Информационно-аналитическое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:41, реферат

Описание

Цель исследования – рассмотреть информационное обеспечение органов государственной власти.
Задачи исследования:
1. Изучить информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления.
2. Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
3. Определить особенности информационного обеспечения региональных и муниципальных органов власти.

Содержание

Введение………………………………………… …………………..
Глава 1. Научно-аналитическое и информационное обеспечение муниципального управления……………………………………………
1.1 Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления
1.2 Специфика информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления
Глава 2. Информационное обеспечение органов местного самоуправления
2.1 Информационное обеспечение региональных и муниципальных органов власти
2.2 Основные направления работ по формированию региональных и муниципальных систем обеспечения информационной безопасности
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реф..docx

— 58.63 Кб (Скачать документ)
  • формирование и проведение в регионе общей политики информатизации, максимально учитывающей интересы органов управления и привлекательной для всех участников разнообразных региональных программ и проектов, как потенциальных абонентов информационно-аналитической сети;
  • формулирование принципов и формирование общего для региона информационно-телекоммуникационного пространства с тенденцией к унификации технологий и требований при обеспечении интеграции государственных и иных информационных ресурсов;
  • создание и обеспечение системы информационной безопасности, регламентации доступа к информационным ресурсам;
  • разработка общих критериев соответствия, регламентов представления, форм, протоколов и иных формализованных требований к материалам, размещаемым в пространстве доступа информационно-аналитической системы;
  • администрирование, нормативное правовое обеспечение деятельности информационно-аналитической системы[1, c. 60].

     Система информационно-аналитического обеспечения  должна строиться на основе анализа  предметной области регионального  управления и выделения приоритетных программно-целевых установок. Для  подавляющего большинства регионов в настоящее время это следующий  перечень вопросов:

  • создание оптимальных условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов в регионе, улучшение основных экономических показателей, увеличение занятости населения;
  • привлечение в регион внешних инвестиций, поддержка наиболее значимых инновационных проектов;
  • планирование и увеличение налоговых поступлений, стабилизация финансово-бюджетной сферы региона, эффективное управление и контроль финансовых потоков;
  • развитие инфраструктуры и эффективное управление системами социального обеспечения, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальным хозяйством, транспортом и т.п.;
  • создание и поддержание стабильности общественно-политической ситуации в регионе;
  • охрана правопорядка и эффективная борьба с преступностью;
  • эффективное использование природных ресурсов, решение проблем экологии.

     Под решение этих постоянных задач необходимо строить и систему информационно-аналитического обеспечения органов государственной  власти и управления в регионах. При этом необходимо рассматривать  три возможных режима принятия решений:

  • решение управленческих задач стратегического характера, связанных, как правило, с перспективами развития региона, стабильностью и преемственностью власти;
  • решение управленческих задач оперативного, тактического характера, ориентированных на текущее организационное и финансово-ресурсное обеспечение выполнения планов и проектов;
  • решение чрезвычайных, экстремальных управленческих задач, связанных с необходимостью предотвращения и устранения последствий воздействия разрушительных природных или техногенных факторов, возникновением и неконтролируемым развитием острых социально-политических проблем и конфликтов.

     Каждый  из указанных режимов принятия решений  нуждается в информационно-аналитической  поддержке.

     Стратегический  уровень предполагает выявление  проблемных областей в различных  сферах жизнедеятельности региона, анализ и прогноз долгосрочных тенденций  его социально-экономического развития; анализ и прогноз общественно-политических тенденций и создание системы  уравновешивания различных проявлений политической активности. На данном уровне генерируются методы решения проблем, разрабатываются концептуальные подходы, оптимизируются модели и сценарии развития региона.

     На  оперативном уровне производится мониторинг и анализ текущего состояния элементов  социально-экономической и общественно-политической сфер региона, формируются планы  реализации концепций, моделей и  сценариев развития региона, осуществляется оперативный контроль и корректировка  выполнения планов и проектов.

     Чрезвычайное  управление предполагает одновременно прогнозирование и предотвращение экстремальных ситуаций, создание сценариев  их возникновения и развития, непрерывный  мониторинг характеристик и показателей  потенциально опасных природных, техногенных  социально-политических факторов и  обеспечение организационно-технических  вопросов осуществления управления в экстремальных условиях[2, c. 85].

     Система информационно-аналитического обеспечения  управления должна также учитывать  специфику данного региона –  отраслевую структуру производства, приоритетные направления развития экономики, наличие ресурсов, инфраструктуру обеспечения экономики и управления, демографические и миграционные особенности региона.

     На  территории региона осуществляют свою деятельность федеральные структуры. Органы регионального управления во взаимодействии с федеральными структурами, координируют информационно-аналитическую  деятельность, создают информационные ресурсы общего пользования, обеспечивают информационную безопасность, осуществляют информационный обмен. Информационные потребности федерального и регионального  уровня обычно находятся в различных  плоскостях, поэтому важной задачей  регионального управления является оптимизация информационных связей, усилий и затрат на обеспечение сбора, обработки и представления информации на федеральный уровень.

     1.2 Специфика информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.

 

     Специфика информационно-аналитической деятельности в органах власти и управления состоит в том, что она является элементом системы и процесса управления. Поэтому данная деятельность имеет преимущественно прикладной, а не теоретический характер, в  ней преобладают внутренние ограничения  системы по времени подготовки материалов, их полноте, достоверности, обоснованности, ответственности исполнителей. Соответственно, основное внимание уделяется не столько  глубине и оригинальности проработки проблем, сколько их оперативности  и эффективности. По сути это работа распределенных, постоянно возникающих  и распадающихся, в зависимости  от текущей задачи, экспертных коллективов[5, c. 34].

     Учитывая  широчайший спектр проблем и ограниченные ресурсы, невозможно содержать в  штате высокопрофессиональных специалистов по всем направлениям. Поэтому органам  управления очень важно иметь  под рукой перечень сторонних  экспертов в различных областях, возможности и ресурсы для  оперативного привлечения их к обсуждению возникших проблем, разовым консультациям. Такая постановка вопроса предполагает наличие в органах власти и  управления людей или структур в  круг обязанностей которых входит профессиональная формулировка задач, организация аналитических  исследований, подбор и координация  экспертов, реализация экспертных процедур и технологий, обобщение материалов, представление результатов лицам, принимающим решения.

     Практически все понимают, что в основе аналитической  и экспертной деятельности лежит  информация. Созданию информационно-аналитических  служб в регионах обычно сопутствует  разработка и реализация концепций, программ и проектов региональной информатизации. Этот этап “плановой информатизации”  полезен уже оттого, что информатизация осуществляется не как прихоть технических специалистов, а как потребность реальных потребителей, которые определяют и формируют информационные потоки, задают характер, частоту поступления, объемы информации, представляют, какая информация необходима для подготовки и принятия решений.

     Очень часто на региональный уровень реплицируется  деятельность федеральных структур. На высших уровнях государственной  власти также есть информационно-аналитические  подразделения, действующие с различной  степенью активности и очевидности  для регионального уровня. Их функции  и структуры постоянно видоизменяются, но тем не менее постепенно обретают стройность и устойчивость.

     Особенностью  их деятельности является тот факт, что в центральном аппарате высших органов государственной власти успешность и эффективность аналитической  деятельности напрямую зависит от регулярности постановки исследовательских задач  со стороны руководства. Если постоянная обратная связь между руководством и аналитиками отсутствует, то служба начинает работать по своему собственному плану, часто не отвечающему потребностям ситуации. По законам аппаратной жизни  подобные взаимоотношения с руководством через некоторое время приводят к существенному падению значимости информационно-аналитического подразделения  и возникает иллюзия отсутствия соответствующей потребности[1, c.134].

     На  самом деле, необходимо осознавать, что в различные периоды времени  текущая форма задач может  изменяться и государственная мудрость состоит, в том числе, и в способности  высших руководителей менять темп и  ставить не только чрезвычайные и  среднесрочные задачи, но и задачи стратегического прогноза и планирования. Полагаю, что с течением времени  так и произойдет, поскольку включение  информационно-аналитических подразделений  в структуру органов власти и  управления явление достаточно новое  для практики руководства, а значит то формы и методы их работы, место  и роль в подготовке решений определятся  постепенно.

     Существенное  развитие получили информационно-аналитические  услуги, предоставляемые в глобальной сети российскими информационными  фирмами. Доступ к большим объемам  газетной информации, материалам информационных агентств и специализированных информационных служб сочетается с предоставлением  консультационных услуг, возможностью подборок информации по заданным рубрикам. Эти услуги являются платными и пока весьма дорогостоящими, что определяет достаточно узкий круг клиентов данного  сегмента информационного рынка.

     Постепенное развитие и организационное оформление информационно-аналитической деятельности требует совершенствования структур, технологий, методологии и методик  ее проведения. У региональных органов  власти и управления нет возможности  заказывать академическим институтам долговременные и дорогостоящие  теоретические исследования. Обычно речь идет о привлечении отдельных  экспертов или небольших сложившихся  группах исследователей, способных  применить знания и технологии в  совместной работе с сотрудниками информационно-аналитических  подразделений. Одновременно существенно  повышаются требования к общей эрудированности, осведомленности, обучаемости, мобильности, разносторонности специалистов профильных и отраслевых служб и структур органов управления, которые по сути являются постоянно действующими экспертами на своих рабочих местах[7, c.74].

     Актуальным  становится четкое взаимодействие информационно-аналитических  структур всех уровней государственного управления. Все активнее устраняется  из практики регионального управления дублирование работ по сбору, обработке, хранению однотипной информации. К  решению информационных и экспертно-аналитических  задач подключатся региональные структуры федеральных ведомств. При этом на практике возникают достаточно непростые вопросы, связанные с  полномочиями, ответственностью, подчиняемостью, согласованностью действий, отчетностью, которые решаются регионами по разному. Характерным примером такой региональной структуры федерального ведомства являются информационно-аналитические центры ФАПСИ.

     Взаимодействие  осуществляется на уровне предоставления регионам доступа к информационным ресурсам федерального уровня, что  обеспечивается имеющейся в ФАПСИ  системой передачи данных, которая  позволяет рассылать сообщения  по электронной почте, осуществлять информационный обмен регионов друг с другом, иметь доступ к информационным фондам ФАПСИ и других ведомств. Наиболее активно используются системы  предоставления информационных бюллетеней, аналитических обзоров, телефонных справочников, социально-экономической  статистики, правовые базы данных.

     Вместе  с тем, необходимость повседневной работы, заставляет региональные информационно-аналитические  службы в ряде случаев существенно  опережать в развитии технологические  возможности предоставляемые и  прогнозируемые для предоставления ФАПСИ. Более того, достаточно часто  региональные органы управления вынуждены  оказывать техническую и организационную  поддержку РИАЦ ФАПСИ. Помимо прочего, данные факты указывают на слабую согласованность программ развития информационно-аналитических структур федерального ведомства в регионах[6, c.119].

     Очень часто в регионах словосочетание “информационно-аналитическая” по отношению  к некоторой информационной системе, как правило, просто следует из названия службы, которая ее сопровождает и  использует в своей работе. Набор  технологических возможностей при  этом обычно не выходит за рамки  групповой работы над документами, поиска в информационных и справочных базах данных.

     Расширение  функционального набора до возможностей проведения автоматизированных аналитических  исследований обычно связывают с  обеспечением математического моделирования  ситуаций. Пока накопленный опыт фундаментальных  научных и практических работ, как  отечественный, так и зарубежный слабо используется в органах государственного управления.

Информация о работе Информационно-аналитическое обеспечение