Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:48, доклад
Проблема происхождения и эволюции человека занимает умы людей на
протяжении многих веков. Существует множество теорий появления человека на
Земле. В настоящее время большинство ученых склоняется к происхождению
человека в результате эволюции и естественного отбора от высокоразвитых
предков современных обезьян.
фильтра случайностей органического развития, влияющих на отклонение в
эволюции живых существ, благодаря чему преимущественно выживают и оставляют
потомство не только самые сильные, наиболее приспособленные к тем или иным
природным условиям, но и самые пластичные в эволюционном смысле виды,
популяции, особи. Естественный отбор в дарвинистской концепции по сути дела
оказывался активным посредником, как бы связующим звеном между организмом и
средой, морфологией и функционированием, изменением среды и адаптации по
отношению к ней. Дарвин благодаря стихийно-диалектической методологии,
использованной им при разработке триады «изменчивость > наследственность >
естественный отбор», сумел во многом преодолеть ограниченность
представлений своего времени и аргументировано доказать, что нет ничего
сверхъестественного, никакой богом заданной целесообразности в развитии
животного мира.
Поскольку ещё не были открыты гены, Дарвиновское понятие
«неопределённая изменчивость» оставалось либо абстракно-теоретическим, либо
узконаправленным, не «работавшим» на широком биологическом материале. В
силу этого понимание изменчивости строилось на близком ламаркизму признании
индивидуальных прижизненных признаков, варьировавших под влиянием
непосредственных условий существования. С помощью механизма
наследственности закреплялись происходящие в организме изменения, а в
результате естественного отбора сохранялись наиболее перспективные звенья
механизма биологического приспособления, которые воспроизводились путём
селекции оказавшихся жизнеспособными особей за счёт оставления ими
многочисленного потомства с новыми признаками.
Роль социальных факторов, на которую также указывал Ч. Дарвин, была
раскрыта Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны
в человека» (1896). К 80-м годам 19 столетия многочисленные ископаемые
находки и использование самых разнообразных методов исследования позволили
значительно прояснить вопросы эволюции человекообразных, хотя и сейчас
невозможно с полной уверенностью сказать, от каких именно обезьяноподобных
предков произошел человек.
Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью
плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения,
дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных
обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. На его ранних
этапах зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных
животных. В возрасте 1,5 – 3 месяцев у него имеются жаберные щели, а
позвоночник оканчивается хвостом. Очень долго сохраняется сходство
зародышей человека и обезьяны. Специфические (видовые) человеческие
особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития.
Рудименты и атавизмы служат важным свидетельством родства человека с
животными. Рудиментов в теле человека около 90: копчиковая кость (остаток
редуцированного хвоста); складка в уголке глаза (остаток мигательной
перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки –
аппендикс и др. Все эти рудименты бесполезны для человека и являются
наследием животных предков. К атавизмам (необычайно сильно развитым
рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко, но рождаются
люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно
развитые клыки и др.
Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты,
атавизмы – бесспорные доказательства животного происхождения человека и
свидетельство того, что человек, как и животные, - результат длительного
исторического развития органического мира.
По строению и физиологическим особенностям наиболее близкие
родственники человека – человекообразные обезьяны, или антропоиды (от греч.
антропос – человек). К ним относятся шимпанзе, горилла, орангутанг. О
близком родстве между человеком и антропоидами свидетельствуют сходные
детали строения: общий характер телосложения, редукция хвоста, хватательная
кисть с плоскими ногтями и противопоставленным большим пальцем, форма глаз
и ушей, одинаковое число резцов, клыков и коренных зубов; полная смена
молочных зубов и многое другое. Очень важны черты физиологического
сходства: общие группы крови, болезни (туберкулез, грипп, оспа, холера,
СПИД, воспаление легких) и паразиты (например, головная вошь); обнаружена
поразительная близость хромосомного аппарата. Диплоидное число хромосом
(2n) у всех человекообразных обезьян – 48, у человека – 46. Различие в
хромосомных числах обусловлено тем, что хромосома человека образована
слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе. Сравнение белков
человека и шимпанзе показало, что в 44 белках последовательности
аминокислот отличаются у них лишь на 1%. Многие белки человека и шимпанзе,
например гормон роста, взаимозаменимы.
Тщательное изучение высшей нервной деятельности человекообразных
обезьян выявило близость этих животных к человеку и по ряду их
поведенческих реакций. В этом отношении особенно показательна их
способность использовать различные предметы в качестве простейших орудий.
Наиболее близок человек к африканским человекообразным обезьянам – к
горилле и особенно к шимпанзе. В ДНК человека и шимпанзе не менее 90%
сходных генов. Изучение всех особенностей строения и развития показывает,
что человек принадлежит к семейству Гоминиды отряда Приматы класса
Млекопитающие. Однако
между человеком и
коренные отличия. Только человеку присуще истинное прямо хождение и
связанные с этим особенности строения S-образного позвоночника с
отчетливыми шейными и поясничными изгибами, низким расширенным тазом,
уплощенной в переднезаднем направлении грудной клеткой, пропорциями
конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), сводчатой стопой с
массивным и приведенным большим пальцем, а также особенности мускулатуры и
расположения внутренних органов. Кисть человека способна выполнять самые
разнообразные и высокоточные движения. Череп человека более высокий и
округленный, не имеет сплошных надбровных дуг; мозговая часть черепа в
большей степени преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, с
маленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо выражен. Мозг человека
примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему, в 3-4
раза – по массе. У человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в
которых расположены важнейшие центры психики и речи. Только человек
обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие
лобной, теменной и височной долей мозга, наличие особого головного мускула
в гортани и
других анатомических особенностей.
4. Эволюция человека
Ф. Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека
говорил, что глубокие, качественные различия между человеком и
человекообразными обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной)
деятельностью людей. Отличительная черта человека – создание и применение
орудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производит
необходимое; животные же используют лишь данное природой. Применение орудий
труда резко уменьшило зависимость человека от природы, ослабило действие
естественного отбора. В процессе труда (совместная охота, изготовление
орудий) люди объединялись, что порождало необходимость общения и вело к
возникновению речи как способа этого общения. Под влиянием труда и речи
«мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем
сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству».
Развитие мозга и органов чувств, совершенствование сознания «оказывало
обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые
толчки к дальнейшему развитию» (Ф. Энгельс, К. Маркс Соч. 2-е изд. Т.
20.,С. 490).
Энгельс впервые указал на роль труда как решающего фактора в
становлении человека. Труд, по его словам, - «… первое основное условие
всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном
смысле должны сказать: труд создал самого человека» (Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. 2-е изд. Т. 20 С.486). Данные современной антропологии подтвердили
теорию Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека. На протяжении
многих миллионов лет шел отбор особей, способных к орудийной деятельности,
более смекалистых, с более ловкими руками. На всем пути палеонтологической
летописи человека останкам наших далеких предков сопутствуют остатки орудий
труда той или иной степени сложности.
Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть
продукт труда
многих поколений людей.
Предпосылки антропогенеза
Предполагается, что общие предки
человекообразных обезьян и
стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход
их к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением
лесов степями, привел к прямо хождению. Выпрямленное положение тела и
перенос центра тяжести вызвали перестройку дугообразного позвоночного
столба, свойственного всем четвероногим животным, на S-образный, что
придало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился