Инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 20:17, реферат

Описание

Поиск новых идей — это только начало пути предпринимателя — инноватора. Здесь требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расстановку сил, действующих в сложившейся обстановке. Отсутствие финансовых средств на разработку инновационных продуктов является одним из наиболее серьезных препятствий для малых предприятий, стремящихся работать в инновационной сфере, поскольку главным вопросом предпринимателя во все времена был и остается вопрос финансирования. И эта проблема на сегодня решается с большим трудом. Поэтому, приступая к реализации нового проекта, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность инноваций. 4
1.1. Виды инноваций. 4
1.2. Функции инноваций. 6
1.3. Понятие жизненного цикла инновации. 9
2. Развитие инновационной деятельности. 13
2.1. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок. 13
2.2. Разработка инновационной стратегии бизнеса. 16
3. Финансирование инноваций. 19
3.1. Источники и формы финансирования инноваций. 19
3.2. Инновационная деятельность как объект инвестирования. 23
3.3. Возможности привлечения донорского финансирования
инновационных проектов. 24
4. Инновационная политика. 28
4.1. Содержание и направление инновационной политики РФ. 28
4.2. Инновационная политика хозяйствующего субъекта. 31
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Инновационная деятельность.doc

— 235.00 Кб (Скачать документ)

7) формирование  экономических показателей в  сфере инновационной деятельности  для оценки уровня и динамики  коммерциализации научно-технических разработок;        

8) разработка  критериев выбора приоритетов  государственной политики в области  развития инновационной системы  и выявления на стадии проведения  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ потенциальных возможностей для производства конкурентоспособной инновационной продукции.

Весомое значение наряду с крупными фирмами, консорциумами и объединениями имеют малые организации. В развитых странах они обеспечивают примерно половину всех нововведений. По данным Национального научного фонда США, количество нововведений в малых фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в средних и крупных фирмах. Кроме того, малые фирмы почти на треть опережают крупные в скорости освоения новшеств.

Поэтому наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях появилась необходимость создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм. Кроме того, учитывая сокращение научно-исследовательских организаций, правительство считает необходимым создание фонда имущества инноваций для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях.

Таким образом, инновационная  политика государства учитывает  возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, как крупных, так и малых, что способствует переустройству и подъему экономики России.

4.2. Инновационная  политика хозяйствующего субъекта.

Инновационная политика хозяйствующего субъекта (предприятия) представляет собой совокупность направлений  и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых видов продукта и технологий.

Целью инновационной  политики предприятия является разработка непосредственно инновационного проекта, в котором необходимо обосновать его экономическую целесообразность.

Разработка инновационной  политики предприятия представляет собой достаточно сложный процесс, который включает в себя три основных аспекта:

1. Выбор направления  инновационной политики. На данном этапе основная задача состоит в том, чтобы проанализировать варианты возможной будущей обстановки на рынке и спрогнозировать возможные цели в будущем. Здесь сложность заключается в том, что в большей степени придется опираться на собственную интуицию, основанную на жизненном опыте. После этого необходимо сформировать идеи в альтернативные цели.

2. Стратегическое планирование  инноваций. На этом этапе необходимо разработать варианты альтернативных путей и средств достижения выбранных на предыдущем этапе целей. Затем путем сравнения и оценки вырабатывается окончательная стратегия. Эта стратегия должна описывать общее направление поиска и развития нововведения, способы достижения цели инновации, а также ее технико-экономическое обоснование. Таким образом, конечным результатом стратегического планирования является создание непосредственно инновационного проекта.

3. Оперативное планирование  инновации. Здесь инновационный  проект разбивается на отдельные этапы. В составе полученных этапов необходимо запланировать отдельные мероприятия, целью которых является реализация разработанной стратегии. Каждое мероприятие определяет сроки начала и окончания конкретной работы, количество исполнителей, необходимый объем ресурсов и т.д. Таким образом, в результате оперативного планирования вырабатывается подробный последовательный план действий по осуществлению инновации.

Существует несколько  методов выбора направления инновационной  политики:

1. Метод написания  сценариев. Данный метод заключается  в подготовке детального плана осуществления инновации. Собственно говоря, сценарий — это логическая и правдоподобная возможная ситуация в инновациях в будущем, а сама цель написания сценария состоит в освещении этой самой ситуации. Для начала необходимо подобрать коллектив для составления сценария будущего развития процессов и выявления их возможных последствий. Далее нужно сформировать специальные вопросы, которые помогут определить и проанализировать будущую ситуацию, и свести их в таблицу для наглядного представления полученных ситуаций. Либо можно создать сценарий в процессе игры с правилами, имитирующими реальную ситуацию, и записать ходы различных игроков. Полученный анализ будущей ситуации позволит определить и сформулировать цели и разработать инновационную политику для их достижения. Достоинством данного метода является то, что специалист, занимающийся разработкой инновационной политики, изучает возможную будущую ситуацию на рынке и выявляет те детали и процессы, которые в ином случае легко мог бы упустить.

2. Метод игр. Игра  представляет собой особый вид  моделирования ситуации с любым числом участников, каждый из которых играет некую роль, отведенную ему сценарием, и подчиняется набору определенных правил. Для принятия инновационных решений используются стратегические игры, в т.ч. деловые. Стратегические игры — это конфликтные игры, в которых конфликтная ситуация возникает при столкновении интересов двух и более участников экономической системы. Здесь система поведения — стратегия — участников игры в той или иной конфликтной ситуации, а также эффективность принимаемых ими решений зависит от образа действия других участников. Деловые игры являются разновидностью стратегических. Они подразумевают имитацию группой лиц хозяйственной деятельности. Деловая игра проводится в несколько этапов, после каждого из которых первоначальная ситуация под воздействием принятых решений претерпевает изменения. В процессе игры прорабатываются различные ситуации, а затем на основе полученных результатов определяется программа дальнейших действий, т.е. разрабатывается инновационная политика.

3. Метод Дельфи. Представляет  собой метод прогноза возможных  будущих событий, при котором  проводится индивидуальный опрос  экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения. В данном случае нужно обеспечить экспертов необходимой информацией и исключить непосредственное общение между членами группы, что исключает действие психологических факторов: нежелание публично высказываться, личные антипатии, внимание к мнениям определенных лиц и т.д. Опрос экспертов производится с помощью опросных листов в несколько туров, результаты анкетирования обрабатываются и доводятся до сведения экспертов, что позволяет им учесть обстоятельства, которыми они ранее пренебрегали. При проведении каждого последующего тура участникам опроса предлагают дополнительные вопросы, а также просят пересмотреть свои первоначальные оценки. В итоге это приводит к сужению диапазона оценок. Далее составляется сценарий, который описывает общее мнение экспертов о предыстории проблемы, ее текущем состоянии и прогнозах на перспективу. Результат сценария — формулировка основной цели, которая служит основанием для составления так называемого «дерева целей». Построение «дерева целей» не только обеспечивает увязку и согласование целей плана в качественном отношении, но и дает возможность провести некоторую количественную оценку их важности.

 

Заключение.

В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

Основные трудности  в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране несколько упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

В настоящее время  в России для развития сектора  инноваций разработана Инновационная  политика. Целью государственной  политики в области развития инновационной  системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства. Данная программа разработана до 2010 года и благодаря ей уровень и динамика коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, снижения рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности экономики страны должны стать решающим фактором улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

    1. Васильева Л.Н. Методы управления инновационной деятельностью. – М.: Кнорус, 2005.

    1. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М.: Внешторгиздат, 2001.

    1. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). – М.: Финпресс, 1999.

    1. Кобышев А.Н. Продукты инновационной деятельности. – М.: 2003.

    1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утверждены Правительством Российской Федерации 05.08.2005 N 2473п-П7

    1. www.dist-cons.ru

    1. www.sci-innov.ru

    1. www.invur.ru

 

 

 


Информация о работе Инновационная деятельность