Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:14, научная работа
Предпринимательство как сложное и многообразное со¬циально-экономическое явление прошло исторически длительный этап своего становления. Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути “из варяг в греки”. Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.
Другим фактором, радикально меняющим и общий облик мира, и прежде всего экономическую среду, является научно-техническая революция (НТР).
Сдвиги в технике и методах
производства издавна присущи экономической
истории человечества. Но в современных
условиях они резко ускоряются и
вносят качественные изменения в
экономику Запада. В настоящее
время совершается переход от
общества промышленного, возникшего в
результате переворотов XVIII -XIX века, к
новому типу общества - информационному.
В итоге качественно меняются
соотношения между
В качестве примера новых явлений, вызванных к жизни НТР, приводящих к серьезным модификациям социально-экономического фундамента современного западного общества, можно привести интенсивный отток работников из отраслей материального производства в сферу услуг. Так, в Великобритании, Франции, Швеции, Нидерландах доля работников сектора услуг в общей численности самодеятельного населения уже в конце 80-х годов превосходила 60%, в США -72%. Тенденция перехода в сферу обслуживания сохранения и в 90-е годы и , очевидно , будет продолжаться и в дальнейшем. Ожидается, например, что в США к 2000 году доля занятых в промышленном секторе экономики сократиться до 11%, а к 2030 году -до 3% . Во Франции в 2000 г. на долю сферы услуг в общей численности самодеятельного населения будет приходиться примерно 73% работников.
Необходимо подчеркнуть еще
один факт, связанный с НТР. Речь
идет о том, что НТР усиливает
роль предприятий, порождает изменения
в их структуре, делает необходимым
появление нового типа предпринимателя,
понимающего современные
Под влиянием глобализации, происходящей
в мире, сдвигов, порождаемых НТР,
растет социализация западного общества.
Часть стоимости, производимой в
хозяйстве, перераспределяется посредством
различных механизмов на нужды общества
в целом или отдельных
Эта тенденция четко прослеживается на уровне предприятий. Предприятию в наши дни уже недостаточно иметь только четко выработанную финансовую , инвестиционную и технологическую политику. В современных условиях каждое предприятие не может существовать, успешно функционировать без социальной политики. Опыт свидетельствует, что отсутствие социальной политики всегда очень дорого стоит для предприятия.
В условиях НТР открываются большие
возможности для новых деловых
начинаний и одновременно обостряется
конкурентная борьба, глубоко трансформируется
культурная Среда в связи с
повышением уровня образования и
подготовки кадров, появлением новых
профессий, качественной эволюцией
ценностей в современном
Для нас весьма важно ознакомится с основными изменениями, которые происходят в западном предпринимательском движении под влиянием выше перечисленных факторов. Рассмотрим эти изменения.
1. Главным из многих изменений
является своеобразный бум
В качестве примера могут служить такие страны, как США, Франция, Италия, ФРГ и некоторые другие.
В США из 18 млн. зарегистрированных предприятий всех типов (за исключением сельскохозяйственных) более 13 млн. возникли в последние десятилетия. В течение последнего десятилетия в США ежегодно возникало по 600 тыс. новых фирм, из которых примерно 2/3 реально начинали осуществлять дельные операции.
Во Франции в 1952 году количество предприятий, действующих в промышленности, строительстве и общественных работах, составляло 554,4 тыс., а через 20 лет оно возросло до 1461,1 тыс. Особенно высокие темпы создания новых предприятий имели место в 80-е годы.
Примерно такую же динамику можно было наблюдать в последние годы и в Италии, Англии, ФРГ и в других странах. Важным показателем роста предпринимательского движения является увеличение количества миллионеров. Например, в США в 90-е годы насчитывалось более 2 млн. миллионеров.
2. 70-90-е годы стали периодом
быстрого роста и усиления
мощи крупных промышленных
В 80-е годы ТНК продолжали расширять область деятельности, охватывая все новые отрасли мировой экономики - банковские и страховые операции, другие секторы кредитной системы, туризм, сферу услуг.
Крупные ТНК появились не только на Западе и Японии, но и в таких странах, как Канада, Австралия, в Республике Корея и в других " новых индустриальных странах". Все эти страны усиленно создают сеть своих филиалов по всему миру (в том числе и в России).
3. В начале 80-х годов получает
развитие новая
4. Мелкие и средние предприятия,
которые в прошлом часто в
угоду идеологизированной
Большинство мелких и средних предприятий во всех странах Запада являются единоличными владениями. Они принадлежат отдельным индивидуальным предпринимателям или их семьям.
В США из упоминавшихся 18 млн. предприятий
99% относится к категории малого
бизнеса. К нему, по американской статистике,
принадлежат фирмы с
Надо подчеркнуть, что критерии мелких и средних предприятий, используемые в различных странах, отличаются друг от друга. В Англии, например, мелкими считаются предприятия, имеющие менее 200 занятых, а в строительстве - не более 25 занятых.
Важнейшим показателем значения мелкого
и среднего семейного предпринимательства
является его роль в народном хозяйстве.
Так, на долю малого бизнеса приходится
около 40% ВНП США. В ФРГ, где действует
2,1 млн. мелких и средних фирм, на
них производится 2/3 ВВП, в них
работают 2/3 всех занятых в хозяйстве
страны. Во Франции, по официальным
данным на 1 января 1987г., на мелких и
средних предприятиях работали 52,4%
всех защитных в промышленности, 81,4
занятых в строительстве и
сельском хозяйстве, 78,2 % - в торговле,
28,6 % - на транспорте , 13,7 % - в сфере
финансовых услуг. Всего на мелких и
средних французских
Естественно, возникает вопрос: почему, несмотря на рост гигантов транснационального бизнеса, сохраняется столь большое значение мелкого и среднего предпринимательства?
Причем "секретов", разумеется несколько. Специалисты считают, что наиболее важное значение имеет "созидательная концепция", лежащая в основе семейного дела и вообще мелкого бизнеса. Мелкие предприятия становятся "долгожителями", но мнению специалистов, в том случае, если они обеспечивают высокое качество своей продукции.
Другой "Секрет" состоит в "уважении к людям", идет ли речь о персонале самого предприятия или о потребителях его продукции. Залог успеха, считают предприниматели, - в постоянном "диалоге" с людьми, в изучении потребностей, в стремлении максимально удовлетворить их.
Большое значение имеет широкое развитие специализации. Именно благодаря специализации мелкий бизнес находит на рынке свою "нишу".
Необходимо подчеркнуть, что мелкий бизнес во всех странах в значительной мере ослабляет остроту проблемы безработицы. И в этом состоит важный элемент опыта Запада, который необходимо использовать.
Например, только в США за последние 10 лет (80-е начала 90-х годов) фирмы с численностью персонала менее 20 человек создали 60 % новых рабочих мест, главным образом в сфере услуг; за этот период малые фирмы предоставили работу 25 млн. человек, в то время как крупные корпорации сократили число занятых почти на 3 млн. человек.
Непременным условием специализации является техническая модернизация мелких предприятий.
Мелкий бизнес выступает в роли пионера в разработке новой технологии - "технологии информации"
Опыт Запада свидетельствует, что мелкий бизнес оказался весьма эффективной формой управления экономикой, а также проверки жизнеспособности любых нововведений. Высокая гибкость, быстрота реакции на изменение рыночных условий, отсутствие жесткой регламентации научного поиска и производственной работы, широкие возможности для личной инициативы и разумного риска - таков, по заключению специалистов, далеко не полный перечень слагаемых успеха малых фирм.
Можно сказать, что мелкий предприниматель является своего рода символом всего предпринимательства, приобретшего на Западе решающее значение во всех сферах социально-экономической жизни. На Западе хорошо понимают дальнейшее развитие общества во многом зависит от подготовки кадров мелких и средних предпринимателей. Этому в последние годы уделяется огромное внимание. Созданы и функционируют сотни школ и специальных центров подготовки кадров предпринимателей. Издается обширная учебная и научная литература.
Рассмотрим правовую структуру и конкретные виды предприятий в западных странах.
Предпринимательское право Запада различает прежде всего две фундаментальные группы предприятий - единоличные и партнерские. Каждая из них имеет различные конкретные правовые формы. Так, единоличные предприятия часто существуют в виде так называемых "простых обществ". По сути дела , это уже переходные формы к типу партнерских предприятий. Партнерские предприятия подразделяются обычно на две основные подгруппы: объединения лиц (товарищества) и объединения капиталов (компании), В отдельную группу обычно выделяют кооперативные предприятия, которые в ряде Западных стран получили широкое распространение.
Итак, с точки зрения правовой структуры предприятий на Западе различают: единоличные ("простые общества"), партнерские (товарищества и компании) и кооперативные.
Теперь о конкретных видах предприятий. Первичной фирмой любого хозяйствования на Западе считаются единоличные предприятия. На их долю приходится большинство действующих предприятий. Например, в начале 90-х годов в США из примерно 18 млн. зарегистрированных предприятий ( без сельскохозяйственных) 10 млн. были единоличными владениями и 4,5 млн. - партнерскими фирмами и корпорациями, использующими наемный труд.
Чистый тип товариществ (объединений
лиц) имеет разнообразные правовые
формы. В современной Западной Европе
(как и в дореволюционной
Члены открытых торговых и полных
товариществ несут солидарную, неограниченную,
личную ответственность, т.е. они отвечают
всей своей личной собственностью за
долги товарищества. Даже если лица
вступают в уже существующее общество,
они обязательно несут
Иной принцип ответственности в коммандитных товариществах. В них принцип ответственности раздела между двумя группами членов. Часть из них, как и в открытом торговом товариществе, несет ответственность за долги общества всем своим состоянием. А другая часть отвечает лишь в пределах своего вклада (как правило, речь идет о вкладе в уставной капитал).
В XX веке некоторые коммандитные товарищества
стали превращаться в акционерные
компании. Это было связано с общим
рядом новых форм организации
предпринимательской
Среди таких новых форм для стран Западной Европы в XX веке, и особенно в последние десятилетия, наиболее характерны две формы: общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.
Выше отмечалось, что предпринимательское право во всех западных странах в отдельную группу выделяет кооперативные предприятия. При этом под кооперативом обычно понимается общество, деятельность которого направлена в принципе не на получение дохода, а на оказание помощи и содействия членам общества.
На практике многие западные кооперативы сегодня превратились в крупные высокодоходные предприятия, играющие важную роль в ряде сфер народного хозяйства.