философия, возникшая в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Египте, Вавилоне. Этот процесс не был однороден. Так, в Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось философских школ. Ранее же всего философские традиции и школы утвердили себя в Древней Индии. Их появление относят ко II — началу I тысячелетия до нашей эры.
1. Философия Древней Индии
1.1 Ведический период
1.2 Система йоги
1.3 Буддизм
2. Философия Древнего Китая
2.1 Учение Лао-цзы
2.2 Учение Конфуция
Список литературы
Возникновение
древневосточной философии
РЕФЕРАТ
ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ
ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Философия
Древней Индии
1.1 Ведический
период
1.2 Система йоги
1.3 Буддизм
2. Философия Древнего
Китая
2.1 Учение Лао-цзы
2.2 Учение Конфуция
Список литературы
1.ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ
ИНДИИ
Философская
мысль человечества
С точки
зрения современного человека
это древнейшее классовое
1.1 Ведический
период
«Веды» в переводе
с санскрита означает «знание». Но
это не есть знание в современном
понимании. «Веды» состоят из гимнов, молитв,
жертвенных формул, заклинаний и т. п. «Веды»
положили собою начало философской традиции
в Древней Индии, причем эта традиция выросла
из комментирования текстов «Вед». «Веды»
используют образно-символическую форму
толкования мира, они же предлагают различного
рода рекомендации к правильному в нем
существованию. «Веды» имеют четыре части.
Самая ранняя из них «Ригведа» (собрание
религиозных гимнов); далее «Брахманы»
(сборник ритуальных текстов); «Араньяки»
(правила поведения для отшельников); «Упанишады»
(часть, в которой как раз и формируются
начальные элементы философского сознания).
Лишь малая часть «Вед» может быть уяснена
в ключе рассудочного понимания.
Отличительной
чертой индийской философской
мысли является весьма малая выраженность
индивидуального творческого начала:
сведения о древнеиндийских философах
почти полностью отсутствуют. Достоверность
небольшого числа дошедших до нас имен
теряется в тумане тысячелетий. Но главное
все же в том, что индийская философская
мысль — древнейшая в мире.
Не вдаваясь
в подробности, мы можем
Обратимся к
текстам «Упанишад», которые стали основанием
последующих философских воззрений. В
них, в частности, весьма ярко представлена
проблема первопричины (сущего). Но здесь
же внимательный читатель обнаруживает
постепенный переход от мифологии к философии.
Так, понятие «Брахман» — это и живой мифологический
бог и одновременно отвлеченное философское
начало (творения). Эти образы понимания
как бы «просвечивают» один сквозь другого.
«Брахман
возник первым из богов,
«Он взирает
на колесо жизни как на
«Когда прекращаются
все желания, обитающие в
1.2 Система йоги
Школой философии,
непосредственно опирающейся на «Веды»,
является система «йога», что означает
«сосредоточение». Она ориентирована
на индивидуальный путь «спасения» человека.
Являясь одновременно
философией и практикой, йога
ставит себе задачу выработки
медитационного сознания. «Ибо не бывает
никакой йоги без отрешенности от желаний»,
— разъясняют состояние йоги древние
тексты. Сюда же включаются и правила приема
пищи. Современная йога декларирует терпимость
по отношению к другим учениям: «Бог имеет
много сторон и проявлений, и все видят
его по-разному».
1.3 Буддизм
Философия
буддизма относится к
Для этого
необходимо вступить на
Избавление
от страданий достигается при
вхождении в особое состояние,
в котором происходит «
Будда (основатель
буддизма, царевич Гаутама) осуждал
ведийские ритуалы, преклонение перед
авторитетами и считал, что всякий человек
может достичь спасения, независимо от
того, к какой касте он принадлежит, а также
призывал к терпимости, ненасилию и воздержанности.
Существует
и более широкий смысл слова
«будда» (санскр. — просветленный). В буддизме
оно означает человеческое существо, достигшее
духовных высот, в своем стремлении к абсолютному
совершенству, и способное теперь указать
путь спасения другим людям.
Индийская
философия оказала свое влияние
на немецкого философа А. Шопенгауэра,
русских мыслителей Н. Рериха и Д. Андреева,
а также на немецкого писателя Г. Гессе,
посвятившего ее идеям ряд литературных
произведений.
2. ФИЛОСОФИЯ
ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Китайская
философия сложилась в период VIII—III
вв. до н. э. В историко-философской науке
нет общепринятого критерия периодизации
китайской философии. Поэтому ее история
может быть подразделена по различным
основаниям. Например, по порядку смены
правящих династий, по европейскому принципу
расстановки хронологических вех (древний,
средневековый, новый, новейший периоды),
в прослеживании разветвлений основных
направлений. Но, используя любые критерии,
можно все же с уверенностью считать, что
свое начало китайская философия ведет
от „первых философов даосизма, конфуцианства
и авторов учения «Книги перемен». Комментарии
к «Книге перемен» положили начало философии
Китая.
2.1 Учение Лао-цзы
Философский
даосизм представлен авторским
творчеством Лао-цзы (VI-V вв. до
н. э.), которого традиционно считают
основоположником учения. Известны и другие
авторы.
В мировоззренческо-
Лао-цзы не
приемлет борьбы, так как она
есть способ существования
Идеи Лао-цзы
изложены в книге «Дао дэ
цзин», которая относится, по
предположениям, к IV—III вв. до н.
э. Вот некоторые из них.
«Тот, кто свободен
от страстей, видит чудесную тайну Дао...»
«Человек
следует земле. Земля следует
небу. Небо следует дао, а дао
следует естественности».
«Дао бестелесно.
Однако в его туманности
«Дао постоянно
в недеянии, однако нет ничего
такого, что бы оно не сделало».
«Следование
недеянию всегда приносит
«Когда правительство
спокойно, люди становятся простодушными.
2.2 Учение Конфуция
Учение Конфуция
(в китайском написании Кун
Фу-цзы) относится к концу VI
— началу V в. до н. э. Конфуций
преклонялся перед древними
Для Китая
конфуцианство имело то же
значение, что для Индии ведизм.
Оно стало важнейшей
Конфуцианцы
— общественники. Они не удовлетворены
существующими порядками и хотят, чтобы
общество изменилось в лучшую сторону.
Но позитивную модель этих изменений они
видят не в грядущем, а в образцах добропорядочной
старины. Вот почему в конфуцианстве, в
отличие от даосизма, большое значение
придается ритуалу, этикету, традиции.
В соответствии
с такими представлениями
«Ученик спросил
Учителя: „Можно ли одним
«Учитель
сказал: „Благородный муж думает
о долге, а мелкий человек
— о выгоде"».
«Учитель
сказал: „Не беспокойся, что люди
тебя не знают, а беспокойся
о том, что ты не знаешь
людей"».
Конфуций
говорил, что без Ли
Учение Конфуция
можно было бы назвать
Философия
«Книги перемен» (около VI в. до
н. э.) совмещает и согласовывает
в себе родовые и
Важно, что
истина здесь логически не
доказывается, а ложь не опровергается.
Основная цель системы —
Профессионалы-китаеведы
говорят, что «Книга перемен»
находится едва ли не на
первом месте среди