Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 12:52, реферат
Аристотель - величайший древнегреческий философ, живший в 384 - 322 гг. до н. э. Родина Аристотеля - полис Стагира, расположенная на Северо-Западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией, от которой она зависела.
Введение…………………………………………………………………2
1. Первая философия, учение о сущности, учения о материи
и форме, учение о причинах……………………………………………3
2. Создание логики………………………………………………………5
3. Космология и идеи неподвижного двигателя………………………-
4. Учение о трёх видах души……………………………………………6
5. Этика Аристотеля……………………………………………………..7
6. Учение о государстве…………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………...11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Московский государственный технический
университет
«МАМИ»
РЕФЕРАТ
по философии на тему:
«Жизнь
и сочинения Аристотеля»
МОСКВА
2007
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
1. Первая философия, учение о сущности, учения о материи
и форме, учение о причинах……………………………………………3
2. Создание логики………………………………………………………5
3. Космология и идеи неподвижного двигателя………………………-
4. Учение о трёх видах души……………………………………………6
5. Этика
Аристотеля……………………………………………………
6. Учение
о государстве…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В 367 г. до н. э. семнадцатилетний Аристотель прибыл в Афины и стал слушателем "Академии" Платона, где он пробыл двадцать лет, вплоть до смерти основателя "Академии" в 347 г. до н. э. Платон был намного старше Аристотеля. Он сумел разглядеть гениального юношу и высоко его оценить. Сравнивая Аристотеля, которого он называл "умом", с другим своим учеником - Ксенократом, Платон говорил, что если Ксенократ нуждается в шпорах, то Аристотель - в узде. Со своей стороны Аристотель высоко ценил Платона. Наследие Аристотеля велико, хотя оно дошло до нас далеко не все. Еще будучи слушателем "Академии", Аристотель писал здесь диалоги, в которых начинающий философ подражал Платону. От них до нас дошли лишь фрагменты, а также переложения. И в тех и в других Аристотель оставался еще в основном на позициях платоновского идеализма. В эпоху же Ликея были созданы коллективные труды, выполненные под руководством Аристотеля. В частности, это было описание ста пятидесяти восьми государственных устройств. Сохранившиеся произведения зрелого Аристотеля можно разбить на восемь групп: логические, общефилософские, физические, биологические, психологические, этические, политикоэкономические и искусство-ведческне произведения.
Философская доктрина Аристотеля в целом
трудна для понимания. Во многом это объясняется
плохим состоянием текста, но также и тем,
что сам Аристотель так и не смог ясно
решить для себя такие важные философские
проблемы, как взаимоотношение общего
и отдельного, ума и тела, эмпирического
и рационального познания. Именно в попытках
решить их Аристотель колебался между
"линией Платона" и с "линией Демокрита". Первая философия, учение о сущности, учения о материи и форме, учение о причинах Первая философия Аристотеля, которая «имеет своим предметом первые начала и причины», изложена в сочинении, получившем название «Метафизика»: учение о «заприродных», сверхчувственных принципах бытия, не раскрываемых еще «физикой», имеющей дело с этими принципами в той форме, как они проявляются в чувственных вещах, и их движении. «Метафизика» в принятой традицией форме начинается с определения первой философии («мудрости») и далее развертывается в ходе критики предшествующих философов. Возникает понятие такого начала (причины), как «сущность и суть бытия». Платон признал, что «нельзя дать общего определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку вещи эти постоянно меняются. Идя указанным путем, он подобные реальности назвал идеями, а что касается чувственных вещей, то о них речь всегда идет отдельно от идей, но в соответствии с ними, ибо все множество вещей существует в силу приобщения к одноименным [сущностям]». Тем самым окончательно формируется понимание формальной и целевой причин. Но именно здесь Аристотель радикально разошелся с Платоном. Возражения Аристотеля Платону таковы. (1) Приписывая всем вещам одноименные идеи, платоник удваивает мир, как будто думая, будто большее число сущностей легче познать, чем меньшее. (2) Ни один из способов доказательства существования идей не достигает своей цели. (3) «Третий человек»: связь предмета и идеи требует «посредника». Так, между человеком вообще и отдельным человеком, Платоном, должен существовать еще один «человек», скажем, «грек». Но в таком случае между человеком вообще и греком должен существовать еще один «человек», допустим, «белый человек», и т. д. до бесконечности. (4) Идеи провозглашаются причинами, но не могут ими быть, так как неподвижные идеи не могут быть причиною движения. (5) Платон не выяснил, что означает «причастность» вещей идеям, – это «пустые слова и поэтические метафоры». Наконец, (6) вообще невозможно, «чтобы врозь находились сущность и то, сущностью чего она является». Свое собственное учение о причинах и началах Аристотель начинает с закона исключенного противоречия. Мы уже говорили о его логической формулировке – в «Метафизике» он превращается в начало бытия. Это «наиболее достоверное из всех» положение гласит: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле». Что же первично среди причин? Аристотель считает, что по сути дела все причины могут быть сведены к двум, ибо и действующая, и целевая причины могут быть подведены под понятие «формы». Тогда остаются материя и форма. Материя не может быть первичной: она пассивна, бесформенна, а следовательно, может представлять лишь материал для оформления. Сама вещь как объединение формы и материи тоже не может быть признана первичной: она сложна. Остается принять, что первичная форма - она и есть сущность и суть бытия в собственном смысле. А значит, стремясь преодолеть теорию идей Платона, Аристотель приходит лишь к иной разновидности того же идеализма: первична форма как понятие, «смысл» вещи. Причем формы у Аристотеля столь же неизменны» вечны и всеобщи, как и идеи у Платона времен «наивной» теории идей. Формулировка Аристотелем учения о возможности и действительности имела важное значение в истории философии. Во-первых, это учение позволило разрешить парадокс возникновения: если что-либо возникает, то оно возникает как осуществление возможности, а не «из ничего». И в то же время не из простого сочетания (соединения) частиц материи – гомеомерий, «корней», атомов. Во-вторых, оно позволяет реалистически представить источник движения. Источник этот лежит не вне мира, как у Платона, а в самом мире, представляя его особый аспект. Наконец, здесь реализуется учение Аристотеля о причинах, данное уже не в статике, а в динамике.
Что же касается первой Конечно, это не традиционная теология с ее антропоморфными богами. Бог Аристотеля - «бог философов», безличное и универсальное мировое начало. Добавим к этому изменение в понятие материи. Она уже не живое, изменяющееся начало, самодвижущаяся природа - фюсис первых философов, но неподвижная, пассивная, неоформленная масса, требующая отличного от нее источника движения. Это ошибочное представление в течение двух тысячелетий тяготело над философией, обусловливая непоследовательность материализма и преимущества идеалистического понимания мира. |
Создание
логики
Деятельность Аристотеля принадлежит
как истории философии, так и истории науки.
В кругу наук, разработкой и созданием
которых занимался Аристотель, первое
место принадлежит логике. Аристотель
- автор оригинальной, чрезвычайно тщательно
разработанной логической системы, оказавшей
огромное влияние на развитие логической
науки.
Великая заслуга Аристотеля состоит в
том, что он впервые сделал приемы рассуждения
предметом научных изысканий, именно приемы
рассуждения как целостные образования,
а не только те или иные компоненты рассуждения.
Все, что было сделано
в логике до Аристотеля - это было всего
лишь подходами, попытками уяснить отдельные
методы и принципы, без какой-либо их систематизации
и объединения в единую стройную систему.
В трактате "О софистических опровержениях"
Аристотель пишет: «в искусстве красноречия
имелось многое и давно сказанное. Что
же касается учения об умозаключениях,
то мы не нашли ничего такого, что было
бы сказано до нас, а должны были сами создать
его с большой затратой времени и сил».
Аристотель сделал фундаментальное для
всей логики открытие, вводя переменные.
Тем самым было показано, что логика - это
не есть конкретное учение о конкретных
вещах или терминах, а логика - наука о
законах силлогизмов, выраженных в переменных.
Изучая различные суждения, формальная
логика отвлекается от их конкретного
содержания, выявляя структуру, общую
для различных по содержанию предметов.
Космология и идеи неподвижного двигателя
Учение Аристотеля о природе, о бесконечности, пространстве, времени, движении применяется им к построению картины мира - космологии. Это самая слабая часть его мировоззрения. Космология Аристотеля рождает даже чувство неловкости при всей скидке на его время, ибо и для того времени Аристотель отнюдь не был на высоте. Позиция Аристотеля в космологии, увековеченная его авторитетом, надолго задержала развитие науки - вплоть до эпохи Коперника, Бруно, Кеплера и Галилея.
Аристотель увековечил
Мир состоит из пяти стихий, "элементов". Земля - сочетание холодного с сухим, огонь - теплого с сухим, воздух - теплого с влажным, вода - холодного с влажным. Эти четыре элемента переходят друг в друга, но не как попало, а лишь благодаря наличию одного общего качества. Поэтому огонь непосредственно в воду перейти не может, он может это сделать лишь через воздух или землю.
Отрицая материальное единство
мира, Аристотель строит все
Учение о трёх видах души
Учение о душе, по существу, занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля. В своем трактате: "О душе" Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Аристотель различает три вида души. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку они не могут существовать без материи. Третья метафизична. Чтобы быть живым, достаточно обладать способностью к питанию, к росту и к закату (естественный цикл живого), т. е. быть растением. Способность к питанию - критерий растительной души. В своем же максимуме душа есть там, где есть ум, при этом даже только ум. Таков бог, о котором, как мы видели, Аристотель говорил, что "жизнь без сомнения присуща ему, ибо деятельность разума есть жизнь".
Таким образом,
1) растительная душа - первая и самая общая способность души, чье дело - воспроизведение и питание, а воспроизведение - минимальная причастность к божественному. Растения не ощущают, потому что они воспринимают воздействие среды вместе с материей. Растения не способны отделить от материи форму;
2) животные
отличаются от растений тем,
что обладают способностью
3) человеческая
душа кроме растительного и
животного компонентов обладает также
и разумом. В силу этого она наиболее сложная,
иерархичная, разумная душа (О ней ниже.)
Этика
Аристотеля
Взгляды Аристотеля на этику в основном
выражают господствовавшие мнения образованных
и много повидавших людей его времени.
Аристотель считает, что Платон был прав,
разделяя душу на две части: одну - разумную,
другую - иррациональную. А иррациональную
часть души он делит на растительную (которая
имеется даже у растений) и стремящуюся
(которой обладают все животные). Стремящаяся
часть может быть до некоторой степени
разумной - когда те блага, к которым она
стремится, таковы, что разум их одобряет.
Это существенно для определения добродетели,
так как, согласно Аристотелю, разум сам
по себе является чисто созерцательным
и без помощи стремления не ведет к какой-либо
практической деятельности.
Имеется два рода добродетелей: интеллектуальные
и моральные, - соответственно двум частям
души. Интеллектуальные добродетели -
результат обучения, моральные слагаются
из привычек. Задачей законодателя является
делать граждан добродетельными путем
выработки хороших привычек. Мы становимся
справедливыми, осуществляя акты правосудия,
и то же самое относится ко всем другим
добродетелям. Будучи вынуждены приобретать
хорошие привычки, мы тем самым приучаемся
со временем, думал Аристотель, находить
удовольствие в добрых делах. Этические добродетели
определяются философом как "середина
двух пороков". Например, недостаток
мужества - это трусость, избыток же мужества
- тоже порок, ибо это безумная отважность.
Но так как она встречается редко, то люди
привыкли противопоставлять мужеству
лишь трусость. Итак, этические добродетели
- это мудрая середина между крайностями.
Так, щедрость - середина между скупостью
и мотовством.
Достижение добродетели и роль знания.
В этом вопросе Apистотель справедливо
оспаривает мнение Сократа о том, что якобы
"никто, обладая знанием, не станет противодействовать
добру". Этот тезис Сократа противоречит
очевидности. Ведь одно дело иметь знание
о добре и зле, а другое - уметь или хотеть
эти знанием пользоваться.
Знание и действие не одно и то же, знание
носит общий характер, действие же всегда
частно. Знание того, что мужество - середина
между двумя пороками, еще не дает, умения
находить эту середину в жизни. Добродетели
- не качества разума, делает вывод философ
в полемике с мнением Сократа, они всего
лишь сопряжены с разумом. Главное в приобретении
этических добродетелей характера не
само знание, а воспитание, привычка. Этические
добродетели достигаются путем воспитания
хороших привычек. Совершая храбрые поступки,
человек привыкает быть мужественным,
привыкая же трусить - трусом. Дело воспитателей
и государства прививать добродетели.
Законодатели должны приучать граждан
быть не только хорошими, но и храбрыми.
Учение о государстве
В «Политике» Аристотеля общество и государство по существу не различаются. Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Но для такого общения необходимы досуг, внешние блага, такие как богатство и власть, а также определенные личные качества – здоровье, справедливость, мужество и т.д. В государство, в качестве равноправных граждан, входят только свободные.
Аристотель прекрасно понимает, что положение
человека в обществе определяется собственностью.
Поэтому он критикует Платона, который
в своей утопии уничтожает частную собственность
у высших классов, специально подчеркивая,
что общность имуществ невозможна. Она
вызывает недовольство и ссоры, снижает
заинтересованность в труде, лишает человека
«естественного» наслаждения владением,
и т.д. Таким образом, он отстаивает частную
собственность, которая представлялась
ему, да и действительно была в его время
единственно возможной и прогрессивной,
обеспечивая своим развитием преодоление
последних пережитков общинного социального
устройства. Сохранение установившегося
строя зависит от того, насколько государство
сможет обеспечить превосходство своих
сторонников над теми, кто не желает сохранения
существующего порядка. Отсюда учение
Аристотеля о формах государственного
устройства. Он делит формы государственного
устройства по двум основаниям: количество
правящих, конкретизируемое соответственно
имущественному признаку, и цель (моральная
значимость) правления. С точки зрения
последней, формы государственного устройства
делятся на «правильные», при которых
власть имущие имеют в виду общую пользу,
и «неправильные», где имеется в виду только
собственная польза. По количеству правящих
– один правитель, правление богатого
меньшинства и правление бедного большинства.
В результате получается три «правильных»
формы правления
(монархия, аристократия, полития) и три
«неправильных» (тирания, олигархия и
демократия).
Аристотель считает, что исторически развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от него – к государству (городу, полису). Однако логически первично государство, ибо оно представляет энтелехию общества. В государстве сохраняются следующие отношения: семейные (муж и жена, родители и дети, господин и рабы) и государственные (властвующий и подвластные). Эта неисторическая «природная» структура общественных отношений увековечивает отношения господства и подчинения, конкретно – отношения рабовладельческого общества.