Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании и контроле в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

- ознакомиться с регулированием предпринимательской деятельности как функцией государства и основными целями государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.

- изучить методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- рассмотреть государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Содержание

Введение 3
1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности

5
2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
12
3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
25
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательское право Катя.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

     Одним из основных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом является система налогообложения, налоги. Налоги - основной источник формирования госбюджета, посредством которого осуществляется реализация социально-экономических функций любого государства. За счет средств бюджета устраняются несовершенства, недостатки рыночной экономики, направляются ресурсы на поддержание обороноспособности государства, создание системы социальных гарантий для определенных групп населения, частичное финансирование образования, здравоохранения и другие необходимые для общества цели, достижение которых не может быть обеспечено частными предпринимателями.

     Влияние системы налогообложения, налогов  на предпринимательскую деятельность способно как стимулировать, так и замедлять или вообще прекращать отдельные ее виды.

     Правовую  основу системы налогообложения  составляют нормы Конституции РФ, а именно статьи 35, 54, 57.

     В статье 57 Конституции РФ говорится, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

     Можно выделить несколько функций налогов, рассматривая их как направления  воздействия на предпринимательскую  деятельность.

     Одна  из важнейших функций - фискальная, суть которой заключается в формировании государственных денежных фондов, финансовых ресурсов государства. В отношениях между государством и предпринимателем она проявляется через обязанность последнего уплачивать налоги.

     Другая  важнейшая функция - регулирующая, включающая подфункцию стимулирования и дестимулирования.

     Выделяется также контрольная и информационная функции налогов.

     Каждая  из этих функций находит свое выражение  и реализацию в нормах действующего налогового законодательства и прежде всего в нормах Налогового кодекса РФ.

     Необходимо  заметить, что изучение налоговых  отношений является предметом финансового права и его подотрасли - налогового права. Предпринимательское право изучает налоговые отношения лишь в части, касающейся непосредственного влияния налогов на предпринимательскую деятельность. В целом же налоговые отношения не входят в предмет предпринимательского права.

     Основной  нормативный акт, регулирующий налоговые  отношения, Налоговый кодекс РФ. В нем закреплены основные начала законодательства о налогах и сборах, к числу которых относятся, например, обязанность налогоплательщика и плательщика сборов уплачивать налоги и сборы; недопущение нарушения единого экономического пространства Российской Федерации.

     Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

     Следует иметь в виду, что не все платежи, которые называются «сбором», отвечают критериям, закрепленным в Налоговом кодексе РФ. Так, предусмотренный статьей 106 Кодекса торгового мореплавания РФ лоцманский сбор не может быть в соответствии с Налоговым кодексом РФ отнесен к налогам и сборам.

     Выделяют  прямые и косвенные налоги, а также  федеральные, региональные и местные. Встречаются и иные классификации  налогов.

     Прямые  налоги устанавливаются непосредственно  с дохода или имущества и взимаются  в процессе приобретения и накопления материальных благ.

     Прямые  налоги подразделяются на реальные и  личные. К реальным относятся налоги на отдельные виды дохода или объекты имущества, например на землю, недвижимое имущество. К личным налогам относятся, например, налог на прибыль, единый налог на вмененный доход, подоходный налог с физических лиц.

     Косвенные налоги - это налоги на потребление  товаров и услуг, устанавливаемые  в виде надбавок к ценам, и взимаемые в процессе расходования материальных благ. К косвенным налогам относятся, например, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины.

     Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

     Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

     Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в  действие законами указанных субъектов  Федерации.

     При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления в  нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     Не  могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом (ст.12 НК РФ).

     К федеральным налогам и сборам относятся, например, налог на добавленную  стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; таможенная пошлина и таможенные сборы.

     К региональным налогам и сборам относятся, например, налог на имущество организаций, налог с продаж.

     К местным налогам относятся налог  на имущество физических лиц, налог  на рекламу и др.

     Налоговый кодекс РФ определяет субъектов, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. При этом филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.3

     Одно  из бесспорных достижений современной  налоговой реформы - закрепление  в Налоговом кодексе прав и обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов).

     В соответствии со статьей 21 НК РФ налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

     - получать от налоговых органов по месту учета бесплатно информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

     - получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

     - использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

     - получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

     - на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

     - представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

     - представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

     - присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

     - получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

     - требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

     - не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и иным федеральным законам;

     - обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

     - требовать соблюдения налоговой тайны;

     - требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

     Налогоплательщики и плательщики сборов имеют также  иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

     Налоговый кодекс РФ (статья 23) устанавливает обязанности налогоплательщиков:4

     -уплачивать законно установленные налоги;

     -встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;

     - вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

     - представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

     - представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

     - выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

     - предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;

     - в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

     - нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

     Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется  административная и судебная защита их прав и законных интересов.

     Установлен  порядок обжалования актов налоговых  органов и действий или бездействия их должностных лиц (главы 19, 20 НК РФ).

     В практике предпринимательской деятельности достаточно часто встречаются не только нарушение прав налогоплательщиков (плательщиков сборов), но и неисполнение ими своих обязанностей, в результате чего в арбитражных судах рассматривается значительное количество налоговых дел. Сформировалась значительная судебная практика по налоговым спорам, которая нашла отражение в ряде постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда Российской Федерации.

Информация о работе Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности