Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:29, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть основные виды торговых автоматов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) ознакомиться с литературой по данной теме;
2) охарактеризовать особенности каждого вида торговых автоматов;
3) раскрыть правила эксплуатации и пользования торговыми автоматами;
Введение………………………………………………………………………….......3
История появления торговых автоматов...……………………………………...4
Классификация торговых автоматов…….…………………...…........................8
Краткий обзор и описание конструкций торговых автоматов...……………..12
3.1 Автоматы для продажи штучных товаров…...……………………………12
3.2 Автоматы дозирующие для продажи жидких товаров…………………...15
Правила эксплуатации и пользования торговыми автоматами..…………….19
Безопасность труда при работе с оборудованием……………………..................21
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы…………..……………………………………………………..25
Приложения………………………………………………………………………...26
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
3.1 Автоматы для продажи штучных товаров…...……………………………12
3.2 Автоматы дозирующие для
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………..…………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Технический прогресс все глубже проникает в торговые процессы. Сегодня уже никого не удивить интернет-магазинами, продажей товаров по заказу на дому, по образцам и т.д. Товары продают в магазинах индивидуального обслуживания и самообслуживания, в киосках и других торговых точках (пунктах торговли). Все большую популярность приобретают пункты продажи, в которых торговля осуществляется посредством специального оборудования или приборов, называемых торговыми автоматами.
Торговый автомат – монетное устройство для продажи товаров. Автоматы принимают монеты с помощью монетоприемника и купюры посредством купюроприемника [1]. В торговом автомате могут продаваться различные напитки (безалкогольные, слабоалкогольные, пиво), штучные товары (как продовольственные, так и непродовольственные). А поскольку есть спрос на покупки из торговых автоматов, естественно, будет и предложение торговать таким образом.
Этим объясняется актуальность темы исследования. Практически полная неизученность этого нового направления в бизнесе свидетельствует о ее новизне.
Цель исследования – рассмотреть основные виды торговых автоматов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) ознакомиться с литературой по данной теме;
2) охарактеризовать особенности
каждого вида торговых
3) раскрыть правила эксплуатации
и пользования торговыми
4) изучить основы безопасности
труда при обслуживании
5) сделать выводы по теме.
1 История появления торговых автоматов
Первоначально материалом для изготовления торговых автоматов служило дерево, железо и стекло. Поэтому, первые автоматы привлекали скорее своей необычностью, нежели внешним видом и содержимым, были невзрачны, и зачастую покупатель не видел товара до самой покупки, так как стенки у автоматов были непрозрачными. Большинство автоматов были рассчитаны на самые мелкие монетки — 1, 5 и очень редко на 25 центов. Купить их содержимое мог позволить себе даже ребенок — ведь в большинстве случаев именно на детей и были рассчитаны эти автоматы.
Уже с начала XX века появляются торговые машины, практически повторяющие обликом современные: в большинстве случаев они яркие, привлекающие, с прозрачным стенками. Преимущества таких автоматов для продавцов обуславливала простота обслуживания: с самого своего появления автоматы не требовали электричества, постоянного обслуживающего персонала и были полностью механическими. Для покупателей же, автоматы с самого начала представляли интерес своим вкусным содержимым и «элементом игры». Так началась эра вендинга. Вендинг (англ. Vending от англ. Vend — торговать) — это продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов). Вендинг получил широкое распространение в мире, как удобный и не очень требовательный способ вести торговлю или оказывать услуги.
Успех вендинговой индустрии в условиях рыночных отношений зависит от определённых условий. Таковыми являются [7]:
1) достаточно высоко оплачиваемый труд продавцов в конкретной стране (например, в Японии или в США);
2) наличие значительного
количества пешеходов с
3) распространённость
традиционного метода
4) наличие в хождении
монет достаточной
5) приемлемый уровень
госконтроля за продажами
- оформлении проездных/
- предоставлении услуг автоматических камер хранения;
- контроле прохода пассажиров в метрополитене.
В настоящее время в Японии работают несколько миллионов торговых автоматов — в среднем на один автомат приходится 23 японца [4]. В США большинство торговых автоматов установлено на промышленных предприятиях, в офисах, в учебных заведениях, где они выполняют роль буфетов, и лишь 12 % размещено в публичных местах. В США в связи с эпидемией диетических расстройств (ожирения) среди детей в последние годы возникло движение за вынос торговых автоматов, продающих сладости, чипсы и прочие «нездоровые» продукты, из средних школ и замену их программами здорового (диетически полноценного) питания.
История торговых автоматов
в России начинается в 1898 году, когда
известной петербургской
Серийное производство первых торговых (вендинговых) автоматов в Советском союзе началось в 1956 году. Развитие торговых автоматов в конце 50-х гг. XX в. получило импульс после знаменитой поездки Никиты Сергеевича Хрущёва в Соединенные Штаты. В Москве было установлено несколько тысяч автоматов по продаже газированной воды (рисунок 1). На всех станциях Московского метрополитена стояли автоматы по продаже жетонов для проезда, а на большинстве вокзалов автоматы по продаже билетов. В крупных городах (Ленинград, Москва, Нижний Новгород и др.) были популярны автоматы по продаже газет.
Рисунок 1 – Первые автоматы по продаже газированной воды в России
В конце 60-х годов в Москве открылся первый опытный магазин «Автоматторг». После 1991 года в связи с ростом инфляции вендинговая индустрия практически сошла на нет. Иногда существовала практика использования торговых автоматов без монетоприёмников, когда оплату принимал человек, а автомат использовался лишь как устройство для выдачи товара. Реже для получения товара в автомате нужно было предварительно купить жетон.
В современной России вновь наблюдается рост популярности торговых автоматов. Широко распространены автоматы, продающие напитки, жевательную резинку, разнообразные штучные товары, автоматы моментальных фотоснимков и прочие.
2 Классификация торговых автоматов
Торговые автоматы классифицируют по различным принципам: виду выполняемых операций, физическому состоянию отпускаемого товара, конструкции, способу установки [10]. Примеры торговых автоматов представлены в приложении А.
1. По виду выполняемых
операций различают (рисунок 2)
1) автоматы для приготовления и продажи товаров – выполняют технологические функции по приготовлению и тепловой обработке продуктов. Так, в автомате для продажи газированной воды предварительно осуществляется насыщение ее углекислым газом, а затем отпуск покупателю. В автомате для продажи кофе – нагрев воды и в процессе выдачи – растворение компонентов;
2) автоматы для продажи
готовых товаров – отпускают
товары без изменения их
Рисунок 2 – Автоматы по виду выполняемых операций
2. В зависимости от
физического состояния
1) автоматы для продажи штучных товаров – могут быть твердые, вязкие, сыпучие, в упаковке и без упаковки. В зависимости от требуемых условий хранения и выдачи товаров автоматы для продажи штучных товаров могут быть с охлаждением, без охлаждения, с подогревом. Так, для продажи скоропортящихся товаров в упаковке требуется пониженная температура хранения, для обеспечения которой автоматы оснащаются холодильными установками.
В автоматах для продажи некоторых товаров (первые и вторые консервированные блюда, сосиски и т. п.), предназначенных к употреблению сразу после выдачи покупателю, предусматривается их предварительный подогрев;
2) автоматы для продажи жидких товаров – в упаковке;
3) автоматы для продажи сыпучих товаров.
3. В зависимости от
конструкции различают
4. В зависимости от способа установки:
1) автоматы для индивидуальной
установки – в основном
2) автоматы для групповой
установки – устанавливают с
отступом от стен для
Каждому автомату присваивается определенный индекс, состоящий из буквенного шифра AT – автомат торговый, за которым следует номер: первая цифра означает номер группы, последующие две – нумерацию в пределах группы. Автоматы, предназначенные для индивидуальной установки, имеют цифры от 00 до 49, а для групповой – от 50 до 99. Например, автомат для продажи мороженого имеет индекс АТ-702Б, что означает: AT – автомат торговый, 7 – номер группы, 02 – номер в пределах группы, указывающий, что автомат предназначен для индивидуальной установки, Б – очередная модификация автомата.
5. По устройству торговые автоматы можно разделить на:
1) механические – продают
товары за счет механической
силы покупателя. Опуская монету
в такой автомат, от
2) электронно-механические
автоматы, как правило, оснащены
системой для приема наличных
денег, а иногда и безналичных
средств. На основании этих
различий происходит
а) автоматы, принимающие платежи наличными, разделяют на принимающие монеты и принимающие купюры (банкноты). Электронные автоматы, принимающие монеты, в отличие от механических, не требуют от покупателя совершения каких-либо механических действий. Они могут давать сдачу, а могут перекидывать остаток денег на покупку следующего товара. Такие вендоры надежны, относительно немного стоят и просты в эксплуатации. Электронные автоматы, принимающие банкноты могут иметь встроенный накопитель купюр (стекер). Если в автомате нет купюроукладчика, тогда деньги просто собираются в некоторой сейфовой емкости.