Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 20:17, реферат
Поиск новых идей — это только начало пути предпринимателя — инноватора. Здесь требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расстановку сил, действующих в сложившейся обстановке. Отсутствие финансовых средств на разработку инновационных продуктов является одним из наиболее серьезных препятствий для малых предприятий, стремящихся работать в инновационной сфере, поскольку главным вопросом предпринимателя во все времена был и остается вопрос финансирования. И эта проблема на сегодня решается с большим трудом. Поэтому, приступая к реализации нового проекта, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».
Введение 3
1. Понятие и сущность инноваций. 4
1.1. Виды инноваций. 4
1.2. Функции инноваций. 6
1.3. Понятие жизненного цикла инновации. 9
2. Развитие инновационной деятельности. 13
2.1. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок. 13
2.2. Разработка инновационной стратегии бизнеса. 16
3. Финансирование инноваций. 19
3.1. Источники и формы финансирования инноваций. 19
3.2. Инновационная деятельность как объект инвестирования. 23
3.3. Возможности привлечения донорского финансирования
инновационных проектов. 24
4. Инновационная политика. 28
4.1. Содержание и направление инновационной политики РФ. 28
4.2. Инновационная политика хозяйствующего субъекта. 31
Заключение 34
Список использованной литературы 35
2. Фонды в основном финансируют проекты строго определенной тематики либо, по крайней мере, ограничивают типы мероприятий, которые они готовы финансировать.
3. Как правило, спонсоры ограничивают и тип получателя гранта, как-то, например: индивидуальный исследователь, студент, неправительственная экологическая организация и т.д.
4. Некоторые крупные грантодатели, имеющие представительства в России (фонды Сороса, Евразия и др.), как правило, принимают заявки, написанные по-русски. Другие грантодатели (например, фонд Ноу-Хау, ТАСИС и др.), могут потребовать заявки на русском и английском. Будьте готовы также вести переписку на иностранном языке.
Подобная общего плана информация обычно содержится в любом описании деятельности фонда и является доступной. Ее может быть недостаточно для того, чтобы определить, точно ли подходит тот или иной фонд, но ее вполне хватит, чтобы выделить те из них, где проект не пройдет.
Каждая донорская организация обычно указывает наиболее приемлемую к себе форму обращения. Некоторые фонды требуют представления полной заявки, другие предпочитают встретиться или побеседовать по телефону с потенциальными заявителями. Но большинство доноров, как правило, предлагает прислать запрос с кратким изложением проекта и описанием заявителя.
Каждый фонд работает по своим правилам и предоставляет финансирование после рассмотрения конкурсной комиссией заявок определенного образца. При этом некоторые фонды рассматривают только те заявки, которые пришли к ним после их приглашения, т.е. заявитель посылает краткий запрос в фонд с предложением рассмотреть полный текст заявки, краткое изложение которой приводится тут же. Если комиссия фонда на основании краткого запроса решает рассмотреть подробную заявку, то она присылает приглашение, которое, тем не менее, нельзя рассматривать как гарантию положительного решения. Другие фонды объявляют публично о своих целях и задачах и организуют приём заявок без предварительных рассмотрений. В этом случае, как правило, устанавливается определенная форма представления заявок, облегчающая сопоставление заявок между собой и ограничивающая каждую заявку определенным набором сведений о проекте.
В практике предпринималось множество попыток создания унифицированных форм заявок. Все они позволяют собрать большую часть информации, требуемой для подачи заявок в большинство фондов. Но следует отметить, что все унифицированные или типичные формы заявок касаются заявок на финансирование общественной деятельности. Заявки же на финансирование научной деятельности, как правило, более специфичны. Такие формы заявок — специальные формы заявок – приведены в тексте информации о соответствующих фондах.
Надо иметь в виду, что информация о текущих конкурсах быстро устаревает, поэтому перед тем, как начать подготовку к подаче заявки рекомендуется установить прямой контакт с фондом, узнать об изменениях их требований и процедуры подачи заявок.
В случае если донор заинтересуется Вашим проектом, он уведомит Вас об этом и запросит прислать окончательную заявку.
Окончательная заявка должна быть оформлена согласно требованиям спонсора.
Обычно она включает такие пункты:
· Постановка проблемы. Описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта и как поставленная проблема соотносится с целями организации-заявителя.
· Цели – общие, глобальные изменения, которые должны произойти в результате реализации проекта.
· Задачи – отражают конечный результат, который будет достигнут в ходе выполнения проекта. Поскольку любая задача поддается измерению, лучше привести конкретные цифры, например: «будет обучено 2000 медсестер из двух больниц».
· Мероприятия, которые будут проведены для решения задач и достижения целей проекта. Рекомендуется приложить календарный план мероприятий.
· Бюджет общий и детальный. Указывается, сколько средств имеется и сколько требуется от спонсора. Поясняется, каким образом производились подсчеты ожидаемых расходов.
Часто спонсоры требуют гарантий от уже зарекомендовавших себя организаций. Такие организации могут выступать в качестве поддерживающей стороны и вносить часть общей суммы стоимости проекта. В этом случае указывается долевое участие поддерживающей организации. Еще раз отметим, что наилучший план дальнейшего финансирования – самофинансирование, в крайнем случае – поддержка государственных и иных организаций. Кроме этого окончательная заявка должна содержать титульный лист, краткую аннотацию, введение, привлекаемые ресурсы, оценку и отчетность, приложения (детальный бюджет, детальный план реализации, служебные биографии руководителя, специалистов проекта и другие поясняющие документы).
4. Инновационная политика.
Инновационная политика государства представляет собой совокупность методов воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.
В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.
Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране несколько упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.
Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.
Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.
Инновационная политика
государства разрабатывается в
Известно, что главной проблемой в настоящее время в российской экономике является то, что значительный физический и моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке. Отсюда и появляется необходимость в разработке и реализации инновационной политики государства, главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), которая представляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции и технологий.
Цели и направления инновационной
политики государства определяются, прежде
всего, характерной особенностью той или
иной отрасли, ее производственно-
Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность.
Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.
Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок.
Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.
Для реализации инновационной политики правительством разработаны конкретные методы, целью которых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.
Основные механизмы реализации государственной политики в области развития инновационной системы:
1) формирование
целостной системы
установление порядка закрепления и передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности гражданского и двойного назначения, созданные за счет средств федерального бюджета, с целью их введения в хозяйственный оборот;
совершенствование законодательной базы для развития венчурного предпринимательства;
2) переход к
программно-целевому принципу
3) увеличение
доли внебюджетных ресурсов по
мере выполнения этапов
создание институтов финансирования малых высокотехнологичных предприятий на начальном этапе создания ими инновационной продукции;
содействие формированию системы региональных и отраслевых венчурных фондов;
4) развитие внутреннего
рынка инновационной продукции;
5) привлечение организаций малого и среднего предпринимательства к участию в целевых программах и инновационных проектах;
6) формирование
у предпринимателей мотивации
к развитию инновационной
расширения финансируемых государством программ фундаментальных и поисковых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
участия государства в развитии инфраструктуры инновационной системы;