Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:13, реферат
Восток и Запад, их схожесть и различия, противостояние или сотрудничество. Этот вопрос часто обсуждаем и, как мне кажется, имеет большое значение для нашей страны, так как именно на территории России происходит разделение этих двух «миров».Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур
Восток и Запад такое разделение, конечно, условно для культурологии
Введение 3-4
1 Оценка ученных и философов Запада и Востока. 5-9
2 Противоречия Восточной и Западной цивилизации. 10
3 Традиции Востока и Запада. 10-12
4 Сойдутся ли Запад и Восток 12-16
5 Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур. 17-19
6 Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”
7 Заключение
Используемая литература
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Институт менеджмента и бизнеса
РЕФЕРАТ
По предмету: Основы философии.
На тему:
Запад и Восток: диалог культур.
Тюмень
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3-4 | |
1 | Оценка ученных и философов Запада и Востока. | 5-9 |
2 | Противоречия Восточной и Западной цивилизации. | 10 |
3 | Традиции Востока и Запада. | 10-12 |
4 | Сойдутся ли Запад и Восток | 12-16 |
5 | Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур. | 17-19 |
6 | Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные” | |
7 | Заключение | |
Используемая литература | ||
ВВЕДЕНИЕ
Восток и Запад, их схожесть и различия,
противостояние или сотрудничество. Этот
вопрос часто обсуждаем и, как мне кажется,
имеет большое значение для нашей страны,
так как именно на территории России происходит
разделение этих двух «миров».Разделение
культур на западные и восточные подразумевает
не только их географическое расположение,
но и различную ментальность населяющих
эти территории народов, то есть различие
в характеристике способов и методов познания
мира, научных, религиозных, художественных,
эстетических и духовных ценностей, основных
мировоззрений, общественно – экономических
и политических структур
Восток и Запад такое разделение, конечно,
условно для культурологии. Это одни из
главных культурных и духовных центров
в мире. Многие так и разделяют культуру
на Восточную и Западную. Последователей
каждого из направлений достаточное количество,
трудно сказать, что больше предпочитает
человечество «Восточную» или «Западную»
модели культуры. На Востоке и Западе свои
тенденции развития, отличия, направления
и есть даже сходства, хотя они и противостоят
друг другу. В наше время стремительного
роста модернизации и даже постмодернизации
трудно сказать европеизируется ли Восток,
а Запад наоборот, интересуется им, или
они различны, и не понять им друг друга.
Под Востоком понимается культура таких
стран, как Япония, Китай, Индия, некоторые
арабские страны, а под Западной цивилизацией
страны Западной Европы, а сейчас на первом
месте выступает Америка, по моему мнению.
Культуры Запада и Востока во многом различны
и даже противоположны, и можно выделить
присущие им черты.
Конечно, восточная цивилизация была и
остаётся более устойчивой, предстаёт
как сплошная линия. Восточная культура
очень гибкая, в ней основы цивилизации
оставались и остаются незыблемыми.
Западная культура представляет собой
культуру, ориентированную на динамический
образ жизни, ценности технологического
развития, совершенствование общества
и культуры, бурное развитие всех сфер
человеческой деятельности. На Западе
цивилизация двигалась вперёд как бы рывками,
которые несли с собой крушение старой
системы ценностей, политических и экономических
структур. Новые веяния разрушали некоторые
устои цивилизации.
Восток, во многом в противоположность
Западу являет собой воплощение спокойствия,
непротивления. Боясь разрушить хрупкую
гармонию мира человек, культуры востока
предпочитает не вмешиваться в развитие
мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя
течения жизни и бытия. Восток – это некое
воплощение принимающего, женского принципа-начала
он никогда не отступает от существующих
в духовном мире заповедей (при этом часто
ущемляя существование плоти, но при этом
всегда стремясь к существованию гармонии
и равновесию в мире).
Западный человек, в отличие от человека
Востока имеет другой менталитет, другие
взгляды на жизнь, природу, бытность и
т.д. Действительно ли Восток и Запад так
сильно противостоят друг другу, или они
ассимилируют между собой.
Для того чтобы сравнить культуры запада
и востока нужно учесть отличия по многим
аспектам, то есть различия в искусстве,
науке, религии, моральных устоях, политических
устройствах, и составляющих этого. Приведем
основные сравнительные характеристики,
в которых можно найти общее и различное
в культурах Востока и Запада.
2.Противоречия
Восточной и Западной цивилизации.
В
устойчивости Восточной цивилизации и
состоит первая особенность Востока. Запад
движется вперед как бы рывками. И каждый
рывок (Античность, Средневековье и т.д.)
сопровождается крушением старой системы
ценностей, а также политических и экономических
структур. Развитие Востока, напротив,
предстает как сплошная линия. Новые веяния
здесь не разрушают устои цивилизации.
Напротив, они органично вписываются в
старое и растворяются в нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать
и переработать многие чуждые себе элементы.
Так, по замечанию одного из крупнейших
востоковедов, нашествия "варваров"
(кочевых племен, живших на границах Китая
и переживавших период разложения первобытнообщинного
строя ) не только не уничтожили китайское
государство, но даже не прервали его существования...
И даже в северной части страны, где образовались
"варварские" королевства, эти королевства
очень скоро перестали быть "варварскими",
превратившись в те же китайские. Коренное
китайское население этой части страны
ассимилировало пришельцев и привило
им своюцивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке
сосуществовало множество религий,' и
даже ислам, непримиримый в отношении
западного христианства, довольно спокойно
уживался с традиционными восточными
верованиями. Таким образом, какие бы потрясения
не происходили, основы цивилизации оставались
незыблемыми.
В
центре внимания учёных востоковедов
находились история и культура восточного
народа, Китай, Индия, и арабо-мусульманский
мир. В ХIХ в. были открыты следы древних
цивилизаций Ближнего Востока, в ХХ в.-
древнейшая цивилизация в Южной Индии.
В общих трудах, созданных классиками
востоковедения Г. Масперо, Эд. Мейером,
Б.А. Тураевым, главное внимание уделялось
описанию и характеристике культурной
религиозной и политической истории древних
цивилизаций. Широкое распространение
получила концепция феодального характера
древневосточных обществ. В трудах советских
историков (В.В. Струве, В.И. Авдиев, Б.Б.
Пиотровский, М.А. Коростовцев, И.М. Дьяконов)
была разработана концепция рабовладельческого
общества.
В философско-историческом осмыслении
(Гегель, Соловьёв) Восток представлялся
в качестве первой исторической ступени
всемирного развития человечества («деспотия»,
«свобода одного» как первый шаг к свободе
у Гегеля, символ «бесчеловечного Бога»
у Соловьёва). В теориях замкнутых культур
и локальных цивилизаций (Данилевский,
Шпенглер, Тойнби) линейная историческая
схема была отброшена и казавшийся (на
европейском фоне) более или менее единым
Восток предстал своего рода «россыпью»
самобытных культурно исторических образований.
В современных типологических схемах,
восходящих к Веберу, китайская, индийская
и ближневосточная цивилизации были осознанны
в качестве основных и самостоятельных
форм культуры и общества – наряду с европейской,
создавшей в экономике, социальной и политической
сферах, в области духовной культуры такое
своеобразие, которое выводит Запад за
рамки общецивилизованной «нормы» присутствующей
при всех модификациях в обществах и культурах
Востока.
Это привело к существенному переосмыслению
самой парадигме «Восток-Запад». Место
представления об их взаимной диалектической
связи (как единства противоположностей)
заняло теперь представление о традиционности
(нормальности) цивилизаций востока и
отклонений от традиции европейского
(западного) способа цивилизационно-исторического
существования.
Согласно этой точке зрения, именно «Восток»
в широком смысле слова, стал колыбелью
мировой цивилизации и человеческой культуры.
Для всех его локальных социокультурных
образований было характерно стремление
к сохранению «веками выработанной жёсткой
нормы» устойчивого социального порядка
и сложившихся религиозных и моральных
стандартов поведения. Сущность этих социальных
систем по Васильеву, определяется азиатским
способом производства, характерным для
всех неевропейских докапиталистических
обществ (первичность – основанного на
власти - собственности государственного
сектора и вторичность сектора частнособственного),
и сводится к консервативной стабильности.
С другой стороны, по Генону, восточные
цивилизации существенно не противоречат
друг другу в силу следования изначальному
«высшему принципу» (хотя уже от части
и утраченному и открыто не выступающему
в мировоззрениях, рассчитанных на массовое
поведение). Однако при обоих объяснениях
оказывается понятным то обстоятельство,
что в современном мире мы видим, с одной
стороны, цивилизации оставшиеся стоять
на традиционных позициях, таковы цивилизации
Востока, с другой стороны – антитрадиционную
цивилизацию или цивилизацию современного
Запада.
Если
Восток представлен в культуре целым рядом
локальных цивилизаций или, по крайней
мере, тремя основными потоками цивилизационно-исторического
существования (Ближний Восток, Китай,
Индия), то соотносимая с ним европейская
(западная) культурно-историческая традиция
являет нам, прежде всего, своеобразную
последовательность эпох (ступеней) развития
цивилизации, зародившейся в бассейне
Эгейского моря в результате краха и на
основе критомикенской культуры. Эта последовательность
исторических эпох такова:
• классическая эллинская культура;
• эллинистически-римская ступень;
• романо-германская культура христианского
средневековья;
• новоевропейская культура.
Три последние ступени можно рассматривать
(на фоне антично-греческой классики) и
как своеобразные вариативные формы вестернизации
традиционной культуры римлян и германцев,
а затем — и всей романо-германской Европы.
У Гегеля и Тойнби две первые и две вторые
эпохи объединены в самостоятельные цивилизационно-исторические
формообразования (античный и западный
миры). Для Маркса европейские античность
и средневековье, хотя и образуют параллель
обществам Востока, базирующимся на азиатском
способе производства, все же составляют
вместе с ними единую докапиталистическую
ступень исторического развития, за которой
следует резко противостоящая ей универсально-капиталистическая
эпоха нового времени.
Так или иначе, но у истоков и в самих основаниях
всех обществ и культур европейской (западной)
цивилизационной традиции находится нечто
невообразимое с нормальной (традиционной
или восточной) точки зрения: хозяйство,
общество, государство, культура, целиком
лежащие на плечах одного единственного,
самостоятельно, на свой страх и риск осуществляющего
свои «труды и дни», свою деятельность
и общение человека. Человека-общества,
человека-государства, человека-мировоззрения,
действительно целостной личности, свободной
и самостоятельной в мыслях, словах и поступках,
Одиссея (как говорит М.К.Петров). И, может
быть, совсем не случайно начинают и завершают
пути, пройденные европейской духовной
культурой, «Одиссея» Гомера и «Улисс»
Джеймса Джойса: вместе с Одиссеями в европейскую
культуру вошли и укрепились в ней рынок
и демократия, гражданское общество и
свободное личностное мировоззрение.
Важнейшими изобретениями европейской
культуры на языково-знаковом уровне ее
представленности в духовно-мировоззренческой
сфере являются философия в указанном
выше значении этого понятия и наука как
специфическая форма познавательной деятельности,
характерная для последней эпохи существования
западной культурной традиции. Грань между
«софийной» и «сциентизированной» формами
культуры вообще (а также в отношении специфики
соответствующих мировоззренческих форм)
столь значительна, что очень часто выделяют
лишь два крупных периода в движении европейской
культуры, взятой в ее относительной самостоятельности
от социально-экономической и национально-этнической
областей проявления цивилизационно-исторической
жизни. А именно:
• от середины I тыс. до н. э. н до XVII в.;
• период ХVII-XX вв. (для его обозначения
используются два основных термина: период
новоевропейской культуры или период
техногенной цивилизации).
С учетом других критериев, и, прежде всего
представленности в европейской культуре
христианства, эта простейшая периодизация
усложняется: обычно в этом случае говорят
(имея в виду первый большой период) об
эпохах античной, греческой и римской,
культуры, о культуре эпохи средневековья
и о культуре Возрождения (с этой последней
эпохи некоторые авторы начинают отсчет
новоевропейской культуры). В рамках второго
большого периода часто выделяют культуру
Просвещения, романтизма и классическую
немецкую культурную эпоху конца XVIII —
начала XIX в. Этот начальный отрезок новоевропейской
культуры совпадает хронологически с
эпохой буржуазных и национальных революций
в Западной Европе и Америке. Он является
также временем утверждения экономическое
формации общества (капитализма).
Вторая половина XIX — XX в. характеризуются
по-разному. Но совершенно очевидно, что
за эти полтора столетия ситуация в культуре
и общественных сферах западной техногенной
цивилизации — несмотря на постоянный
поток обновлений и ряд социальных и национально-государственных
катаклизмов — стабилизируется. В том
числе и в отношении все более широкого
охвата ценностными ориентациями западной
цивилизации неевропейских культур. В
итоге современная западная культура
оценивается то в русле шпенглеровской
мифологемы «Заката Европы», то в оптимистических
и одновременно явно евроцентристских
тонах.
Третьей
особенностью Востока является приверженность
традиции. Традиция встречалась и в Европе,
однако в цивилизациях Востока была возведена
в далеком прошлом, в мифическом "золотом"
веке. И все новое получало оправдание
только тогда, когда можно было подыскать,
что-нибудь подобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется, несколько
видоизменяясь, но сохраняя обязательно
черты сходства. Человеку европейского
Средневековья в голову не могло прийти
писать в стиле Гомера. А на Востоке на
протяжении 3000 лет можно встретить в стихах
одни и те же размеры, мелодии и т.д.
Любое неоправданное нарушение традиций
(даже самых незначительных) воспринималось
как сущий кошмар. Так, великий китайский
философ Конфуций повествует об одном
сановнике, устраивавшем "в храме танцы,
в которых танцоры выстраивались в восемь
рядов". Поскольку в древности такие
праздники мог давать только император,
Конфуций с возмущением заявляет: "Если
это можно вынести, то, что же тогда нельзя
выносить?!". Он же создал целую теорию
(до сих пор имеющую на Востоке огромное
влияние) о том, что общество должно жить
по раз и навсегда установленному ритуалу
поведения. Без ритуала, по его мнению,
обесценивается все. "Почтительность
без ритуала приводит к суете. Осмотрительность
без ритуала превращается в боязнь. Смелость
без ритуала выглядит грубостью". Ритуал
властвует не только в человеческом обществе,
но и в природе. Ему подчинены смена времен
года, расцвет и увядание. Свою теорию
Конфуций также воспринимал не чем-то
новым, а лишь возрождением учений прежних
веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью
и верой отношусь к древности".
4.
Сойдутся ли Восток и Запад.
НА будущее отношений европейской и исламской
цивилизаций можно, видимо, смотреть с
достаточно обоснованным оптимизмом.
Объективные предпосылки для их сближения
создаёт все большее вовлечение мусульманских
стран в процессы модернизации. Там происходит
быстрое развитие промышленности и коммерциализация
сельского хозяйства, в городах возникают
классы и социальные слои, аналогичные
существующих в индустриальных странах,
достаточно унифицированными мировыми
стандартами. Большое значение, по мнению
американского ориенталиста М.Хадсона,
имеет и то, что в настоящее время приверженцы
ислама разделяют с немусульманскими
народами”общий базис письменной культуры.”Важную
роль играют развитие информационного
обмена, нарастание туристических потоков
из Европы в мусульманские страны и эмиграции
из этих стран в Западную Европу, уже начавшей
изменять облик многих европейских городов.
Встают, однако, вопрос, не приведет ли
все это в конечном счете к вестернизации
исламского Востока. В современном мире
действительно происходят быстрые процессы
унификации. Однако на жизни людей они
отражаются в основном на бытовом уровне,
в то время как культурная самобытность
сохраняется. Более того, что даже проживание
на одной территории и к тому же “вперемежку”
друг с другом различных этнических групп
не ведет к их культурно-религиозной унификации.
Еще более убедителен в этом отношении
пример России, где в течение столетий
мусульмане жили бок обок с христианами,
но при этом сохранили свою культурно-цивилизационную
специфику.
Вместе с тем межцивилизационное взаимодействие
может быть успешным лишь в том случае,
если оно происходит естественным путем.
Любые попытки навязать свои представления,
свое духовное господство,”подавить”
другую цивилизацию способны привести
лишь к усилению ксенофобии, формированию
в общественном сознании по отношению
к представителям иной образа “чужого”,даже
образа “врага”.Россия, в отличии других
европейских стран, непосредственно соприкасающаяся
с мусульманским миром, более того, вобравшая
в себя часть исламского Востока, способна
сыграть важную роль в деле налаживания
взаимопонимания европейской и мусульманской
цивилизаций. В силу своего географического
положения, а также особенностей исторического
развития, Россия, как представляется,
призвана стать звеном, связывающим различные
культурные ареалы-западноевропейский,
исламский, индийский, дальневосточный,
взаимодействие с которыми должно обогатить
и российскую цивилизацию.