История предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:14, научная работа

Описание

Предпринимательство как сложное и многообразное со¬циально-экономическое явление прошло исторически длительный этап своего становления. Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути “из варяг в греки”. Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 48.56 Кб (Скачать документ)

Рассмотренное разнообразие правовых и организационных форм предприятий  свидетельствует о плюрализме западного  предпринимательства. В то же время  такой плюрализм включает в себя и плюрализм форм собственности.

Рассмотрены, реально существуют три  формы собственности: частичная, коллективная (групповая, в том числе и кооперативная) и государственная. Главной, ведущей  формой выступает частная собственность. Об этом свидетельствует та большая  роль, которую играет единоличные  предприятия - это, можно сказать, классическая форма частной собственности. К  сфере частной собственности  должны быть отнесены также многие объединения лиц и некоторые  компании, в частности общества с  ограниченной ответственностью.

Что касается акционерных компаний, то значительные их количества следует  отнести к сфере коллективной, групповой собственности. К ней  относятся и большинство кооперативов, а также ряд предприятий, принадлежащих  муниципалитетам.

Государственная собственность издавна  играла важную роль в значительной жизни Запада. Правда, в этой области  в последнее время происходят немалые изменения, связанные с  осуществлением приватизации западной экономики - снижается доля государственного сектора.

В то же время значение государства  как средства, создающего благоприятные  условия для бизнеса, не только не уменьшилось, но даже возрастает. Государство  на Западе выступает в роли инвестора, организатора научных исследований, координатора всей экономической активности.

В заключении остановимся на характеристике некоторых особенностей западного  предпринимателя, учет которых имеет  большое значение при оформлении нового российского предпринимательства.

В условиях обостряющейся конкуренции  возрастающее значение для предпринимателей как организаторов и руководителей  производства приобретает управление "человеческими реформами". Предпринимателями  Запада разрабатывается " новая глобальная стратегия", цель которой - повысить материальную и моральную заинтересованность работника, привлечь его в более  активному участию в управлении производством, повысить содержательность труда и степень удовлетворенности  его итогами. В этой области всемирную  известность получил опыт Японских предпринимателей.

Центральное место в деятельности многих японских компаний в последние  годы принадлежит специфической  форме организации труда персонала, получившей название "кружки контроля качества". Первые такие кружки были созданы в конце 1962г. на предприятиях крупных машиностроительных компаний. Кружок- это группа занятий, обычно по 8-10 человек, функционирующая непосредственно  на рабочем месте. Основными задачами кружка являются поиск, изучение и решение  практических задач, а также постоянное обучение всех его членов. При создании кружка обязательно должен соблюдаться  принцип полной добровольности.

Работа в кружках, работа совместно  со специалистами и управляющими принимают участие в решении  производственных проблем, осуществляя  на практике менеджмент, основанный на участии. Кружки качества пропагандируются как реальное воплощение широко распространенного  в современной Японии лозунга: "каждый занятый - управляющий".

Можно с уверенностью утверждать, что быстрое усиление позиций  Японии на мировом ранке за последние  два десятилетия в значительной степени достигнуто за счет активного  использования кружков качества, позволивших ускорить процесс развития производства, разработка и практическое освоение новейших прогрессивных технологий, роста производительности труда, повышения  качества выпускаемой продукции. Усилилась  моральная и материальная заинтересованность участников производства в результатах  своей деятельности.

Политика управления предпринимателей " человеческими ресурсами" приобрела  весьма своеобразные формы в Финляндии. Патронат страны выдвинул лозунг " антропоцентрической  рыночной экономики", т.е. рыночного  хозяйства, в центре которого стоит  человек. Представители финского патроната  считают главным сегодня добиться " освоения человеческого фактора", так как предпринимательская  деятельность в современных условиях базируется в значительно большей  степени на капитале, содержащемся в человеческом мозге, чем на традиционном капитале. Поэтому трудящимся рекомендуется  максимально участвовать в деятельности форм, выдвигать новые идеи, а  руководству фирм - организовать стимулирование с вознаграждением, поддерживать духовный рост и отношения "человек-человек" вместо отношений "человек-машина".

Другим популярным направлением сегодняшней  предпринимательской деятельности Запада является маркетинг.

Одна из аксиом подлинного предпринимательского хозяйствования на Западе - "интересы клиента превыше всего". Ориентация на потребителя, однако, не возникает  сама по себе даже в условиях рынка. Она становится реально действующим  принципом только на базе продуманной  деловой стратегии, соответствующих  организационно-управленческих концепций  и методов. Их совокупность и есть маркетинг, который сегодня является одной из ключевых проблем западного  предпринимательства. Удовлетворение ожиданий потребителей есть путь к  успеху. В противном случае предприятие  неминуемо потерпит крах.

В условиях рыночной экономики выживает только производитель, способный продлить то, что нужно потребителю. Поэтому  основой маркетинга являются изучение потребностей людей, их эволюции, закономерностей  формирования, а также способов удовлетворения нового опроса разработка конкретных программ производственно-коммерческой деятельности.

Бесспорно, что в отношениях предпринимателей и потребителей огромную роль играют чисто экономические соображения. Но наряду с подобными соображениями  на Западе немалое значение имеют  этические факторы.

Основой этики бизнеса являются честность и порядочность в деловых  общениях. Утверждению этих принципов  способствует государство. В США, например, был принят целый ряд законов  и других актов, регулирующих отношения  предпринимателей и граждан.

Ведущую роль в разработке и осуществлении  этических норм играют сами предприятия  и их объединения.

Многие формы разрабатывают  собственные этические кодексы. Разработаны и действуют своего рода "усковые", или отраслевые, кодексы, в соответствии с которыми, фирмы той или иной отрасли  следуют одинаковым этическим критериям.

Вместе с тем не надо забывать и о недостатках присущих западному  бизнесу.

За последние 10-20 лет происходит рост коррупции, причем не только в  сфере государственной, но и в  мире частного бизнеса. Во всех странах  Запада ведется широкая борьба против коррупции, в которой активно  участвуют и предприниматели, и  их организации.

Характеризуя историю российского  предпринимательства, было обращено внимание на такую его черту, как широкое  участие в разнообразной благотворительной  деятельности, ставшей традицией  российских предпринимателей.

Эта традиция присуща и предпринимателям Запада. Во Франции, например, существует общенациональная Ассоциация развития меценатства промышленников и коммерсантов. В 1985 году ее расходы на поддержку  культуры превысили 350 млн. франков.

Очень развито меценатство и  в США. В 1989 году по оценке печати объем  филантропических даров превысил в  США 4,75 млрд. долл., что превышает  общую сумму соответствующих  расходов 1989г. во всех других странах  Запада, вместе взятых. В США, пожалуй, не найдется ни одного университета, в  финансировании которого не участвовал бы в той или иной форме какой-либо состоятельный предприниматель.

По сведениям английских авторов, главным направлением спонсорской  деятельности предпринимателей Великобритании является спорт. На него приходится 90% всех филантропических даров.

Характеристика опыта западного  предпринимательства будет неполной, если обойти стороной национальную специфику  предпринимательства. Мы уделили внимание на характеристике некоторых особенностей предпринимательства в четырех  странах - США, Франции, Нидерландов  и Японии.

Наиболее четко особенности  предпринимательства прослеживаются в США, где предпринимательство  достигло как бы " классических" параметров. Опыт США распространился  по всему миру.

Статус предпринимателя в США, представления общества о нем, оценка его действий пронизаны высокой  престижностью предпринимательства, уважительным отношением в нему абсолютным авторитетом активного и деятельного  человека, умеющего делать деньги. Бизнесмен  в США - почетная и доходная профессия, Бизнесмен в США - почетная и доходная профессия, которую желают многим новорожденным. Добиться экономического успеха, заработать состояние и тем самым укрепить свою независимость и самостоятельность - таково в кратком изложении содержание "американской мечты", вдохновлявшей  многих американских предпринимателей. Культ богатства получил в  стране весьма широкое распространение.

Существенно отличается от американской социально-психологическая атмосфера  Франции.

Французское предпринимательское  сословие так же стремится к обогащению, как и американское, но оно не афиширует этой своей деятельности, не превращает ее в некий культ  богатства. Ограничителем является представление о чести сословия.

Третий вид философии бизнеса  демонстрируют предприниматели  Нидерландов. На предприятиях в этой стране, как и в целом в нидерландском  обществе, отвергается сам принцип  любого давления - формального и  неформального.

Престиж предприятий, система их действий основываются на правиле консенсуса между всеми участниками экономического процесса и общественной жизни. В  обществе культивируется внимательное, объективное, уважительное отношение  к достигнутым соглашениям. При  этом отвергаются санкции, которые  применяют в США по отношению  к нарушителям соглашений.

Рассмотрим еще пример Японии. Прежде всего, по мнению специалистов, существует большое отличие опыта Японии от американского или западногерманского. Для Европы характерны "консюмеризм" индивидуализм и парламентская  демократия. Экономическая стратегия  здесь определяется " волей потребителя" и "правом на прибыль предпринимателя".

А что в Японии?

Действия японских предпринимателей " цементируются" не с помощью  погони за личным обогащением, а с  помощью таких ценностей, как  призывы бороться против "опасности  для японской нации" или лозунг единства всего японского, прославления дисциплины, "чувства иерархии".

В Японии издавна индивид не наделялся  суверенными правами. Главное было в осознании индивидом своего места в пирамиде общества - семьи, фирмы, производства, всего государства. Интересы группы всегда ставились и  ставятся сейчас выше интересов индивида. Но в то же время группа, производство, фирма, государство принимают самое  активное участие в жизни каждой отдельной человеческой личности. Поэтому вся система японского менеджмента направлена на максимальные раскрытия способностей человека, на эффективное их использование, на пробуждение у персонала потребностей постоянно учиться и на стимулирование желания применять полученные знания в производственной практике.

Нельзя не обратить внимание при  характеристике методов и тактики  японских предпринимателей на такое  явление как своеобразная "тойотизация  Запада". "Тойота" - одна из крупных  компаний Японии, успешно конкурирующая  с американскими автомобильными гигантами на внутреннем рынке США.

В узком смысле под "тойотизацией" имеется в виду использование  бригадной организации труда, повышающей ответственность каждого работника  и его общую эффективность, внедрение  жесткой, безукоризненной точной системы  поставок всего необходимого предприятия  и сбыта его продукции, что  делает излишним складское хозяйство  и резко уменьшает потери всего  производства за счет усилий каждого  его участника.

А в широком смысле "тойотизацией" можно назвать совокупности средств  и направлений деятельности всех предприятий Японии, использование  которых ведет к "японизации" мира. И можно привести массу примеров экспансии японских предпринимателей.

Но мы приведем примеры другого  характера, которые, по нашему мнению должны заинтересовать российских предпринимателей.

Первый пример касается учебы японских предпринимателей. Японцы сегодня - самые  активные и прилежные ученики  в американских школах бизнеса. Они  вышли на первое место среди иностранных  студентов во всех многочисленных школах бизнеса в США. Количество японских граждан, получивших после окончания  бизнес школы звание делового магистра, за пятилетие 1988-1992г. возросло в три  раза. Основная цель обучения в США - надо хорошо знать своего конкурента.

Второй пример - благотворительная  деятельность японских предпринимателей, переживающая бурный рост в последние  годы. В 1989году соответствующие расходы  компаний Японии достигли порядка 1 млрд. долл.

В 1990 году в Японии создан клуб " одного процента", т.е. предприятий, которые на филантропические нужды  выделяют не менее 1% их прибылей до уплаты налогов.

Учитывая размеры многих Японских предприятий, речь идет о немалых  суммах. У "Тойоты", например 1% составил в 1991году 540 млн. долл.

Отметим, что не только Япония, США, но даже такая развитая страна как  ФРГ также огромное внимание уделяет  профессиональной подготовке предпринимательского персонала рабочих и технического состава), широкому внедрению современной  организации менеджмента и маркетинговым  исследованиям сегментации рынков.

Подводя итоги всему сказанному об опыте западного предпринимательства, надо особо подчеркнуть качественные сдвиги в его развитии за последние  десятилетия - рост значения предпринимательства  в решении наиболее важных проблем  своих стран. И российскому предпринимательскому движению, только еще зарождающемуся в новых социально-экономических  условиях, есть чему поучиться у  своих западных сторонников предпринимательской  деятельности (не впадая, разумеется, в  холопское преклонение перед  всем зарубежным)     

Информация о работе История предпринимательства в России