Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:52, лабораторная работа
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТОВ НА ВАЛАХ
ЭСКИЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
КОНСТУИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ,
ЧЕРВЯЧНЫХ КОЛЕС, ЧЕРВЯКОВ
ШПОНОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
СМАЗОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА И УПЛОТНЕНИЯ
ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
КИНЕМАТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТОВ НА ВАЛАХ
1. Выбор электродвигателя:
- Определение мощности
По исходным данным определим потребляемую мощность привода:
Рвых = РV / 1000 = 2400 * 0,2 / 1000 = 0,48 кВт
Определим требуемую мощность электродвигателя
где, Рвых = 2400 Н
(здесь - КПД отдельных звеньев кинематической цепи)
ƞ1 – подшипники качения (5 пар): ƞ1 = 0,99
ƞ2 – зубчатая передача: = 0,96
ƞ3 – червячная передача: = 0,8
ƞ4 – муфта соеденительная: = 0,98
ƞобщ = ƞ1 * ƞ2 * ƞ3 * ƞ4 = 0,99 * 0,96 * 0,8 * 0,98 = 0,75
Рэ.тр = Рвых / ƞобщ = 0,45 / 0,75 = 0,6 кВт
- Определение частоты вращения
Частота вращения приводного вала:
nвых = 6*10000 * V / (π * Dб) = 6*10000*0,2/(3,14*0,28) = 13,65 об/мин
Требуемая частота вращения вала электродвигателя
=
где, u1 – 4 быстроходный вал
u2 – 17 тихоходный вал
n э. тр. = nвых * u1 * u2 = 13,65 * 4 * 17 = 928 об/мин
из таблицы 1 выбираем электродвигатель
характеристики
маркировка электродвигателя – 80А6/915
Р мощность электродвигателя – 0,75 кВт
n асинхронная частота электродвигателя – 915 об/мин
Таблица №1
2. Кинематические расчеты
Определяем общее придаточное число привода
uобщ = nэ / nвых = 915 / 13,65 = 67,03
Из-за отсутствия ременной и цепной передачи принимаем
Для двухступенчатой передачи
где uБ – передаточные числа быстроходной ступени редуктора
uТ – передаточные числа тихоходной ступени редуктора
Частота вращения вала колеса тихоходной ступени
где uП – передаточное число ременной или цепной передачи (у нас отсутствует), тогда
nТ = 13,65 об/мин
Частота вращения промежуточного вала
nпб = nТ * uТ = 13,65 * 17 = 232,05 об/мин
Частота вращения быстроходного вала
nб = nТ * uред = 13,65 * 67,03 = 914,96 об/мин
3. Определение вращающих моментов на валах
Момент на приводном валу
Твых = 2400 * 0,28 / 2 = 336 Н*м
Момент на тихоходном валу
ƞм – КПД муфты, соединяющей вал редуктора и приводной вал
ƞоп – КПД опор приводного вала
ТТ = 336 / (0,99 * 0,99) = 342,8 Н*м
Момент на промежуточном валу редуктора
ƞз.т. – КПД зубчатой передачи тихоходной ступени
Тпр = 342,8 / (17 * 0,98) = 20,6 Н*м
Момент на быстроходном валу редуктора
ƞз.б. – КПД зубчатой передачи быстроходной ступени
Тб = 342,8 / (67,03 * 0,98 * 0,95) = 5,5 Н*м
4.1 Расчеты цилиндрических зубчатых передач
4.2. Выбор материалов
Таблица №2
Из таблицы №2 выберем материал с маркой стали 40х с термообработкой для
- колеса: улучшение 269…302 НВ
- шестерни и червяка: закалка ТВЧ 45…50 HRC
4.3. Допускаемые напряжения
Средняя твердость для колеса:
НВср = 0,5 (НВmin + HBmax) = 0,5 (269+302) = 285,5
Средняя твердость для шестерни и червяка:
НRCср = 0,5 (НRCmin + HRCmax) = 0,5 (45+50) = 47,5 или НВср = 450
Твердость НRC переводят в твердость НВ
Таблица №3
Базовые числа циклов нагружений:
при расчете на контактную прочность -
для колеса: NHO1 = (285,5)3 = 2,3 *107
для шестерни и червяка: NHO2 = (450)3 = 9,1 *107
при расчете на изгиб
Действительные числа циклов перемены напряжений:
для колеса
для шестерни
где n2 – частота вращения колеса
Lh – время работы передачи
u – передаточное число ступени
для колеса промежуточного вала: N11 = 60 * 232,05 * 35040 = 4,88 * 108
для шестерни быстроходного вала: N12 = 4,88 * 108 * 4 = 19,23 * 108
для колеса тихоходного вала: N21 = 60 * 13,65 * 35040 = 0,29 * 108
для шестерни промежуточного вала: N21 = 0,29 * 108 * 17 = 4,93 * 108
Так как N > NHO и N > 4 * 106 , коэффициенты долговечности КHL = 1,0 и КFL = 1,0.
Следовательно допускаемые контактные напряжения и напряжения изгиба
По формулам таблицы №4 допускаемые напряжения и , соответствующие базовым числам и равны:
для колеса: [Ϭ]НО1 = 1,8 * 285,5 + 67 = 581 Н/мм2
[Ϭ]FО1 = 1,03 * 285,5 = 294 Н/мм2
для шестерни и червяка: [Ϭ]НО2 = 14 * 47,5 + 170 = 835 Н/мм2
[Ϭ]FО2 = 310 Н/мм2
Таблица №4
В расчетную формулу подставляем [Ϭ]Н = 0,45 ([Ϭ]Н1 + [Ϭ]Н2 ) = 0,45 (835 + 581) = 637 Н/мм2 , это напряжение не должно превышать 1,23 [Ϭ]Н2 = 1,23 * 581 = 714 Н/мм2
Таким образом [Ϭ]Н = 637 Н/мм2 , [Ϭ]F1 = 294 Н/мм2 , [Ϭ]F2 = 310 Н/мм2 ,
Так как колеса прямозубые, то коэффициент υН = 0,85
4.4 Межосевое расстояние
Ка = 49,5 – коэффициент межосевого расстояния для прямозубых колес
Ψa = 0,315 – коэффициент ширины
Ψd – коэффициент ширины
Ψd = 0,5 * Ψa (u + 1) = 0,5 * 0,315 (4+1) = 0,788
По таблице №5 вычислим индекс S = 4
Таблица №5
При НВ < 350, коэффициент КНβ = 1,0
Межосевое расстояние:
аw = 49,5 * (4 + 1) 3 (1 * 20,6 * 1000) / (0,315 * 42 * 6372) = 53,6 * 3 = 170 мм
4.5 Предварительные основные размеры колеса
делительный диаметр колеса:
d2 = 2 * 170 * 4 / (4 + 1) = 272 мм
ширина колеса:
b2 = 0,315 * 170 = 69,3 = 55 мм
4.6 Модуль передачи
коэффициент модуля для прямозубых колес Кm = 6,8
модуль передачи:
m = aW * (0,01 … 0,02)
m = 170 * (0,01 … 0,02) = 1,7 … 3,4 = 3 мм
4.7 Числа зубьев шестерни и колеса
суммарное число зубьев:
zΣ = 2 * 170 / 3 = 113,3 = 113
число зубьев шестерни:
z1 = 113 / (4 + 1) = 22,6 >= zmin (22)
число зубьев колеса:
z2 = 113 – 22 = 91
4.8 Фактическое передаточное число
Фактическое передаточное число
uф = 91 / 22 = 4,14
Отклонение от заданного передаточного числа
Δu = ((4,14 – 4) / 4 ) * 100% = 3,5% < 4 %
4.9 Размеры колес
делительные диаметры шестерни:
d1 = 17 * 3 / 1 = 51 мм
колеса внешнего зацепления:
d2 = 2 aw – d1
d2 = 2 * 170 – 51 = 289 мм
диаметр окружностей вершин
шестерни: dа1 = 51 + 2 * 3 = 57 мм
колеса: dа2 = 289 + 2 * 3 = 295 мм
диаметр впадин зубьев
шестерни: df1 = 51 – 2,5 * 3 = 43,5 = 44 мм
колеса: df2 = 289 – 2,5 * 3 = 281,5 = 282 мм
ширина шестерни:
b1 = 1,06 * b2 = 1,06 * 55 = 58,3 = 60 мм
4.10 Проверка зубьев колес по контактным напряжениям
КНα = 1,0 – коэффициент распределения нагрузки между зубьями
КНβ = 1,4 – коэффициент концентрации нагрузки
КНV = 1,2 – коэффициент динамической нагрузки
Расчетное контактное напряжение прямозубых колес
ϬН = 436 *
ϬН = 436 * 1,0 * 1,4 * 1,2 * (4 + 1) * 2400 / (272 * 55) = 587 Н/мм2
Полученное расчетное
5.1 Расчеты червячных передач
Частота вращения вала колеса: n2 = 13,65 об/мин
Частота вращения червяка: n1 = 232,05 об/мин
Вращающие моменты колеса: T2 = 336 Н*м
Вращающие моменты червяка: T1 = 20,6 Н*м
5.2 Выбор материала червяка и колеса
Определим предварительную скорость скольжения
VS = 0,45 * 0,001 * 232,05 * 3 336 = 0,73 м / с
Из таблицы № 6 выберем материал для червяка и колеса
Серый чугун – СЧ15, способ отливки – в песок
Таблица № 6
5.3 Определение допускаемых напряжений
N – общее число циклов перемены напряжений
Lh – время работы передачи
N = 60 * 13,65 * 35040 = 2,9 * 107
коэффициент долговечности
КFL = 9 106 / (2,9 * 107) = 0,69
исходное допускаемое
[Ϭ]FO = 0,12 * 280 = 33,6 Н/мм2
допускаемое напряжение изгиба
[Ϭ]F = 0,69 * 33,6 = 23,18 Н/мм2
допускаемое контактное напряжение
[Ϭ]Н = 175 – 35 * 0.73 = 149,45 Н/мм2
5.4 Межосевое расстояние
аw = 61 * 3 336 * 1000 / 149,452 = 150,6 = 170 мм
5.5 Подбор основных параметров передачи
Число витков червяка зависит от передаточного числа u:
для u = 17, принимаем z1 = 2
число зубьев колеса
z2 = 2 * 17 = 34
Предварительные значения:
модуля передачи –
m = (1,5 … 1,7) * 170 / 34 = 7,5 … 8,5 = 8 из таблицы №7
Таблица №7
относительного диаметра червяка –
q = (2 * 170 / 8) – 34 = 8,5 = 8 из таблицы №7
Минимальное допустимое значение qmin из условия жесткости червяка
qmin = 0,212 * 34 = 7,21
Коэффициент смещения
х = (170 / 8) – 0,5 * (34 + 8) = 0,25
Фактическое передаточное число
uФ = 34 / 2 = 17
Отклонение передаточного
Δu = ((17 – 17 ) / 17) * 100 = 0 < 4%
5.6 Геометрические размеры червяка и колеса
ЧЕРВЯК
диаметр делительный червяка
d1 = 8 * 8 = 64 мм
диаметр вершин витков
da1 = 64 + 2 *8 = 80 мм
диаметр впадин
df1 = 64 – 2,4 * 8 = 44,8 = 45 мм
длина нарезанной части червяка при коэффициенте смещения х < 0
b1 = (10 + 5,5|x| + z1)
b1 = (10 + 5,5 * 0,25 + 2) = 13,38 = 14 мм
КОЛЕСО
диаметр делительной окружности колеса
d2 = 34 * 8 = 272 мм
диаметр окружности вершин зубьев
dа2 = 272 + 2 * (1 + 0,25) * 8 = 292 мм
диаметр колеса наибольший
dаМ2 = 292 + 6 * 8 / (2 + 2) = 304 мм
диаметр впадин
df2 = 272 – 2 * 8 (1,2 - 0,25) = 256,8 = 257 мм
ширина венца
b2 = 0,355 * 170 = 60,35 = 63 мм
5.7 Проверочный расчет передачи на прочность
окружная скорость на червяке:
V1 = π d1 n1 /60000
V1 = 3,14 * 64 * 232,05 / 60000 = 0,78 м/с
скорость скольжения в зачеплении
, где угол
γ = arctg [ 2 / (8 + 2 * 0,25] = arctg (0,2353) = 14,7120 0
VS = 0,78 / 0,9734 = 0,80 м/с
Допускаемые контактные напряжения
[Ϭ]Н = 175 – 35 * 0,80 = 147 Н/мм2
наружная скорость колеса
V2 = 3,14 * 272 * 13,65 / 60000 = 0,19 м/с
коэффициент нагрузки принимаем К = 1, при V2 < 3 м/с
расчетное контактное напряжение
[Ϭ]Н = (480 / 272) * (1 * 336 * 1000) / 64 = 137,87 Н/мм2
интервал: 134,1 … 163,9 при аw = 170 мм
5.8 КПД передачи
КПД червячной передачи
ρ – приведенный угол трения
ƞ = tg 14,7120 / tg (14,7120 + 2,5) = 0,2353 / 0,2772 = 0,85 = 85 %
5.9 Силы в зацеплении
Окружная сила на колесе, равна осевой силе на червяке
Ft2 = 2 * 336 * 1000 / 272 = 2471 Н
Окружная сила на червяке, равна осевой силе на колесе
Ft1 = 2 * 336 * 1000 / (17 * 64 * 0,85) = 726,64 Н
Радиальная сила
Fr = 2471 * 0,364 = 899,44 Н
5.10 Проверка зубьев колеса по напряжениям изгиба
К – коэффициент нагрузки
YF – коэффициент формы зуба
zv2 = 34 / 0,9223 = 36,86
YF = 1,61
расчетное напряжение изгиба
Ϭ F = (0,7 * 1,61 * 1 * 2471) / (8 * 63) = 5,53 Н/мм2 < 25,5 Н/мм2
5.11 Тепловой расчет
Червячный редуктор в связи с низким КПД и большим выделением теплоты проверяют на нагрев.
Мощность на червяке
Р1 = 3,14 * 13,65 * 336 / (30 * 0,85) = 565 Вт
Поверхность охлаждения
А = 12 * 0,171,71 = 0,58 м2
Температура нагрева масла без искусственного охлаждения
tраб = (1 – 0,85) * 565 / ((12…18) * 0,58) + 200 = 320 … 280 < 950 [ t ]раб
Температура нагрева масла с искусственным охлаждением (обдув вентилятором)
tраб = (1 – 0,85) * 565 / ((0,7 * (12 … 18) + 0,3 * 21) * 0,58) + 200 = 280 < 950 [ t ]раб
ЭСКИЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
1. Диаметры валов. Расстояния между деталями.
диаметры других участков вала:
значения tцил , tкон , смотри в таблице № 8
Таблица №8
диаметры участков быстроходного вала:
Быстроходный вал приводится во вращение валом электродвигателя через стандартную муфту, тогда d1 – диаметр вала электродвигателя
dЭ = 22 мм
d = 1 * 22 = 22 мм
dП = 22 + 2 * 3 * 1,5 = 24 = 31 = 35 мм
dБП = 35 + 3 * 1,5 = 36,5 = 40 мм
lКБ = 1,4 * dП = 44,8 = 45 мм
lМБ = 1,5 * d = 33 мм
диаметры участков промежуточного вала
dК = 7 * 3 20,6 = 19,2 мм = 20 мм
dП = 20 мм
dБК = 20 + 3 * 1 = 23 = 24 мм
dБП = 22 мм
диаметры участка тихоходного вала
d = 6 * 3 336 = 41,7 мм = 42 мм
dП = 42 + 2 * 3,5 * 2,3 = 58,1 = 60 мм
dБП = 60 + 3 * 3,5 = 70,5 = 71 мм
dK = 71 мм
lКТ = 1,2 * dП = 74,4 = 75 мм
lМТ = 1,5 * d = 63 мм
зазоры между вращающимися поверхностями и корпусом
червяк и колесо
L – расстояние между внешними поверхностями деталей передач
а = 3 356 + 3 = 10 мм
шестеренка и колесо
а = 3 348 + 3 = 10 мм
2. Выбор типа подшипника
Для опор валов цилиндрических колес применим шариковые радиальные подшипники
Опоры червяка в силовых червячных передачах нагружены значительными осевыми силами, поэтому в качестве опор вала червяка применяем конические роликовые подшипники
КОНСТУИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ,
ЧЕРВЯЧНЫХ КОЛЕС, ЧЕРВЯКОВ
1. Цилиндрические зубчатые колеса
длина посадочного отверстия колеса:
lСТ = b2 = 55 мм, d – диаметр посадочного отверстия
размеры фасок
f = (0,6 … 0,7) * 4 = 2,4 … 2,8 = 2,5 мм
2. Червячные колеса
длина посадочного отверстия колеса:
оптимальное
lСТ = 1,2 * 42 = 50,4 = 50 мм, d – диаметр посадочного отверстия
Информация о работе Выбор электродвигателя, кинематические расчеты