Выбор электродвигателя, кинематические расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:52, лабораторная работа

Описание

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТОВ НА ВАЛАХ
ЭСКИЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
КОНСТУИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ,
ЧЕРВЯЧНЫХ КОЛЕС, ЧЕРВЯКОВ
ШПОНОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
СМАЗОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА И УПЛОТНЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

ДМ.doc

— 625.50 Кб (Скачать документ)

ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

КИНЕМАТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТОВ НА ВАЛАХ

1. Выбор электродвигателя:

- Определение мощности

По исходным данным определим потребляемую мощность привода:

Рвых = РV / 1000 = 2400 * 0,2 / 1000 = 0,48 кВт

Определим требуемую мощность электродвигателя

где, Рвых = 2400 Н

(здесь  - КПД отдельных звеньев кинематической цепи)

ƞ1 – подшипники качения (5 пар): ƞ1 = 0,99

ƞ2 – зубчатая передача: = 0,96

ƞ3 – червячная передача: = 0,8

ƞ4 – муфта соеденительная: = 0,98

ƞобщ =  ƞ1 * ƞ2 * ƞ3 * ƞ4 = 0,99 * 0,96 * 0,8 * 0,98 = 0,75

Рэ.тр = Рвых / ƞобщ = 0,45 / 0,75 = 0,6 кВт

- Определение частоты вращения

Частота вращения приводного вала:

nвых = 6*10000 * V / (π * Dб) = 6*10000*0,2/(3,14*0,28) = 13,65 об/мин

Требуемая частота вращения вала электродвигателя

=

где, u1 – 4 быстроходный вал

u2 – 17 тихоходный вал

n э. тр. = nвых * u1 * u2 = 13,65 * 4 * 17 = 928 об/мин

из таблицы 1 выбираем электродвигатель

характеристики электродвигателя:

маркировка электродвигателя – 80А6/915

Р мощность электродвигателя – 0,75 кВт

n асинхронная частота электродвигателя – 915 об/мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1

 

2. Кинематические расчеты

Определяем общее придаточное  число привода

uобщ = nэ / nвых = 915 / 13,65 = 67,03

Из-за отсутствия ременной и цепной передачи принимаем

Для двухступенчатой передачи

где uБ – передаточные числа быстроходной ступени редуктора

uТ – передаточные числа тихоходной ступени редуктора

Частота вращения вала колеса тихоходной ступени

где uП – передаточное число ременной или цепной передачи (у нас отсутствует), тогда

nТ = 13,65 об/мин

Частота вращения промежуточного вала

nпб = nТ * uТ = 13,65 * 17 = 232,05 об/мин

Частота вращения быстроходного вала

nб = nТ * uред = 13,65 * 67,03 = 914,96 об/мин

3. Определение вращающих моментов на валах

Момент на приводном валу

Твых = 2400 * 0,28 / 2 = 336 Н*м

Момент на тихоходном валу

ƞм – КПД муфты, соединяющей вал редуктора и приводной вал

ƞоп – КПД опор приводного вала

ТТ = 336 / (0,99 * 0,99) = 342,8 Н*м

Момент на промежуточном валу редуктора

ƞз.т. – КПД зубчатой передачи тихоходной ступени

Тпр = 342,8 / (17 * 0,98) = 20,6 Н*м

Момент на быстроходном валу редуктора

ƞз.б. – КПД зубчатой передачи быстроходной ступени

Тб = 342,8 / (67,03 * 0,98 * 0,95) = 5,5 Н*м

 

4.1 Расчеты цилиндрических зубчатых передач

4.2. Выбор материалов

Таблица №2

Из таблицы №2 выберем материал с маркой стали 40х с термообработкой для

- колеса: улучшение 269…302 НВ

- шестерни и червяка: закалка  ТВЧ 45…50 HRC

 

4.3. Допускаемые напряжения

Средняя твердость для колеса:

НВср = 0,5 (НВmin + HBmax) = 0,5 (269+302) = 285,5

Средняя твердость для шестерни и червяка:

НRCср = 0,5 (НRCmin + HRCmax) = 0,5 (45+50) = 47,5 или НВср = 450

Твердость НRC переводят в твердость НВ

Таблица №3

Базовые числа циклов нагружений:

при расчете на контактную прочность -

для колеса: NHO1 = (285,5)3 = 2,3 *107

для шестерни и червяка: NHO2 = (450)3 = 9,1 *107

при расчете на изгиб

Действительные числа циклов перемены напряжений:

для колеса

для шестерни

где n2 – частота вращения колеса

Lh – время работы передачи

u – передаточное число ступени

для колеса промежуточного вала: N11 = 60 * 232,05 * 35040 = 4,88 * 108

для шестерни быстроходного вала:  N12 = 4,88 * 108 * 4 = 19,23 * 108

для колеса тихоходного вала: N21 = 60 * 13,65 * 35040 = 0,29 * 108

для шестерни промежуточного вала: N21 = 0,29 * 108 * 17 = 4,93 * 108

Так как N > NHO и N > 4 * 106 , коэффициенты долговечности КHL = 1,0 и КFL = 1,0.

Следовательно допускаемые контактные напряжения и напряжения изгиба

По формулам таблицы №4 допускаемые напряжения и , соответствующие базовым числам и равны:

для колеса: [Ϭ]НО1 = 1,8 * 285,5 + 67 = 581 Н/мм2

        [Ϭ]FО1 = 1,03 * 285,5 = 294 Н/мм2

 

для шестерни и червяка: [Ϭ]НО2 = 14 * 47,5 + 170 = 835 Н/мм2

       [Ϭ]FО2 = 310 Н/мм2

Таблица №4

 

В расчетную формулу подставляем  [Ϭ]Н = 0,45 ([Ϭ]Н1 + [Ϭ]Н2 ) = 0,45 (835 + 581) = 637 Н/мм2 , это напряжение не должно превышать 1,23 [Ϭ]Н2 = 1,23 * 581 = 714 Н/мм2

Таким образом [Ϭ]Н = 637 Н/мм2 , [Ϭ]F1 = 294 Н/мм2 , [Ϭ]F2 = 310 Н/мм2 ,

Так как колеса прямозубые, то коэффициент υН = 0,85

 

4.4 Межосевое расстояние

Ка = 49,5 – коэффициент межосевого расстояния для прямозубых колес

Ψa = 0,315 – коэффициент ширины

Ψd – коэффициент ширины

Ψd = 0,5 * Ψa (u + 1) = 0,5 * 0,315 (4+1) = 0,788

По таблице №5 вычислим индекс S = 4

Таблица №5

При НВ < 350, коэффициент КНβ = 1,0

Межосевое расстояние:


аw = 49,5 * (4 + 1)  3  (1 * 20,6 * 1000) / (0,315 * 42 * 6372)   = 53,6 * 3 = 170 мм


 

4.5 Предварительные основные размеры колеса

делительный диаметр колеса:

d2 = 2 * 170 * 4 / (4 + 1) = 272 мм

ширина колеса:

b2 = 0,315 * 170 = 69,3 = 55 мм

4.6 Модуль передачи

коэффициент модуля для прямозубых колес Кm = 6,8

модуль передачи:

m = aW * (0,01 … 0,02)

m = 170 * (0,01 … 0,02) = 1,7 … 3,4 = 3 мм

4.7 Числа зубьев шестерни и колеса

суммарное число зубьев:

zΣ = 2 * 170 / 3 = 113,3 = 113

число зубьев шестерни:

z1 = 113 / (4 + 1) = 22,6 >= zmin (22)

 

число зубьев колеса:

z2 = 113 – 22 = 91

4.8 Фактическое передаточное  число

Фактическое передаточное число

uф = 91 / 22 = 4,14

Отклонение от заданного передаточного  числа

Δu = ((4,14 – 4) / 4 ) * 100%  = 3,5% < 4 %

4.9 Размеры колес

делительные диаметры шестерни:

d1 = 17 * 3 / 1 = 51 мм

колеса внешнего зацепления:

d2 = 2 aw – d1

d2 = 2 * 170 – 51 = 289 мм

диаметр окружностей вершин

шестерни:      dа1 = 51 + 2 * 3 = 57 мм

колеса:     dа2 = 289 + 2 * 3 = 295 мм

диаметр впадин зубьев

шестерни:    df1 = 51 – 2,5 * 3 = 43,5 = 44 мм

колеса:     df2 = 289 – 2,5 * 3 = 281,5 = 282 мм

ширина шестерни:

b1 = 1,06 * b2 = 1,06 * 55 = 58,3 = 60 мм

4.10 Проверка зубьев колес по  контактным напряжениям

КНα = 1,0 – коэффициент распределения нагрузки между зубьями

КНβ = 1,4 – коэффициент концентрации нагрузки

КНV = 1,2 – коэффициент динамической нагрузки

Расчетное контактное напряжение прямозубых колес


ϬН = 436  *


ϬН = 436 *   1,0 * 1,4 * 1,2 * (4 + 1) * 2400 / (272 * 55) = 587 Н/мм2 


 

Полученное расчетное контактное напряжение ϬН находится в интервале (0,9 … 1,05) * 637 Н/мм2 (573,3 … 668,5 Н/мм2).

 

5.1 Расчеты червячных передач

Частота вращения вала колеса: n2 = 13,65 об/мин

Частота вращения червяка: n1 = 232,05 об/мин

Вращающие моменты колеса: T2 = 336 Н*м

Вращающие моменты червяка: T1 = 20,6 Н*м

5.2 Выбор материала червяка и колеса

Определим предварительную скорость скольжения


VS = 0,45 * 0,001 * 232,05 * 3      336   = 0,73 м / с


Из таблицы № 6 выберем материал для червяка и колеса

Серый чугун – СЧ15, способ отливки  – в песок

 

 

 

 

 

 

Таблица № 6

 

5.3 Определение допускаемых напряжений

 

N – общее число циклов перемены напряжений

Lh – время работы передачи

N = 60 * 13,65 * 35040 = 2,9 * 107

коэффициент долговечности


КFL9      106 / (2,9 * 107)   = 0,69

 

исходное допускаемое напряжение изгиба

[Ϭ]FO = 0,12 * 280 = 33,6 Н/мм2

допускаемое напряжение изгиба

[Ϭ]F = 0,69 * 33,6 = 23,18 Н/мм2

допускаемое контактное напряжение

[Ϭ]Н = 175 – 35 * 0.73 = 149,45 Н/мм2

5.4 Межосевое расстояние


аw = 61 *  3     336 * 1000 / 149,452  = 150,6 = 170 мм

 

 

5.5 Подбор основных параметров передачи

Число витков червяка зависит от передаточного числа u:

для u = 17, принимаем z1 = 2

число зубьев колеса

z2 = 2 * 17 = 34

Предварительные значения:

модуля передачи –

m = (1,5 … 1,7) * 170 / 34 = 7,5 … 8,5 = 8 из таблицы №7

Таблица №7

относительного диаметра червяка  – 

 

q = (2 * 170 / 8) – 34 = 8,5 = 8 из таблицы №7

Минимальное допустимое значение qmin из условия жесткости червяка

qmin = 0,212 * 34 = 7,21

Коэффициент смещения

х = (170 / 8) – 0,5 * (34 + 8) = 0,25  

Фактическое передаточное число

uФ = 34 / 2 = 17

Отклонение передаточного числа  от заданного

Δu = ((17 – 17 ) / 17) * 100 = 0 < 4%

 

 

 

5.6 Геометрические размеры  червяка и колеса

ЧЕРВЯК

диаметр делительный червяка 

d1 = 8 * 8 = 64 мм

диаметр вершин витков

da1 = 64 + 2 *8 = 80 мм

диаметр впадин

df1 = 64 – 2,4 * 8 = 44,8 = 45 мм

длина нарезанной части червяка  при коэффициенте смещения х < 0

b1 = (10 + 5,5|x| + z1)

b1 = (10 + 5,5 * 0,25 + 2) = 13,38 = 14 мм

 

КОЛЕСО

диаметр делительной окружности колеса

d2 = 34 * 8 = 272 мм

диаметр окружности вершин зубьев

dа2 = 272 + 2 * (1 + 0,25) * 8 = 292 мм

диаметр колеса наибольший

dаМ2 = 292 + 6 * 8 / (2 + 2) = 304 мм

диаметр впадин

df2 = 272 – 2 * 8 (1,2 - 0,25) = 256,8 = 257 мм

ширина венца

b2 = 0,355 * 170 = 60,35 = 63 мм

5.7 Проверочный расчет передачи  на прочность

окружная скорость на червяке:

V1 = π d1 n1 /60000

V1 = 3,14 * 64 * 232,05 / 60000 = 0,78 м/с

скорость скольжения в зачеплении

, где угол 

γ = arctg [ 2 / (8 + 2 * 0,25] = arctg (0,2353) = 14,7120 0

VS = 0,78 / 0,9734 = 0,80 м/с

Допускаемые контактные напряжения

[Ϭ]Н = 175 – 35 * 0,80 = 147 Н/мм2

наружная скорость колеса

V2 = 3,14 * 272 * 13,65 / 60000 = 0,19 м/с

коэффициент нагрузки принимаем К = 1, при V2 < 3 м/с

расчетное контактное напряжение


[Ϭ]Н = (480 / 272) *       (1 * 336 * 1000) / 64 = 137,87 Н/мм2


 интервал: 134,1 … 163,9      при аw = 170 мм

5.8 КПД передачи

КПД червячной передачи

ρ – приведенный угол трения

ƞ = tg 14,7120 / tg (14,7120 + 2,5) = 0,2353 / 0,2772 = 0,85 = 85 %

5.9 Силы в зацеплении

Окружная сила на колесе, равна  осевой силе на червяке

Ft2 = 2 * 336 * 1000 / 272 = 2471 Н

Окружная сила на червяке, равна  осевой силе на колесе

Ft1 = 2 * 336 * 1000 / (17 * 64 * 0,85) = 726,64 Н

Радиальная сила

Fr = 2471 * 0,364 = 899,44 Н

5.10 Проверка зубьев колеса по напряжениям изгиба

К – коэффициент нагрузки

YF – коэффициент формы зуба

zv2 = 34 / 0,9223 = 36,86

YF = 1,61

расчетное напряжение изгиба

Ϭ F = (0,7 * 1,61 * 1 * 2471) / (8 * 63) = 5,53 Н/мм2 < 25,5 Н/мм2

5.11 Тепловой расчет

Червячный редуктор в связи с  низким КПД и большим выделением теплоты проверяют на нагрев.

Мощность на червяке 

Р1 = 3,14 * 13,65 * 336 / (30 * 0,85) = 565 Вт

Поверхность охлаждения

А = 12 * 0,171,71 = 0,58 м2

Температура нагрева масла без  искусственного охлаждения

tраб = (1 – 0,85) * 565 / ((12…18) * 0,58) + 200 = 320 … 280  <  950 [ t ]раб

Температура нагрева масла с  искусственным охлаждением (обдув вентилятором)

tраб = (1 – 0,85) * 565 / ((0,7 * (12 … 18) + 0,3 * 21) * 0,58) + 200 = 280   <  950 [ t ]раб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭСКИЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

1. Диаметры валов. Расстояния между деталями.

 

 

 

 

диаметры других участков вала:

значения tцил , tкон , смотри в таблице № 8

Таблица №8

 

диаметры участков быстроходного вала:

Быстроходный вал приводится во вращение валом электродвигателя через  стандартную муфту, тогда d1 – диаметр вала электродвигателя

dЭ = 22 мм

d = 1 * 22 = 22 мм

dП = 22 + 2 * 3 * 1,5 = 24 = 31 = 35 мм

dБП = 35 + 3 * 1,5 = 36,5 = 40 мм

lКБ = 1,4 * dП = 44,8 = 45 мм

lМБ = 1,5 * d = 33 мм

диаметры участков промежуточного вала


dК = 7 * 3   20,6   = 19,2 мм = 20 мм


dП = 20 мм

dБК = 20 + 3 * 1 = 23 = 24 мм

dБП = 22 мм

диаметры участка тихоходного вала

d = 6 * 3   336  = 41,7 мм = 42 мм


dП = 42 + 2 * 3,5 * 2,3 = 58,1 = 60 мм

dБП = 60 + 3 * 3,5 = 70,5 = 71 мм

dK = 71 мм

lКТ = 1,2 * dП = 74,4 = 75 мм

lМТ = 1,5 * d = 63 мм

зазоры между вращающимися поверхностями и корпусом

червяк и колесо

 

L – расстояние между внешними поверхностями деталей передач


а = 356 + 3 = 10 мм

 шестеренка и колесо


а = 348 + 3 = 10 мм

 

2. Выбор типа подшипника

Для опор валов цилиндрических колес применим шариковые радиальные подшипники

 

 

 

Опоры червяка в силовых червячных передачах нагружены значительными осевыми силами, поэтому в качестве опор вала червяка применяем конические роликовые подшипники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСТУИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ,

ЧЕРВЯЧНЫХ КОЛЕС, ЧЕРВЯКОВ

  1. Цилиндрические зубчатые колеса


 

длина посадочного отверстия колеса:

lСТ = b2 = 55 мм, d – диаметр посадочного отверстия

размеры фасок

f = (0,6 … 0,7) * 4 = 2,4 … 2,8 = 2,5 мм

 

 


2. Червячные колеса

длина посадочного отверстия колеса:

   оптимальное 

lСТ = 1,2 * 42 = 50,4 = 50 мм, d – диаметр посадочного отверстия

Информация о работе Выбор электродвигателя, кинематические расчеты