- по созданию
координационного совета по методологии
аналитической деятельности в органах
власти и управления;
- по периодическому
проведению совещаний и семинаров для
регионов с участием представителей аналитических
служб всех уровней и научно-исследовательских
организаций;
- по упорядочению
организационных форм взаимодействия
информационно-аналитических структур;
обобщению имеющегося опыта аналитической
деятельности;
- организации
системы обмена аналитическими и методическими
материалами; по централизованному обеспечению
информационно-аналитических служб соответствующими
информационными технологиями, необходимой
информацией, программно-техническими
и информационно-коммуникационными ресурсами,
в том числе обеспечению региональных
органов управления статистической информацией
на безвозмездной основе в рамках федеральной
статистической программы;
- созданию
геоинформационной системы для органов
государственной власти, интеграции картографической
информации из федеральных и региональных
источников информации;
- плановому
обучению и повышению квалификации специалистов.
Опыт
работы информационно-аналитических
структур на всех уровнях обозначил
целый комплекс проблем, без решения
которых дальнейшее развитие будет
затруднено.
К
числу первоочередных проблем можно
отнести:
- разделение
и фиксация ответственности информационных
источников за полноту, достоверность,
актуальность информационных ресурсов;
определение режимов, протоколов, форматов,
регламентов информационного обмена внутри
государственных структур всех уровней;
- установление
правового статуса, оценка, страхование,
продажа информационных продуктов на
основе информационных ресурсов, отнесенных
к государственным;
- разработка
и реализация общих принципов создания,
функционирования и координации ведомственных
информационных систем.
Для
повышения эффективности работы
аналитических и информационно-технологических
служб необходимы согласованные
решения как на межрегиональном,
так и на федеральном уровне. Остается
актуальной необходимость координации
дальнейшего развития и использования
региональных и федеральных информационно-коммуникационных
систем, составляющих сегодня элементы
единого информационно-аналитического
пространства органов государственного
управления. Все эти проблемы можно решить
только совместными усилиями федеральных
и региональных органов власти.
Глава 2.
Информационное обеспечение
органов местного самоуправления
2.1
Информационное обеспечение
региональных и муниципальных
органов власти
Управление
регионом сводится к решению нескольких
комплексов самостоятельных задач,
взаимосвязанных единством стратегических
целей: определение приоритетов
развития региона, разработка стратегии
социально-экономической эволюции,
формирование консолидированного бюджета
и контроль за его исполнением, управление
социальной сферой, содействие деятельности
и регулирование отношений хозяйствующих
субъектов региона, управление использованием
региональных ресурсов.
Основой
информационного обеспечения задач
управления являются первичные информационные
ресурсы, характеризующие регион или
муниципальное образование как
объект, обладающий природно-географическими,
социально-демографическими, экономическими,
инфраструктурными и иными характеристиками
и особенностями. На базе этих ресурсов
осуществляется обработка и агрегирование
данных по объектам, субъектам, функциям,
процессам и др. Готовится аналитическая,
прогнозная, справочная, другая агрегированная
информация, необходимая органам
власти как для оперативного мониторинга
социально-экономической ситуации
в регионе и стране, так и
для выработки стратегии управления[9,
c.128].
В
течение 3-5 лет в региональных и
муниципальных органах управления
субъектов РФ было создано большое
количество разнообразных информационных
ресурсов в виде массивов документов,
баз данных и информационных массивов
функциональных автоматизированных информационных
системах (АИС), эксплуатируемых в основном
на базе локальных вычислительных сетей.
Ведомственные подразделения региональных
органов управления и органы местного
самоуправления зачастую формируют информационные
ресурсы независимо друг от друга, действуя
либо в инициативном порядке, либо в рамках
федеральных программ ведомственного
характера[3, c.96].
Основные
направления развития информационных
ресурсов региональных органов управления
проиллюстрированы следующими примерами.
Создание
системы информационного обеспечения
руководителей администрации Ярославской
области осуществляется в строгом
соответствии с областным Законом
«Об информационном обеспечении
органов власти Ярославской области»
и постановлением губернатора «О
политике в сфере информатизации».
Формирование ИР осуществляется путем
интеграции разноаспектной управленческой
информации на каждом уровне. Сеть органов
государственной власти Ярославской
области возглавляют Управление
информатизации и технических средств
и Аналитический центр.
Аналитический
центр ведет системы информационного
анализа, важнейшими из которых являются:
- информационно-графическая
система анализа региональной инфраструктуры
«TERRA» - систематизированный свод данных
о земельных, водных, лесных ресурсах,
сырьевых источниках, промышленном и сельскохозяйственном
комплексе, объектах социальной сферы;
- информационная
система анализа экономической и финансовой
деятельности хозяйствующих субъектов
«FACT», которая содержит сведения о более
чем 300 крупнейших предприятиях и фирмах
области, определяющих экономическую
ситуацию в регионе;
- эталонная
база данных нормативных актов Ярославской
области – БД «АСТ»;
- информационно-поисковая
система «Ярославия», выполненная в технологии
гипертекста с элементами мультимедиа;
- система социологического
мониторинга в регионе.
По
заказам администраций в Туле,
Калуге и Серпухове созданы электронные
экологические базы данных, которые
используются административно-управленческими
структурами городов, госархитектурой,
санитарно-эпидемиологическими службами,
налоговыми инспекциями, службами охраны
окружающей среды, проектами и научно-исследовательскими
институтами региона.
В
Краснодаре совершенствование информационного
обеспечения связано с начавшейся
земельной реформой и приватизацией
объектов недвижимости, их систематизацией,
анализом и регистрацией. Руководство
города поставило задачу объединения
информационных ресурсов территории в
единый блок по недвижимости. В стадии
формирования и оптимизации находятся
ресурсы:
- департамента
информационных ресурсов мэрии, который
становится организационно-аналитическим
центром по информации мэрии;
- департамента
по муниципальным ресурсам, который ведет
реестр муниципальных объектов недвижимости
(зданий, сооружений);
- земельного
кадастра Городского комитета по земельным
ресурсам и землеустройству, который работает
в тесном сотрудничестве с органами архитектуры
и градостроительства и федеральным земельным
органом;
- бюро технической
информатизации города, которое имеет
огромные объемы информации по объектам
недвижимости, в основном индивидуальной
застройки.
В
Воронежской области под руководством
Комитета по информационным ресурсам
и коммуникациям при администрации
региона начал выпускаться сборник
«Информационные ресурсы Воронежской
области», в котором собраны ресурсы,
продукты, услуги, технологии и органов
власти, организаций, предприятий и
фирм, расположенных на ее территории.
В
регионах России создаются кадастры
и базы данных о природных ресурсах
и экологии. В части использования
региональными органами власти и
управления внешней (нерегиональной) информации
большую роль играют различные информационные
службы, как государственные, так
и коммерческие, а также ИР межрегиональных
телекоммуникационных сетей, предлагающих
на территории региона комплексы
своих услуг и продукции.
Важным
направлением для совершенствования
информационного обеспечения территориальных
органов власти и управления является
внутритерриториальная интеграция
и оптимизация ИР региона независимо
от формы собственности этих ресурсов
и статуса владельцев, так как
только в этом случае обеспечиваются
комплексность, оперативность, полнота
и актуальность информации, необходимой
для жизнедеятельности региона
и его органов власти и управления
в первую очередь.
2.2
Основные направления
работ по формированию
региональных и муниципальных
систем обеспечения
информационной безопасности
Эффективность
функционирования региональных социально-экономических
комплексов и систем управления напрямую
зависит от состояния информационной
безопасности региона, под которой
обычно понимается состояние защищенности
информационной среды общества, обеспечивающее
ее формирование и развитие в интересах
граждан, организаций и государства.
Обеспечение информационной безопасности
связано с защитой прав личности,
общества, государства на поиск, получение
и распространение достоверной
информации любым законным способом,
на неприкосновенность частной жизни,
личную, семейную и государственную
тайну, на сохранение и приумножение
культурных и духовно-нравственных
ценностей, исторических традиций и
норм общественной жизни[3, c.102].
Решение
столь сложных задач немыслимо
без участия в системе обеспечения
информационной безопасности России ее
региональных и муниципальных образований.
К
основным направлениям деятельности по
обеспечению информационной безопасности
региона, сформулированным на основе анализа
содержания Концепции информационной
безопасности Российской Федерации, а
также Концепции обеспечения
безопасности и устойчивого развития
Воронежской области, на наш взгляд,
относятся:
- формирование,
наращивание и рациональное управление
государственными и муниципальными информационными
ресурсами;
- выявление
угроз информационной безопасности и
их источников;
- обеспечение
информационных прав личности, общества,
органов государственной власти и местного
самоуправления, их защита от негативных
информационных воздействий, т. е. организация
информационного обмена с внешней средой,
не наносящего ущерб безопасности субъектам
региона и субъектам внешней (по отношению
к региону) среды;
- защита информации,
отнесенной в законном порядке к категории
ограниченного доступа (составляющей
тайну), от угроз ее утечки к недружественным
субъектам, в том числе в результате незаконного
ведения технической разведки и несанкционированного
доступа к информации;
- защита информации
(независимо от категории доступа к ней
и формы представления) от угроз нежелательных,
несанкционированных и непреднамеренных
воздействий.
Указанные
направления должны реализоваться
конкретными видами деятельности, выполняемыми
различными органами государственной
власти и местного самоуправления,
предприятиями, учреждениями и организациями
в соответствии с их компетенцией.
Взаимосвязь
направлений деятельности по обеспечению
информационной безопасности и сложности
возникающих проблем, требует скоординированных
действий в этой сфере. Такая координация
не может быть выполнена только органами
федеральной исполнительной власти.
Более целесообразно иметь систему
координации деятельности в области
обеспечения информационной безопасности,
распределенную по уровням федерального,
регионального и местного управления,
отражающую структуру научно-технических
и социально-экономических проблем
в области информационной безопасности[4,
c.16]. К основным координируемым проблемам
на региональном и муниципальном уровне
предлагается отнести:
1.
Прогнозирование угроз информационной
безопасности и последствий их
реализации в регионе. Разработку
моделей таких угроз применительно
к различным направлениям обеспечения
информационной безопасности для
использования потребителями независимо
от их ведомственной принадлежности.