Административные барьеры предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:12, контрольная работа

Описание

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом органы государственной власти обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства. Однако слабость и неэффективность структур государственного регулирования и контроля в период трансформации российской экономики порождают ряд специфических трудностей в развитии малого и среднего бизнеса, определяемых большинством исследователей как административные барьеры.

Содержание

Введение 3
1. Определение и виды административных барьеров 4
2. Преодоление административных барьеров 8
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная ОПД.docx

— 37.39 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 3

1. Определение  и виды административных барьеров 4

2.  Преодоление  административных барьеров 8

Заключение 14

Список использованной литературы 15

 

 

Введение

 

Динамичное развитие экономики  любой страны определяется  достигнутым уровнем целого ряда составляющих, по которым, в свою очередь, можно судить также и о степени зрелости экономической системы в целом. Одной из важнейших в ряду таких составляющих общепринято считать развитие предпринимательства.

Предпринимательство, предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Начиная с 80-х годов прошлого века европейские страны стали выделять отдельную  группу так называемые административные барьеры и, в основном в  рамках общей политики дерегулирования, принимать меры по их оценке и устранению.

В настоящее время административные барьеры считаются одним из самых серьезных препятствий на пути  развития предпринимательской деятельности.

 

1. Определение и виды административных барьеров

 

В соответствии со ст. 34 Конституции  РФ каждому гражданину гарантируется право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом органы государственной власти обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства. Однако слабость и неэффективность структур государственного регулирования и контроля в период трансформации российской экономики порождают ряд специфических трудностей в развитии малого и среднего бизнеса, определяемых большинством исследователей как административные барьеры.

Практика деятельности субъектов  предпринимательства свидетельствует, что на пути развития предпринимательской деятельности имеются многочисленные административные барьеры:

  • сложное законодательство непрямого действия,
  • наличие многочисленных подзаконных актов,
  • противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях,
  • высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов предпринимательства,
  • значительный объем различной отчетности и слишком большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования.

Обращаясь к обозначенной проблеме, первоначально стоит отметить отсутствие четкого легитимного понятия "административный барьер" в правовом аспекте.

Традиционно в юридической  литературе под административными  барьерами понимаются препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у субъектов предпринимательства, создаваемые отдельными должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Представляется, что понятие "административные барьеры" намного шире. С определенной долей условности помимо указанных препятствий стоит выделить еще и косвенные препятствия, связанные с несовершенством законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (так называемые нормативно-правовые барьеры).

Анализ существующих подходов к исследованию понятия «административные барьеры», причин их возникновения и механизмов преодоления и устранения выявляет расхождение в трактовках определения административных барьеров и в мерах по преодолению  их воздействий на предпринимательскую деятельность.

Согласно данным подходам можно дать следующие определения  административных барьеров:

  1. Административные барьеры на пути развития субъектов хозяйствования появляются в экономической среде как следствие несовершенства государственного административного регулирования их деятельности  в процессе принятия и исполнения законодательных и иных нормативных актов. несовершенство администрирования выливается в многочисленные препятствия со стороны органов власти и управления, связанные с необходимостью выполнения обязательных правили процедур, предусмотренных законодательными  и нормативными актами, а также действиями  органов власти и их должностных лиц, которые излишне ограничивают свободу предпринимательской деятельности и затрудняют создание и развитие новых предпринимательских структур.
  2. Административные  барьеры на пути развития предпринимательства – это установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения предпринимательской деятельности.

В общем подходе по своей  природе административные процедуры  условно делятся на 2 вида:

  1. На микроуровне к первому виду барьеров относят текущее хозяйственное управление для целей   принятия решений предприятия;
  2. Второй вид формирует систему административных барьеров, которые подлежат преодолению при реализации требований, вытекающих из законодательных  актов или иных административных инструкций. Эти обязательные процедуры и составляют базу административных барьеров.

Административные барьеры  можно классифицировать на следующие виды:

  • ограничение прав хозяйствующих субъектов путем установления различного рода условий, не предусмотренных действующим законодательством;
  • установление не предусмотренных законом сборов и обязанностей;
  • принятие правовых актов с превышением предоставленных полномочий.

Существует и иная классификация  административных барьеров:

  1. при входе предприятия на рынок:
  • государственная регистрация,
  • лицензирование,
  • разрешения,
  • согласования,
  • проектно-сметная документация,
  • получение льготного доступа к субсидиям государственного заказа.
  1. при допуске товара на рынок:
  • сертификация,
  • идентификация,
  • маркирование
  1. барьеры текущей деятельности:
  • многочисленные формы бухгалтерская и статистическая отчетности,
  • контроль и надзор,
  • лицензионный контроль.

Наибольшее количество административных барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности, существует при входе на рынок. При этом подлежат применению основные законодательные акты, затрагивающие главные проблемные аспекты взаимоотношений государственных структур и предпринимателей при входе на рынок. 

 

2. Преодоление административных барьеров

 

Как известно, предпринимательская  деятельность является свободной, инициативной деятельностью дееспособных физических лиц и юридических лиц, о чем говорится в Конституции страны и в ГК РФ, однако государство в лице законодательных и исполнительных органов регулирует деятельность субъектов предпринимательства.

В последнее время важным развивающимся направлением законодательства стало дерегулирование (дебюрократизация) различных сфер экономики. При этом часто делается акцент на большое количество административных барьеров в области предпринимательства. Проблема существования административных барьеров не нова и имеет глубокие исторические корни. Заранее стоит обратить внимание на невозможность ее полного устранения. Но, тем не менее, о сокращении административных барьеров в количественном и содержательном аспекте имеет смысл не только говорить, но и эффективно над этим работать.

Осознавая негативное воздействие на развитие предпринимательства чрезмерного числа административных барьеров, уже в начале 90-х гг. европейские страны начали принимать меры по оценке и устранению ненужных административных барьеров, в основном в рамках общей политики дерегулирования. Эта политика направлена на уменьшение всех препятствий для предприятий, а также на улучшение условий функционирования рынков и увеличение доверия к сектору малого предпринимательства. Разработанные и применяемые в европейских странах политика, стратегии и меры по преодолению административных барьеров включают:

  • сбор информации и проведение исследований относительно размера и областей применения административных барьеров;
  • информационно-консультативную поддержку малых предприятий относительно требований со стороны контролирующих органов;
  • совершенствование и упрощение форм отчетности малых предприятий;
  • упрощение процедур, сокращение частоты их использования и количества организаций, требующих предоставления информации;
  • предоставление льгот предприятиям, в наибольшей степени страдающим от административных барьеров;
  • замену существующих законов новыми (в меньшем количестве и более простыми);
  • изучение нового законодательства в целях устранения административных барьеров.

В ЕС основана специальная рабочая группа по упрощению условий деятельности предприятий, в которую входят предприниматели, общественные администраторы и эксперты-ученые из всех государств — членов ЕС. Главная цель рабочей группы — изучение законодательства, разработка рекомендаций по улучшению процедур для создаваемых малых предприятий и облегчению давления со стороны налоговой, социальной среды и статических требований в первые годы существования предприятий. Важную роль играет оценка последствий административных барьеров для малого бизнеса.

В РФ государство и органы власти субъектов РФ принимают некоторые  меры по сокращению административных барьеров в деятельности субъектов  малого предпринимательства.

Определенную роль в сокращении административного бремени сыграл Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 73, касающийся следующих мер устранения административных барьеров на пути развития предпринимательства:

  • снижение административных барьеров, с которыми предприятие сталкивается в процессе хозяйственной деятельности;
  • сокращение числа лицензирующих органов и строгий контроль всех связанных с лицензированием операций вышестоящими органами;
  • четкое распределение функций по лицензированию, контролю и регулированию между отдельными органами.

Указ был направлен  на дебюрократизацию предпринимательской  деятельности.

Летом 2001 г. Правительство РФ создало Комиссию Правительства РФ по сокращению административных ограничений, основными задачами которой являются:

  • рассмотрение вопросов применения конкретных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности и подготовка предложений о целесообразности их использования;
  • подготовка предложений об упорядочении контрольных (надзорных) функций федеральных органов исполнительной власти и их подразделений и подведомственных государственных учреждений, органов власти субъектов РФ и должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), за исключением налоговой и финансовых сфер;
  • разработка предложений о порядке финансирования уполномоченных органов и организаций, а также предложений по оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

Большая роль в осуществлении  мероприятий по ограничению административных барьеров принадлежала бывшему Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое разработало и утвердило Комплекс мер по ограничению и регламентации количества проверок частных предприятий и организаций, проводившихся органами государственной власти, и по снятию избыточных барьеров в деятельности малых предприятий. Комплекс мер предусматривал проведение масштабных обследований для выявления наличия административных барьеров (в региональном и отраслевом разрезах). Главная цель данной работы, проводившейся бывшим министерством со всеми территориальными органами, — это:

  • выявление фактов неправомерного нормотворчества органов власти, подавляющих развитие предпринимательства и конкуренции;
  • реализация мер совместно с правоохранительными органами и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, направленных на отмену (изменение указанных актов);
  • разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства об административных правонарушениях, направленных на упорядочение контрольно-надзорной деятельности исполнительных органов власти всех уровней и др.

Устранение административных барьеров в предпринимательской деятельности имеет несомненный позитивный макроэкономический эффект. Здесь следует учесть, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, устранение препятствий для входа на рынок оживляет конкуренцию, имеет положительный эффект для потребителя. Во-вторых, административные барьеры ведут к уходу в теневую экономику. В-третьих, административные барьеры ведут к экономическим потерям потребителей от завышения розничных цен хозяйствующими субъектами вследствие включения в них непроизводственных издержек, связанных с преодолением административных барьеров.

Информация о работе Административные барьеры предпринимательской деятельности