Бюджетирование предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:44, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических основ бюджетирования на предприятии и составления бюджетный смет.
Для написания данной курсовой работы были использованы различные издания книг, учебных пособий, последние издания газет и журналов, законы, нормативно- правовые акты.
Теоретические основы бюджетирования на предприятии
Сущность и цели бюджетирования

Содержание

Теоретические основы бюджетирования на предприятии
Сущность и цели бюджетирования
Виды и содержание бюджетов предприятия
Действующая практика разработки операционного бюджета деятельности предприятия
Порядок формирования бюджетирования продаж
Разработка системы производственной себестоимости и смет коммерческих и общехозяйственных расходов
бюджетный отчет о прибылях и убытках

Работа состоит из  1 файл

бюджетирование .docx

— 157.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

  1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии
    1. Сущность и цели бюджетирования
    2. Виды и содержание бюджетов предприятия
  2. Действующая практика разработки операционного бюджета деятельности предприятия
    1. Порядок формирования бюджетирования продаж  
    2. Разработка системы производственной себестоимости и смет коммерческих и общехозяйственных расходов
    3. бюджетный отчет о прибылях и убытках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В рыночных условиях жестокой конкуренции, самостоятельности хозяйствующих  субъектов в принятии управленческих решений возрастает значение построения гибкой системы финансового управления, обеспечивающая финансовую стабильность, независимость предприятия в  привлечении ресурсов. Одним из факторов и одновременно составных элементов, определяющих успешность и результативность финансового менеджмента, является бюджетирование.

Бюджетирование стало  важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного хозяйства, особую актуальность эта проблема приобрела  для предприятий ведущих производственно-коммерческую деятельность. Не являются и исключением  и организации потребительской  кооперации. В современных условиях хозяйствования перед ними стоят  важные задачи в области эффективного управления финансами, с целью осуществления  результативного хозяйствования и  реализации социальной миссии. Решение  поставленных задач тесным образом  связано с совершенствованием хозяйственного механизма, в том числе бюджетирования.

Бюджетирование организации  относится к наиболее сложным  и недостаточно изученным аспектам внутрифирменного планирования на уровне хозяйствующих субъектов, что обуславливает  актуальность и высокую практическую значимость данной работы.

Целью работы является изучение теоретических основ бюджетирования на предприятии и  составления бюджетный смет.

Для написания данной курсовой работы были использованы различные  издания книг, учебных пособий, последние  издания газет и журналов, законы, нормативно- правовые акты.

 

 

 

    1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии

 

    1. Сущность и цели бюджетирования

Составление, принятие бюджета  предприятия и последующий контроль над его исполнением называют бюджетирование.

В современных условиях предприятия  не могут работать эффективно, если бюджетирование не синхронизировано с  динамикой развития бизнеса. Формирование и согласование бюджета – наиболее трудоемкая часть всего цикла  планирования, при этом более 50 процентов  предприятий вообще не учитывают  бизнес – планирование при формировании бюджета.

Актуальной задачей российских организации является внедрение  современных управленческих технологий. Динамическое развитие, множество бизнес-направлений, приобретение новых предприятий, выход на новые рынки, привлечение инвестиций и инвестирование в новые проекты – эта деятельность требует качественной системы управления. Руководство различных организаций осознало необходимость применения новейших технологий для решения задач управления, среди которых особенно актуальной является бюджетирование.

Бюджетирование позволяет  в режиме реального времени получать показатели рентабельности каждого  товара, подразделения и потребителя. Оперативный управленческий учет помогает быстро адаптироваться к изменениям рынка, а также учитывать их до того, как они нанесли ощутимый материальный ущерб.

Бюджетирование как управленческая технология состоит из трех составных  частей:

  1. Технологии бюджетироания, включает:
  • Виды и форму бюджетов;
  • Целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых составляют бюджеты);
  • Порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет предприятия.
  1. Организация бюджетирования, предусматривает формирование:
  • Финансовой структуры предприятия (определяют центры финансовой ответственности – объекты бюджетирования);
  • Бюджетного регламента;
  • Этапов бюджетного процесса;
  • Графика документооборота;
  • Системы внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций).
  1. Использование информационных технологий, позволяет:
  • Разработать различные сценарии будущего финансового состояния предприятия (или отдельного бизнеса);
  • Оперативно собирать, обрабатывать и консолидировать фактические данные, необходимые для бюджетного контроля.

Применять информационные технологии бюджетироание возможно лишь при сплошном управленческом учете.

Современные методы бюджетирования базируются на информационных технологиях  управления, и ядром такой системы  является финансово-экономическая  модель, в рамках которой на уровне значений показателей происходит согласование хозяйственных и финансовых процессов. Планя перестают быть разрозненными, возникает единая замкнутая технология управления с возможностью реализации обратной связи – корректировки планов для достижения приемлемого общего результата. С использованием автоматизированной системы бюджетирования данная экономическая задача крупной организации может быть решена в течение одного часа и, соответственно, время на принятие решения сокращается от традиционных двух трех дней для нескольких часов.

Внедрение системы бюджетирования – сложный организационный процесс, трансформирующий функции многих подразделений  и документооборот организации. Первичный учет в организациях ведется  для составления бухгалтерской  и налоговой отчетности, и этой информации не достаточно для принятия управленческих решений. Система бюджетирования должна обеспечивать трансформацию  данных бухгалтерского учета в данные управленческого учета, что позволит избежать ведения двойного учета (бухгалтерского и управленческого) и минимизировать затраты на ввод данных о фактическом  исполнении бюджетов.

Важно в самом начале планирования установить цели составления бюджета, определить, составление каких документов будет наилучшим образом отвечать этим целям, распределить обязанности между сотрудниками, выбрать свою философию планирования. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности организации.

Процесс внедрения бюджетирования на организации включает следующие  этапы:

  • изучение внутренней и внешней документации организации, ее структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;
  • поиск наименее болезнетворных путей вовлечения управленческой команды организации в процесс бюджетирования;
  • разработка плана внедрения бюджетирования;
  • пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;
  • разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети организации;
  • создание информационной компьютерной базы для бюджетирования, предусматривающих разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности организации;
  • создание новых или реорганизации старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;
  • обучение персонал

Бюджетирование – это  распределенная система согласованного управления деятельностью подразделений  предприятия. Ключевыми моментами  бюджетирования являются координация, адресность и оценка затрат. Бюджетирование базируется на системе бюджетов.

Бюджетирование (сметное  планирование) – это процесс планирования будущей деятельности организации, результаты которого оформляются системой бюджетов.

Бюджет (смета доходов  и расходов) – финансовый план на конкретный период, согласованный с  производственной деятельностью предприятия, цели которого представлены в показателях  отчетности в денежном выражении  во взаимосвязи с обязательствами, т.е. ответственностью каждого подразделения  за достижение этих целей.

Бюджет выполняет ряд  функции:

  • бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимают при разработке стратегического плана, и процесс разработки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов;
  • бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджет планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности организации. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль;
  • бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации товара, инвестиционной деятельности;
  • бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на предстоящий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала в деятельности в этот период.

К числу основных задач  бюджетирования относятся следующие:

  1. обеспечение текущего планирования;
  2. обеспечение координации, кооперации и коммуникации подразделений организаций;
  3. обоснование затрат организации;
  4. создание базы для оценки и контроля планов организации;
  5. исполнение требований законов и контрактов.

      Использование бюджета создает для организации следующие преимущества: 

1. Планирование помогает  контролировать деятельность организации.  Без наличия плана управляющий,  как правило, только реагирует  на обстановку, вместо того, чтобы  ее контролировать. Бюджет, являясь  составной частью плана, содействует  четкой и целенаправленной деятельности  предприятия. 

2. Бюджет является составной  частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки  результатов деятельности организации  в целом и ее подразделений.  В отсутствии бюджета, при сравнении  показателей текущего периода  с предыдущими можно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов может включать в себя результаты низко производительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов не учитывает появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом. 

3. Бюджет является средством координирующим деятельности различных подразделений организации. Оно побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность, принимая во внимание интересы организации в целом. 

4. Бюджет – основа для  оценки выполнения плана центрами  ответственности и их руководителей:  работа менеджеров оценивается  по отчетам о выполнении бюджета;  сравнение фактически достигнутых  результатов с данными бюджета  указывает области, куда следует  направить внимание и действия. Наконец, с помощью бюджета  проводится анализ отклонений. 
       При составлении бюджетов используют документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности. Проводить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.

 

 

    1.  Виды и содержание бюджетов предприятия

 

 

Система бюджетирования предприятия  представляет собой, совокупность взаимосвязанных  операционного, инвестиционного и  финансового бюджетов. Операционный бюджет состоит из бюджетов продаж, производства, закупок и др., инвестиционный – из бюджетов капиталовложений, реализации внеоборотных активов, инвестиционных поступлений, в финансовый бюджет обычно включают бюджет движения денежных средств, бюджет прибылей и убытков (бюджет доходов и расходов) и прогнозный баланс.

Сводный бюджет включает в  себя финансовый, операционный и инвестиционный бюджеты. Виды формируемых бюджетов варьируются в зависимости от предприятия, но в любом случае все  бюджеты можно разделить на четыре вида: операционные, инвестиционные, финансовые и сводные.

  1. в перечень операционных бюджетов, как правило, входят:
  • бюджет продаж;

Информация о работе Бюджетирование предприятия