Аутсорсинг как система организации бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание

Слово "аутсорсинг" является заимствованным; в переводе с английского "outsourcing: (outer-source-using)" - использование внешнего источника или ресурса [1]. Исходя из прямого перевода, можно сделать вывод о том, что из себя представляет аутсорсинг - это передача некоторой части функций по обслуживанию деятельности фирмы другой организации (исполнителю). На сегодняшний день нет единого официального определения данного явления. В разных статьях акцентируется внимание на различных моментах – так, утверждается, что организация должна специализироваться в соответствующей области, что выполнение переданных функций должно проводиться на постоянной основе или что возможна передача исключительно не являющихся ключевыми для данного предприятия функций.

Работа состоит из  1 файл

Аутсорсинг как система организации бизнеса.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)


ГОУ ВПО

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Кафедра экономики и управления

Очное отделение

 


 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

«Организация предпринимательской деятельности»

Тема «Аутсорсинг как система организации бизнеса»

 

 

                                                  

                                                    Автор курсовой работы __Гордеева В. В._____

                                                                                                                                              ( Ф.И.О. студента)

 

                                                     Группа____________23-86_________________

 

                                                     Код курсовой работы      КР 080502.65.11

                                                 

                                                     Научный руководитель к.э.н., проф.

                                                                                                (ученая степень, звание)

                                                     Кузнецов Юрий Васильевич

                                                                                  (Ф.И.О.)     

                                                             

                                                     Допуск к защите «____»__________200____г.

 

                                                     _____________________________________

                                                                                       (звание, Ф.И.О)

 

 

 

 

 

 

Сургут 2012

 

 

Глава 1. Исследовательско-аналитическая

1.1. Понятие  аутсорсинга и его классификация

Использование аутсорсинга - передачи части работ, услуг или  процессов на исполнение внешним организациям - становится повседневной бизнес-практикой для многих отечественных компаний. По данным различных опросов и исследований, более 80% руководителей отечественных предприятий намерены использовать аутсорсинг в ближайшее время или в среднесрочной перспективе [6].

Слово "аутсорсинг" является заимствованным; в переводе с английского "outsourcing: (outer-source-using)" - использование внешнего источника или ресурса [1]. Исходя из прямого перевода, можно сделать вывод о том, что из себя представляет аутсорсинг - это передача некоторой части функций по обслуживанию деятельности фирмы другой организации (исполнителю). На сегодняшний день нет единого официального определения данного явления. В разных статьях акцентируется внимание на различных моментах – так, утверждается, что организация должна специализироваться в соответствующей области, что выполнение переданных функций должно проводиться на постоянной основе или что возможна передача исключительно не являющихся ключевыми для данного предприятия функций [2]. Компания Deloitte дает ему следующее определение: "Аутсорсинг - действие, осуществляемое предприятием с целью передачи части своих внутренних процессов внешней организации для того, чтобы повысить эффективность и качество своей работы и сократить время, которое требуется на предоставление услуг и доставку продуктов" [3]. Множественность определений, возможно, связана с относительной новизной данного понятия для современной России. Для себя мы определим, что аутсорсинг – разновидность кооперирования, призванная повысить эффективность деятельности компании, в процессе которой происходит передача организацией на основании длительного контракта определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, как правило, специализирующейся в соответствующей отрасли. Таким образом, аутсорсинг отличается от оказания услуг сторонними организациями тем, что он включается в бизнес-процесс (идет на постоянной основе).

Выше мы сказали, что  аутсорсинг – явление для отечественных  условий относительно новое. Пионерами нашего аутсорсинга принято считать ЧОПы [1] – частные охранные предприятия, появление которых объясняется довольно просто. Зарождение предпринимательства в современной России проходило в весьма суровых условиях, когда методы конкурентной борьбы угрожали не только бизнесу, но и жизни и здоровью его собственников. Деятельность ЧОПов позволила предприятиям и их владельцам защитить свой бизнес более профессионально, чем несколько штатных охранников. Первые ЧОПы появились в начале 90-х годов, некоторые из них успешно существуют до сих пор, превратившись в достаточно крупные многопрофильные компании, специализирующиеся в сфере обеспечения физической охраны личности и объектов, коммерческой безопасности и технической защиты объектов. Постепенно бизнес становился более цивилизованным, и все большее значение приобретала реклама. Специалистов по рекламе катастрофически не хватало, что создало благоприятную почву для образования специализированных рекламных агентств, способных выполнять сложные проекты. Затраты на привлечение рекламного агентства были не меньше, а во многих случаях больше, чем выполнение работ силами собственного отдела, но это был единственный путь создания качественной рекламы. Вслед за рекламными агентствами появились PR-агентства и исследовательские компании, причем если последние привлекались, как правило, на проектной основе, то многие рекламные и PR-агентства выполняли полный спектр функций соответствующих отделов своих клиентов, фактически замещая эти отделы. В 1998 году начался бум российского сегмента Интернет, который привел к появлению не только тысяч сайтов, но и огромного рынка услуг по их созданию, поддержке и продвижению. За два года количество сайтов в домене .ru увеличилось в 5 раз, и создание достойного web-представительства стало насущной необходимостью.

Даже из этой короткой исторической справки видно, в передаче каких  функций на сторону заинтересованы компании. Теоретически аутсорсеру (внешнему исполнителю; передающую сторону принято называть "аутсорси" [4]) могут быть переданы практически любые функции, не являющиеся ключевыми для передающей организации. Однако существует ряд наиболее популярных направлений применения аутсорсинга. Так, чаще всего на сторону передают:

- бухгалтерский учет и расчет налогов;

- юридическое обеспечение деятельности;

- расчет заработной платы сотрудников;

- управление персоналом;

- информационные системы и управление базами данных;

- маркетинговые коммуникации и связи с общественностью;

-  управление проектами от разработки до реализации;

- вопросы экономической и информационной безопасности;

- управление логистикой и доставкой;

- уборка и обслуживание;

-  управление транспортом, его техническое обслуживание и ремонт; (воздушные и морские суда, автомобильный, железнодорожный транспорт);

- производство.

Таким образом, кратко перечислив ряд функций, мы подошли к классификации аутсорсинга. Выделение видов аутсорсинга традиционно происходило по критерию типов передаваемых на сторону процессов. На сегодняшний день существует три подхода к такой классификации.

Так, по критерию их отношения к профильной деятельности предприятия принято выделять аутсорсинг основных процессов и аутсорсинг вспомогательных процессов.

В зависимости от видов  деятельности, к которым относятся  передаваемые процессы, выделяют следующие  типы аутсорсинга:

а) аутсорсинг в сфере  информационных технологий (ИТ-аутсорсинг);

б) производственный аутсорсинг;

в) логистический аутсорсинг;

г) аутсорсинг персонала;

д) бухгалтерский аутсорсинг.

Каждый из перечисленных  выше типов аутсорсинга имеет  свои особенности и проблемы. Например, в области аутсорсинга информационных технологий вызывает озабоченность возможность утраты интеллектуальной собственности и корпоративных знаний, нарушения конфиденциальности, потери контроля за отданными функциями.

Иногда принято классифицировать аутсорсинг на аутсорсинг задач и бизнес-процессов, что несколько не соответствует принятому нами определению, так как не требует протекания на постоянной основе. В первом случае на исполнение передаются разовые проекты с четко оговоренным сроком реализации – например, сюда можно отнести дизайн нового продукта или опять же дизайн сайта. Аутсорсинг бизнес-процессов в такой классификации, напротив, подразумевает долгосрочное сотрудничество.

И. Д. Котляров в своей  статье "Аутсорсинг: опыт теоретического описания" приводит собственную классификацию аутсорсинга по экономическому критерию. Рассматривая аутсорсинг как использование внешних ресурсов для выполнения функций предприятия (привлечение компанией для ведения своей хозяйственной деятельности факторов производства, контролируемых другими организациями), в качестве классификационного признака он использует вид ресурсов (факторов производства), необходимых для выполнения соответствующих функций.

По мнению И. Д. Котлярова, подход к аутсорсингу как к использованию внешних ресурсов позволяет не только построить классификацию видов аутсорсинга по их экономическому наполнению, но также выявить аутсорсинговую природу других форм ведения предпринимательской деятельности, в частности франчайзинга.

 

Таблица 1. Классификация  видов аутсорсинга по экономическому наполнению

Аутсорсинг

Вид ресурсов

Краткая характеристика

Аутсорсинг капитала

Оборудование

Производственный аутсорсинг – предприятие размещает заказы на изготовление продукции под своей торговой маркой у стороннего подрядчика

Лизинг – для производства продукции используется оборудование, принадлежащее другому предприятию

Аутсорсинг труда

Труд

Включает в себя аутсорсинг персонала

Аутсорсинг информации

Информация

Предприятие-заказчик поручает сбор и обработку информации, а порой и выработку решений стороннему предприятию. Частным случаем является, например, бухгалтерский аутсорсинг

Аутсорсинг предпринимательских способностей

Интеллектуальный капитал (плод предпринимательских способностей)

Предприятие-заказчик использует для ведения собственной хозяйственной деятельности внешний интеллектуальный капитал. В рамках данной классификации к этому виду аутсорсинга можно отнести лицензирование и франчайзинг (так как при последнем частный предприниматель передает на аутсорсинг управление торговой маркой, под которой он ведет свою хозяйственную деятельность)

Смешанный

Несколько видов ресурсов

Факторинг – аутсорсинг капитала и одновременно информации


Итак, на сегодняшний  день существует множество определений аутсорсинга и расхождений в понимании его сути, что обусловлено относительной новизной этого явления для отечественных условий. Пожалуй, к общим моментам в определениях, помимо указания на собственно передачу функций на сторону, можно отнести цель такой передачи – повышение эффективности деятельности компании. Необходимость в аутсорсинге для предприятий возникает одновременно с появлением новых, достаточно сложных для освоения видов деятельности – например, ИТ. Вид деятельности, пожалуй, самый распространенный классификационный признак при попытке классифицировать аутсорсинг, однако существует и ряд других, менее очевидных, классификаций.

 

1.2. Механизм сотрудничества  между предприятиями

Выше мы уже использовали такие определения, как аутсорсер и аутсорси.  Аутсорси – заказчик, то есть передающая на сторону какую-либо функцию компания. Аутсорсер – компания, берущая на себя исполнение функции. Последнего часто называют "оператором", "подрядчиком" или "провайдером", что особенно характерно для аутсорсинга в сфере информационных технологий.

Аутсорсинг может быть односторонним, когда на протяжении всего периода сотрудничества компаний аутсорсером является только одна из них. В более сложном варианте возникает ситуация, при которой две компании, взаимодействуя друг с другом,  попеременно исполняют роль заказчика и аутсорсера. Следует учесть, что в таких ситуациях имеет место наличие двух аутсорсинговых контрактов, в рамках каждого из которых роли этих компаний неизменны. Например, часто встречается сотрудничество бухгалтерской фирмы и ИТ-предприятия – первые могут обеспечивать бухгалтерский учет вторых, взамен заказывая поставку и обслуживание профильного программного обеспечения (так называемый "взаимный" аутсорсинг).

Как в случае одностороннего (классического), так и для взаимного аутсорсинга действует достаточно простой механизм оплаты услуг аутсорсера. Оператор может самостоятельно устанавливать цену на свои услуги, опираясь на ожидаемую рентабельность своей деятельности. Зачастую уровень рентабельности определяется аутсорсером не в одностороннем порядке, а совместно с заказчиком путем проведения переговоров.

Цена услуг является одним из важных моментов при принятии решения о переводе данной функции  фирмы на аутсорсинг. В случае, если после проведения необходимых расчетов и учета всех прочих положительных и отрицательных моментов аутсорсинга было принято решение о переводе, он будет проходить в несколько этапов [5].

Информация о работе Аутсорсинг как система организации бизнеса