Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:36, реферат
Апулей Луций, родился около 125 г. в Мадавре, в Нумидии, умер
после 170 г., римский писатель, оратор, философ. Происходил из
состоятельной римской семьи, издавна осевшей в Африке. Апулей получил глубокое
и всестороннее образование.
Министерство здравоохранения Украины
«
»
Выполнила:
студентка группы 1-Ф-20
Челозерцева Ксения
Апулей Луций, родился около 125 г. в Мадавре, в Нумидии, умер
после 170 г., римский писатель, оратор, философ. Происходил из
состоятельной римской семьи, издавна осевшей в Африке. Апулей получил глубокое
и всестороннее образование. Начатки наук изучал на родине, затем учился в
Карфагене и в Афинах, где познакомился с философией Платона. Много
путешествовал, особенно по Греции и Востоку, где он столкнулся со многими
культами и мистериями. В Риме выступал как оратор и адвокат, а также начал
литературную деятельность. Возвратившись в Африку женился в Эе (сегодня:
Триполи) на состоятельной вдове Пудентилле, много старше себя. Родственники
жены обвинили его в том, что он склонил ее к браку при помощи колдовства.
Оправданный (158 г.), тем не менее оставил Эе и переехал в Карфаген, где
прославился как философ, оратор и поэт. Он стал жрецом культа императора в
провинции Африка. Во многих городах этой провинции произносил публичные
речи и читал лекции. Апулей оставил богатое наследие, включавшее произведения
различного содержания. Писал и по-латыни, и по-гречески. Место в истории
мировой литературы ему обеспечили Метаморфозы (Metamorphoseon, libri XI) в
11 книгах, единственный
сохранившийся латинский роман,
Превращениях Луция из Патр, сокращенный вариант которых Луций, или Осел
сохранился под именем Лукиана (однако авторство Лукиана оспаривается
некоторыми исследователями). Бытовой роман Апулея - частью
фантастико-романтический,
частью реалистично-сатирико-
известен также под названием Золотой осел (Asinus aureus). "Золотой", согласно
некоторым интерпретаторам, потому, что произведение было чрезвычайно
знаменито, ценилось, как золото; согласно другим - название имело целью
отделить необычного
осла, наделенного разумом и
ослов. А. от первого лица описывает приключения молодого Луция из Коринфа,
который приезжает в страну волшебства Фессалию, чтобы научиться магии. По
ошибке превращенный в осла, он тем не менее сохраняет человеческий разум и
чувства. В своем новом обличье он переходит из рук в руки, переживает
удивительнейшие приключения, терпит страдания и унижения, узнает, слышит
и видит многие людские пороки, преступления и низости в поисках роз, чтобы,
в соответствии
с секретами магического
человеческий облик. Наконец милостью богини Исиды он получает искомое из
рук жреца и снова становится человеком. С тех пор он служит богине Исиде как
ее горячий почитатель и жрец. Он проходит посвящения в ее мистерии, а затем
и в мистерии Осириса. Учитывая такое окончание истории, а также подробное
описание обрядов культа Исиды и Осириса, Апулей считается пропагандистом этих
мистерий. В научной литературе известно также аллегорическое объяснение
романа Апулея: человеческая душа после многих страданий находит спасение в
мистериях. В основной развитие действия Апулея вплетает множество различных
новелл. Наиболее известна повесть об Амуре и Психее, в которую А. вводит
платоническую аллегорию, говорящую о спасении человеческой души (Психея)
через любовь (Амур). Метаморфозы представляют собой обильный и важный
источник исследований бытового уклада античного мира, а также интересны
своим богатым разнообразным содержанием и с точки зрения художественной
формы. Из речей Апулея самой значительной представляется Апология, или в защиту
самого себя от обвинений в магии (Apologia sive Pro se de magia liber),
единственная судебная речь, сохранившаяся от времен Империи. Апулей защищается
от обвинения в том, что он опасен для окружающих. Целью его речи было не
только отвести обвинение как абсурдное и высмеять обвинителей как низких и
безнравственных профанов, но также продемонстрировать в полной мере свой
талант и ученость. Известный оратор, Апулей много раз выступал публично в разных
городах, произнося показательные речи или речи на случай, благодаря чему
получил известность, а с ней знаки отличия, памятники, похвальные надписи.
Сохранилась антология Флориды (Florida), собрание 23 длинных выписок из его
речей различного содержания: восхваления римских чиновников, декламации о
греческих писателях и философах, описания стран, людей, животных и природы.
Помимо ораторской, Апулей активно занимался популяризаторской деятельностью в
различных областях знания (особенно в отношении философии и естественных
наук). Апулей считался платоническим философом и стремился донести до
общественности учение великого учителя. Он написал трактат О Платоне и его
учении (De Platone et eius dogmate). Это попытка представить в кратком очерке
все учение Платона. В двух книгах Апулей представил платоновскую естественную
философию и этику, связанную с учением о государстве. Оговоренная во
вступлении, но не написанная III книга посвященная диалектике, была замещена
небольшим сочинением Апулея с греческим названием Peri hermeneias (О
выражениях), называемое также De syllogismus categoricis, сухой очерк
формальной логики согласно Аристотелю и перипатетикам. Другое философское
сочинение - это трактат О божестве Сократа (De deo Socratis), популярное
изложение учения Платона о демонах, посредниках между богами и людьми. К
демонам Апулей причисляет духов-покровителей, прикрепленных к каждому
человеку, а следовательно, и к Сократу. Поскольку произведение затрагивало
вопрос, интересующий и язычников, и христиан, оно сыграло значительную
роль в средневековой демонологии. Под именем Апулея сохранилось также
сочинение О Вселенной (De mundo). Вольное переложение греческого трактата,
приписываемого Аристотелю. Апулей называл себя платоническим философом,
однако его платонизм носит эклектический характер. К учению Платона
примешиваются восточные, пифагорейские, неопифагорейские, а также
египетские и даже иудейские элементы. Несмотря на это, именно влияние А.
долгие годы формировало знания об учении Платона. А. был плодовитым
писателем, но многие его произведения погибли. Среди них стихотворения на
латинском и греческом языках, речи, научные трактаты и др. Под именем А.
сохранилось много сочинений, незаслуженно ему приписанных, например,
гимн к Эскулапу, герметический трактат (см. Герметические сочинения) в форме
диалога под названием Асклепий. Творчество Апулея, особенно Метаморфозы, а
более всего повесть об Амуре и Психее, нашло множество знаменитых
подражателей и переводчиков (Боккаччо, Сервантес, Лесаж, Вольтер, Дидро,
Гоголь). Прославленные художники использовали сюжеты его произведений в
своем творчестве (Рафаэль, Клингер, Канова). Среди 80 статуй, украсивших
гимназию Зевксиппа в Константинополе, римская литература представлена
кроме Вергилия
только Апулеем.
Список использованной литературы
1.Любимов Л. «Искусство древнего мира»
2.Андре Боннар «Античная цивилизация»
3.www.wikipedia.org