Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:10, курсовая работа
Целью любого вида хозяйственной деятельности является получение максимальных доходов. Однако многие решения часто приходится принимать в условиях неопределенности, и это придает хозяйственной деятельности рискованный характер. Всегда есть риск потерь, вытекающий из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека. Риск можно представить в виде события или действия, совершение которого может привести за собой три экономических результата: отрицательный, нулевой или положительный. Для финансового менеджера риск – это, прежде всего, вероятность неблагоприятного исхода.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО РИСКА………………………………………7
1.1 Понятие и виды финансовых рисков…………………………………….7
1.2 Анализ и оценка финансовых рисков………………………………….13
1.3 Управление финансовыми рисками. Риск-менеджмент………………16
2 ОСОБЕННОСТИ РИСК- МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ………………...23
2.1 Риск-менеджмент на российских предприятиях ……………..………23
2.2 Риск-менеджмент на телекоммуникационных предприятиях………..28
3 РИСК- МЕНЕДЖМЕНТ НА ОАО «СВЯЗЬИНВЕСТ»……………………..33
3.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Связьинвест»………………………………………………………………33
3.2 Управление финансовыми рисками на ОАО «Связьинвест»………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………
Подобная
база существует, например, в США. В
ней содержатся данные о средних
значениях экономических
2.2 Риск-менеджмент
на телекоммуникационных
Ведущие телекоммуникационные компании страны, постоянно совершенствующие качество корпоративного управления, в последние годы стали уделять больше внимания вопросам учета рисков предприятий и уже добились в этой сфере заметных результатов. В настоящий момент российские предприятия связи лидируют по внедрению риск-менеджмента среди компаний нефинансового сектора экономики. Причем наибольшую активность проявляют операторы сотовой связи, 70% которых уже внедряет элементы управления рисками, а другие 30% готовы начать этот процесс в течение ближайших трех лет.
Зачем оператору связи нужна система управления рисками? Во-первых, рынок телекоммуникационных услуг – это высококонкурентная среда, в которой показатели эффективности и прибыльности не всегда могут быть улучшены за счет увеличения тарифов на оказываемые услуги. Кроме того, инвесторы все чаще интересуются наличием у операторов реализованных СУР(система управления рисками): их отсутствие может служить сигналом о недостаточной эффективности и прозрачности компании.
К наиболее распространенным факторам, диктующим телекоммуникационным компаниям необходимость создания СУР или внедрение в бизнес-процессы отдельных элементов риск-менеджмента, относятся:
Достичь поставленных целей можно следуя как минимум одной из двух стратегий: либо развивать и внедрять новые, более совершенные и высокодоходные сервисы и предлагать их абонентам раньше, чем это сделают конкуренты, либо снизить и минимизировать потери, связанные с возможными рисками компании.
Чаще всего телекоммуникационные компании следуют второму подходу, т.е. уменьшить потери за счет совершенствования внутренних бизнес-процессов операционной, финансовой и инвестиционной деятельности.
Каждая компания при создании системы риск-менеджмента самостоятельно определяет области своей деятельности, которые, на ее взгляд, наиболее рисковые.
Для каждой телекоммуникационной компании характерны специфические риски, обусловленные особенностями отрасли. Например, при разработке и внедрении новых услуг, развитие сетей и строительстве новых объектов связи возможно нарушение сроков работы подрядными организациями, недостаток финансовых средств. В текущей деятельности нельзя исключить угрозы незаконного подключения, кражи трафика, перехода клиента к другому оператору, отсутствие возможности быстро отреагировать на запросы клиентов и другие риски [7].
Самыми
распространенными и
Потери
от наступления негативных событий,
связанных с операционными рисками, обусловлены
для операторов связи действиями различных
факторов (Таблица – 3.1).
Таблица–3.1 Структура потерь операторов связи от операционных
Факторы | Операторы фиксированной связи | Операторы сотовой связи |
Ошибки оптимизации маршрутизации | 2,1 | 0,7 |
Ошибки тарификации | 0,7 | 0,5 |
Ошибки выставления счета | 0,6 | 1,7 |
Внутреннее мошенничество | 1,2 | 1,6 |
Мошенничество со стороны других операторов | 0,6 | 0,3 |
Внешнее мошенничество | 1,1 | 1,9 |
Внедрение новых продуктов / тарифов | 2 | 0,9 |
Несостоятельные системы и процессы управления | 0,9 | 0,8 |
Неполные данные об использовании | 0,8 | 1,3 |
Кредитные схемы | 0,6 | 1,7 |
Другое | 0,3 | - |
итого | 12,4 | 13,3 |
Следует отметить, что практический опыт внедрения СУР(система управления рисками) в российских компаниях весьма незначителен. В российском законодательстве отсутствуют нормативные документы, четко регламентирующие порядок создания и функционирования СУР на предприятиях. В результате телекоммуникационные компании самостоятельно формируют концепцию создания и внедрения СУР, вырабатывают методы ее реализации. Сегодня многие крупные российские операторы связи уже открыто заявляют о том, что успешно преодолели период внедрения системы риск-менеджмента и занимаются ее дальнейшем совершенствованием, в частности расширением функциональных возможностей и автоматизацией процедур. Этими компаниями отмечаются следующие положительные результаты внедрения СУР:
но следует отметить, что процесс создания и внедрения СУР в телекоммуникационных компаниях сопровождается рядом проблем:
Проблемы и недостатки сопровождают процесс внедрения или изменения любой системы управления.
3 РИСК- МЕНЕДЖМЕНТ НА ОАО «СВЯЗЬИНВЕСТ»
3.1
Общая характеристика
Группа компаний «Связьинвест» является крупнейшей телекоммуникационной компанией в России и одной из самых больших телекоммуникационных групп в мире. Ее основными активами являются семь межрегиональных компаний и другие дочерние компании – операторы связи:
Операторы связи, входящие в Группу «Связьинвест», являются операторами сети связи общего пользования, оказывающими услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, услуги связи в сети передачи данных, телематические услуги, услуги телеграфной связи, проводного радиовещания, услуги связи для целей кабельного и эфирного вещания, услуги подвижной радиотелефонной и радиосвязи, услуги связи по предоставлению каналов связи в соответствии с лицензиями, выданными Министерством информационных технологий и связи РФ.
Начиная с 2006 г., в соответствии со вступившими в силу нормативными правовыми актами, изменились правила предоставления операторами связи услуг внутризоновой, междугородной и международной связи. С 2006 г. 7 межрегиональных компаний связи, ОАО «Дагсвязьинформ» и ОАО «Центральный Телеграф» прекратили оказывать пользователям услуги междугородной и международной связи. Оператором междугородной и международной связи из числа компаний Группы «Связьинвест» является ОАО «Ростелеком».
Другие
дочерние компании Группы «Связьинвест»
оказывают услуги в области научно-
МРК, входящие в группу «Связьинвест», владеют более 80% телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации, являются операторами сетей связи общего пользования с монтированной емкостью более 31,7 млн. номеров и обслуживают более 90% населения страны. Компаниям «Связьинвест» принадлежат лицензии на оказание услуг местной, междугородной и международной телефонной связи, передачи данных, предоставления доступа к сети Интернет, мобильной связи и беспроводного абонентского доступа.
Уставный капитал ОАО «Связьинвест» – 19 518 337 220 обыкновенных акций номиналом 1 руб. Основной акционер ОАО «Связьинвест» – государство в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (75% + 1 акция), остальные акции распределены между ОАО «Комстар-Объединенные ТелеСистемы» (17,31% + 1 акция) и MGTS Finance SA (7,69%).
На деятельность ОАО «Связьинвест» в значительной степени влияет государство, что обусловлено его преобладающим участием в уставном капитале. Кроме того, государство в лице Федеральной службы по тарифам осуществляет регулирование тарифов на междугородную, международную и местную телефонную связь и проводит лицензионную политику.
В
области финансово-