Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании и контроле в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

- ознакомиться с регулированием предпринимательской деятельности как функцией государства и основными целями государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.

- изучить методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- рассмотреть государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Содержание

Введение 3
1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности

5
2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
12
3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
25
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательское право Катя.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

     В действительности, государственный  сектор экономики России включает и  иные перечисленные выше части, структурные элементы государственного сектора, что не может не учитываться при правовом регулировании соответствующих отношений.

     Представляет  интерес введение в научный оборот понятия государственного предпринимательства, смысл которого, на наш взгляд, заключается в создании условий, в том числе правовых, для деятельности государственного сектора экономики на принципах рыночной экономики с соблюдением условий, закрепленных в статье 2 Гражданского Кодекса РФ. Однако признаки предпринимательской деятельности, содержащиеся в указанной статье, не в полной мере могут быть применены к деятельности, осуществляемой в рамках государственного предпринимательства. Так, систематическое получение прибыли далеко не всегда должно быть непременным условием предпринимательства в рамках государственного сектора экономики.

     Ограниченные  возможности рынка в производстве общественных товаров (несостоятельность  рынка, его недостатки) проявляется, например, в том, что частный сектор не всегда готов осуществлять деятельность в сферах экономики, не приносящих прибыль, в то время как общественная потребность в соответствующих товарах, работах или услугах может, бесспорно, существовать. Так, хорошо известен пример с угольной отраслью в Великобритании и других странах, когда государство было вынуждено в силу различных причин, в том числе социальных, национализировать угольные предприятия. Метеорологические службы предоставляют необходимую информацию населению и коммерческим структурам, не получая за это какой-либо оплаты.

     Особое внимание в рамках государственного сектора экономики должно быть уделено отношениям, связанным с владением пакетами акций приватизированных предприятий, находящихся во владении Российской Федерации и субъектов Федерации. В настоящее время отсутствует четкая и полная правовая база для определения правового статуса представителя государства в органах управления акционерными обществами, ответственности государственных представителей, самих органов государственного управления за результаты работы соответствующих представителей и акционерных обществ, пакеты акций которых находятся у государства.

     Анализ  отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том  числе регулирования отношений  в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии особенностей, специфики предпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере. Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными также административные, финансовые и иные отношения. Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии у предпринимательского права самостоятельного предмета правового регулирования, об объективной необходимости существования предпринимательского права как области юридической науки, отрасли права и отрасли российского законодательства, учебной дисциплины. 

2. Методы, средства  и формы государственного регулирования экономики. 

     Методы  государственного воздействия на экономику  подразделяются на прямые и косвенные.

     Прямые  методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

     Прямой  характер применяемых при государственном  регулировании административных средств  выражается в принятии субъектом  управления в рамках компетенции  управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.

     Косвенные методы государственного регулирования  основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования.

     Прямые  и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические  средства государственного регулирования  экономики имеют единые цели и  задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

     Право следует рассматривать в качестве самостоятельного и одного из основных средств государственного регулирования экономики. Основная задача государства заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования.

     Особо следует отметить самостоятельную группу средств государственного регулирования экономики - так называемые правовые средства. К числу правовых средств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор, имущественная ответственность, юридическое лицо. Правовые средства широко применяются не только во взаимоотношениях между субъектами предпринимательской деятельности в пределах гражданско-правовых отношений, но и при государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности.

     Средства  административного регулирования (прямые методы государственного регулирования) в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например лицензирование; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрация определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор.

     Лицензирование - одно из наиболее характерных административных средств государственного регулирования экономики, которое представляет собой разрешение государства в лице его органов на определенные действия, в том числе на те или иные виды предпринимательской деятельности.

     Экономические средства государственного регулирования (косвенные методы государственного регулирования) не менее разнообразны, чем административные.

     Одно  из важнейших экономических средств - прогнозирование и планирование.

     Рыночная  экономика, в отличие от экономики административно-командного типа, является системой саморегулируемой. Однако и эта система требует внешнего регулирующего воздействия с целью достижения пропорциональности в рамках общественного воспроизводства. Периодические кризисы, потрясавшие в XIX и XX вв. капиталистическую экономику, привели к выводу о необходимости использования государственного регулирования в целях достижения стабильного и эффективного развития рынка. Прогнозирование и планирование и есть те инструменты, которые позволяют устранить недостатки рыночной экономики. И прогнозирование, и планирование - имманентно присущие любой экономике инструменты, способы достижения сбалансированности развития.

     Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства.

     Планирование - деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата. Прогнозирование является предпосылкой для планирования.

     Правовое  регулирование отношений, связанных  с прогнозированием экономики, закреплено в действующем законодательстве - Федеральном законе от 20.07.1995 N 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999 г.) «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации».

     Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на долгосрочную, среднесрочную  и краткосрочную перспективу.

     Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На основе этого прогноза разрабатывается концепция социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в которой конкретизируются варианты социально-экономического развития РФ, определяются возможные его цели, пути и средства достижения указанных целей.

     Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается  на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

     Первое  после вступления в должность Президента РФ Послание, с которым он обращается к Федеральному собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

     На  основе прогноза, а также исходя из положений, содержащихся в Послании Президента РФ, разрабатывается программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, которая официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу.

     Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

     Правительство РФ одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год вносит на рассмотрение Государственной Думы такие, например, документы, как прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год; план развития государственного и муниципального сектора развития экономики; проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год, и другие материалы.

     Различают государственное директивное и  индикативное планирование. Директивное  планирование предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей (например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения и др.) с целью достижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ее отдельных частей.

     При планировании используются различные  методы или их сочетание: балансовый метод, нормативный метод, экономико-математические методы и модели.

     В современных условиях широко используется программно-целевой метод планирования с выделением долгосрочных целевых  комплексных программ.

     Федеральная целевая программа, предлагаемая к  утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов ее реализации, наименование заказчика программы, сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам, другие документы и материалы.

     При разработке федеральных целевых  программ предусматриваются:

     - решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;

     - согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;

     - комплексность и экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий;

     - согласованность решения федеральных и региональных задач;

     - достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.

     Президент РФ в целях обеспечения решения  особо важных общегосударственных  задач является инициатором федеральных  программ, называемых президентскими.

     Реализуются федеральные целевые программы, в частности, путем поставки продукции для государственных федеральных нужд, согласно Федерального закона от 13.12.1994 N 60-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О поставках продукции для федеральных государственных нужд.

Информация о работе Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности