Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:10, контрольная работа
Цель исследования: изучить проблему философии права: «Взаимоотношения государства и человека».
Задачи исследования: раскрыть понятия государство и человек с точки зрения философии права; отразить актуальные проблемы взаимоотношения государства и человека.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Взаимоотношения государства и человека …………………………….5
2 Проблемы взаимоотношений человека и государства ………………..11
2.1 Три концепции взаимоотношения государства и личности в контексте проблем прав человека ……………………………………...12
2.2 Конституционно - правовые основы взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности …………...16
Заключение ………………………………………………………………...19
Библиография ……………………………………………………………...24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………3
1. Взаимоотношения государства и человека …………………………….5
2
Проблемы взаимоотношений
2.1 Три концепции взаимоотношения государства и личности в контексте проблем прав человека ……………………………………...12
2.2 Конституционно - правовые основы взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности …………...16
Заключение ………………………………………………………………...19
Библиография ……………………………………………………………...24
ВВЕДЕНИЕ
Правовое государство — как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека — является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию правовой государственности в России.
К числу отличительных признаков правового государства, как минимум, относятся: признание и защита прав и свобод человека и гражданина, верховенство правового закона, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. В содержательной плоскости данным признакам соответствуют три взаимосвязанных компонента правового государства. Эти компоненты правового государства условно можно назвать так: гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (правовой характер закона, конституционно-правовая природа и основа источников действующего позитивного права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).
Ключевой момент теории и практики правового государства и, можно сказать, его конечная цель состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений (взаимных прав и обязанностей) между публичной властью и подвластными как субъектами права, в признании и надлежащем гарантировании формального равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что правосубъектность индивидов, их права и свободы, правовой характер их отношений с властью — это не продукт воли и усмотрения политической власти, не ее "дар" или уступка людям, а существенная составная часть объективно складывающегося в данном обществе права, соблюдение которого является юридической обязанностью всех, и прежде всего публичной власти и ее представителей.1
Взаимоотношение
человека и государства как важнейшего
социального института всегда было
в центре внимания мировой политико-правовой
мысли с самого момента ее зарождения.
Более того, содержание, формы и
характер этих взаимоотношений в
определяющей степени дают основания
для оценки состояния обеспечения
и гарантий прав и свобод человека
в конкретном обществе, конкретном
государстве. Поэтому анализ методологических
оснований познания этих составляющих,
всего комплекса
Цель исследования: изучить проблему философии права: «Взаимоотношения государства и человека».
Задачи исследования: раскрыть понятия государство и человек с точки зрения философии права; отразить актуальные проблемы взаимоотношения государства и человека.
1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Важнейшим политико-правовым институтом современного общества является государство. Оно представляет собой основной источник законов и других правовых актов и предназначено для организации жизни общества, самого государства и его структур в системе политических и правовых отношений. Это — относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая в себя в свою очередь совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов и структур. Среди них: институты законодательной, исполнительной и судебной властей; правовая система; государственная администрация; органы исполнительной и представительной власти на региональном уровне и, наконец, органы местного самоуправления.3
Человек в системе права, человек правовой — это, прежде всего, субъект, агент и носитель определенных действий. Человека делает правовым субъектом то, что он по своей сущности обладает способностью, которая делает возможным право. Конечно, здесь имеется в виду не просто субъект права, как о нем учит юридическая теория, а субъект в философском смысле, правовой субъект, когда на первый план выходит собственная рефлексивная деятельность человека, не вытесненная объективированными формами существования юридического смысла в положительном праве.
В предложенной Э. Ю. Соловьевым концепции содержание и соотношение основных форм индивидуального бытия человека раскрывается через установление их соответствия определенным типам норм — обязанностям, призванию, правам. Так, индивид — это отдельный представитель рода «человек», «один из» множества людей, и в таком качестве — продукт общества, объект общественных отношений. Он является субъектом обязанностей, без которых немыслимо никакое общество, центром вменения, по отношению к нему уже применимы понятия вины и ответственности. Для индивида характерна установка на социальную адаптированность к существующим условиям.
Известно, что в государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит решающая роль. Такое значение государства объясняется его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рычагами воздействия, которыми оно обладает. Государство выступает как официальный представитель всего общества, поэтому отношения между ним и человеком носят политико-правовой характер. Любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обязательных предписаний.
Устойчивая связь между человеком и государством выражается, прежде всего, в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Таким образом, можно сделать вывод, что отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства - это своеобразный способ ограничения политической власти государства. Он проявляется, прежде всего: 1) в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности; 2) в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан; 3) в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение своих обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед обществом, государством, другими людьми.
При различных типах политических режимов существует и разный уровень взаимной ответственности государства и личности. Так, в недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В прановом же государстве, напротив, акцепт делается на ответственности должностных лиц перед гражданами.
Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:
1)
ответственность правительства
перед представительными
2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушения прав и свобод граждан;
3) процедура импичмента (от англ. impeachment), т.е. привлечения к ответственности и судебному рассмотрению дел высших должностных лиц государства.4
Поскольку
государство системой своих законов
регламентирует человеческие связи
как в части их единения, так
и в части их конфликтности, постольку
оно создает благоприятные
Дж. Локк писал: «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это — свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека».
Еще рельефней связь индивидуальной свободы с государственностью нового этапа выразил Гегель: «Государство, его законы, его учреждения суть права составляющих государство индивидуумов, его природа, почва, горы, воздух и воды суть их страна, их отечество, их внешнее достояние, история этого государства, их деяния и то, что совершили их предки, принадлежат им и живут в их воспоминании. Все в государстве есть их достояние, точно так же как и они принадлежат ему, так как оно составляет их субстанцию, их бытие. Их представления проникнуты им, и их воля есть желание этих законов и этого отечества. Эта настоящая совокупность составляет единое существо, дух единого народа. Ему принадлежат индивидуумы; каждое отдельное лицо является сыном своего народа и вместе с тем сыном своего времени: поскольку его государство развивается, ни один не остается позади его, и еще менее того — опережает его. Эта духовная сущность есть сущность индивидуума; он является представителем ее, происходит из нее и заключен в ней».
Из
сказанного следует, что сопричастность
человека государственности можно
рассматривать и в
Государство
в социальном плане всегда представляло
собой внутренне противоречивое
образование. С одной стороны, оно
действительно выражает интересы всех
людей, с другой — нередко создает
приоритетные условия для определенных
социальных сил. Но в государственной
самоподаче, в том социально-
Появление
государства как такового можно
считать определенным завоеванием
цивилизации, ибо роль его в развитии
человека, общества огромна. Поэтому
признание государства как
Анализ
многообразия государств, его отношения
к человеку имеет своим следствием
многообразие внутреннего духовного
состояния человека. Палитра чувств
и отношений человека к государству
чрезвычайно многоцветна — от
чувства горячей приверженности
до отчуждения, отстранения. Привязанность,
любовь, приверженность, активно положительное
отношение к государству можно
охарактеризовать как государственный
патриотизм. Каждое из составляющих государственного
патриотизма в свою очередь может
иметь своеобразные черты, оттенки.
Так, любовь к государству может
соединяться или