Взаимоотношения государства и человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:10, контрольная работа

Описание

Цель исследования: изучить проблему философии права: «Взаимоотношения государства и человека».
Задачи исследования: раскрыть понятия государство и человек с точки зрения философии права; отразить актуальные проблемы взаимоотношения государства и человека.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Взаимоотношения государства и человека …………………………….5
2 Проблемы взаимоотношений человека и государства ………………..11
2.1 Три концепции взаимоотношения государства и личности в контексте проблем прав человека ……………………………………...12
2.2 Конституционно - правовые основы взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности …………...16
Заключение ………………………………………………………………...19
Библиография ……………………………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 55.21 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение ……………………………………………………………………3

    1. Взаимоотношения государства и человека …………………………….5

    2 Проблемы взаимоотношений человека  и государства ………………..11

    2.1 Три концепции взаимоотношения государства и личности в контексте проблем прав человека ……………………………………...12

    2.2 Конституционно - правовые основы взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности …………...16

    Заключение ………………………………………………………………...19

    Библиография ……………………………………………………………...24

 

    ВВЕДЕНИЕ

   Правовое  государство — как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека — является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию правовой государственности в России.

   К числу отличительных признаков  правового государства, как минимум, относятся: признание и защита прав и свобод человека и гражданина, верховенство правового закона, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. В содержательной плоскости данным признакам соответствуют три взаимосвязанных компонента правового государства. Эти компоненты правового государства условно можно назвать так: гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (правовой характер закона, конституционно-правовая природа и основа источников действующего позитивного права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

   Ключевой  момент теории и практики правового  государства и, можно сказать, его  конечная цель состоит в утверждении  правовой формы и правового характера  взаимоотношений (взаимных прав и обязанностей) между публичной властью и подвластными как субъектами права, в признании и надлежащем гарантировании формального равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что правосубъектность индивидов, их права и свободы, правовой характер их отношений с властью — это не продукт воли и усмотрения политической власти, не ее "дар" или уступка людям, а существенная составная часть объективно складывающегося в данном обществе права, соблюдение которого является юридической обязанностью всех, и прежде всего публичной власти и ее представителей.1

    Взаимоотношение человека и государства как важнейшего социального института всегда было в центре внимания мировой политико-правовой мысли с самого момента ее зарождения. Более того, содержание, формы и  характер этих взаимоотношений в  определяющей степени дают основания  для оценки состояния обеспечения  и гарантий прав и свобод человека в конкретном обществе, конкретном государстве. Поэтому анализ методологических оснований познания этих составляющих, всего комплекса взаимоотношений  государства и человека, сложившихся  к настоящему времени, имеет исключительно  большое значение для более обоснованных рассуждений о правах человека и  избежать столь часто встречающихся  сегодня шаблонов при обсуждении этой проблематики. К сожалению, использование  этих шаблонов, приобретающее характер клонирования, в настоящее время  встречается слишком часто, что  не может не тревожить. Большинство  семинаров, встреч, конференций, научных  и учебных изданий обсуждают  проблематику прав человека, исходя из одного главного тезиса: права человека, как и он сам, - высшая ценность, которую  пытается игнорировать или ущемить государство (коллектив, общность, общество). Однако всякий шаблон, приносящий пользу до поры до времени, начинает себя изживать и наносить все увеличивающийся вред.2

    Цель исследования: изучить проблему философии права: «Взаимоотношения государства и человека».

    Задачи  исследования: раскрыть понятия государство и человек с точки зрения философии права; отразить актуальные проблемы взаимоотношения государства и человека.

    1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И  ЧЕЛОВЕКА

    Важнейшим политико-правовым институтом современного общества является государство. Оно представляет собой основной источник законов и других правовых актов и предназначено для организации жизни общества, самого государства и его структур в системе политических и правовых отношений. Это — относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая в себя в свою очередь совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов и структур. Среди них: институты законодательной, исполнительной и судебной властей; правовая система; государственная администрация; органы исполнительной и представительной власти на региональном уровне и, наконец, органы местного самоуправления.3

    Человек в системе права, человек правовой — это, прежде всего, субъект, агент и носитель определенных действий. Человека делает правовым субъектом то, что он по своей сущности обладает способностью, которая делает возможным право. Конечно, здесь имеется в виду не просто субъект права, как о нем учит юридическая теория, а субъект в философском смысле, правовой субъект, когда на первый план выходит собственная рефлексивная деятельность человека, не вытесненная объективированными формами существования юридического смысла в положительном праве.

    В предложенной Э. Ю. Соловьевым концепции  содержание и соотношение основных форм индивидуального бытия человека раскрывается через установление их соответствия определенным типам норм — обязанностям, призванию, правам. Так, индивид — это отдельный представитель рода «человек», «один из» множества людей, и в таком качестве — продукт общества, объект общественных отношений. Он является субъектом обязанностей, без которых немыслимо никакое общество, центром вменения, по отношению к нему уже применимы понятия вины и ответственности. Для индивида характерна установка на социальную адаптированность к существующим условиям.

    Известно, что в государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит решающая роль. Такое значение государства объясняется его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рычагами воздействия, которыми оно обладает. Государство выступает как официальный представитель всего общества, поэтому отношения между ним и человеком носят политико-правовой характер. Любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обязательных предписаний.

    Устойчивая  связь между человеком и государством выражается, прежде всего, в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Таким образом, можно сделать вывод, что отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

    В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства - это своеобразный способ ограничения политической власти государства. Он проявляется, прежде всего: 1) в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности; 2) в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан; 3) в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение своих обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед обществом, государством, другими людьми.

    При различных типах политических режимов  существует и разный уровень взаимной ответственности государства и личности. Так, в недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В прановом же государстве, напротив, акцепт делается на ответственности должностных лиц перед гражданами.

    Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:

    1) ответственность правительства  перед представительными органами  власти;

    2) дисциплинарная, гражданско-правовая  и уголовная ответственность  должностных лиц за нарушения  прав и свобод граждан; 

    3) процедура импичмента (от англ. impeachment), т.е. привлечения к ответственности и судебному рассмотрению дел высших должностных лиц государства.4

    Поскольку государство системой своих законов  регламентирует человеческие связи  как в части их единения, так  и в части их конфликтности, постольку  оно создает благоприятные условия  для жизнедеятельности каждого  человека, реализации его потенциальных качеств и устремлений, важнейшее из качеств человека, развитие которого обеспечивает государство, — это свобода человека. Об имманентной связи государственности и свободы человека много писали выдающиеся представители духовной культуры. Приведем некоторые их свидетельства.

    Дж. Локк писал: «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это — свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека».

    Еще рельефней связь индивидуальной свободы с государственностью нового этапа выразил Гегель: «Государство, его законы, его учреждения суть права составляющих государство индивидуумов, его природа, почва, горы, воздух и воды суть их страна, их отечество, их внешнее достояние, история этого государства, их деяния и то, что совершили их предки, принадлежат им и живут в их воспоминании. Все в государстве есть их достояние, точно так же как и они принадлежат ему, так как оно составляет их субстанцию, их бытие. Их представления проникнуты им, и их воля есть желание этих законов и этого отечества. Эта настоящая совокупность составляет единое существо, дух единого народа. Ему принадлежат индивидуумы; каждое отдельное лицо является сыном своего народа и вместе с тем сыном своего времени: поскольку его государство развивается, ни один не остается позади его, и еще менее того — опережает его. Эта духовная сущность есть сущность индивидуума; он является представителем ее, происходит из нее и заключен в ней».

    Из  сказанного следует, что сопричастность человека государственности можно  рассматривать и в экзистенциальном плане, как одну из форм духовного  существования человека. Очевидно, что она может наполняться  различным конкретным содержанием, изменяться, развиваться.

    Государство в социальном плане всегда представляло собой внутренне противоречивое образование. С одной стороны, оно  действительно выражает интересы всех людей, с другой — нередко создает  приоритетные условия для определенных социальных сил. Но в государственной  самоподаче, в том социально-психологическом наряде, в котором оно стремится предстать перед всем обществом, преобладает стремление выдать себя за инструмент сохранения и укрепления интересов всего общества, представить себя институтом общественного согласия, олицетворением его единства. Соответственно такому устремлению у людей создается образ государственности как силы социального сплочения, единения. Одним из моментов гражданственно-антропологической переориентации государства является его нацеленность на защиту прав и свобод человека.

    Появление государства как такового можно  считать определенным завоеванием  цивилизации, ибо роль его в развитии человека, общества огромна. Поэтому  признание государства как ценности естественно и нормально, отрицание  его ценностной природы ошибочно. Вместе с тем в системе ценностей человека государству не принадлежит приоритет, так как высшей ценностью всегда и везде является человек. Само же государство стремится представить себя высшей человеческой ценностью. В соответствии с заданным образом формируется и у человека представление о государстве как о высшей ценности, рождается ощущение сопричастности с государством как сопричастность с высшей ценностью.

    Анализ  многообразия государств, его отношения  к человеку имеет своим следствием многообразие внутреннего духовного  состояния человека. Палитра чувств и отношений человека к государству  чрезвычайно многоцветна — от чувства горячей приверженности до отчуждения, отстранения. Привязанность, любовь, приверженность, активно положительное  отношение к государству можно  охарактеризовать как государственный  патриотизм. Каждое из составляющих государственного патриотизма в свою очередь может  иметь своеобразные черты, оттенки. Так, любовь к государству может  соединяться или отождествляться  с любовью к Родине, ее истории, лидеру.

Информация о работе Взаимоотношения государства и человека