Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:24, курсовая работа
В данной работе рассматривается корпоративная социальная ответственность как элемент корпоративной культуры, и практически доказывается значимость КСО в бизнесе. Для достижения этой цели нужно ознакомиться с информацией по этому вопросу и решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность корпоративной социальной ответственности;
ознакомиться с принципами корпоративной социальной ответственности;
рассмотреть функции бизнеса, связанные с социальной ответственностью;
изучить аргументы за и против социальной ответственности, а также стимулы и факторы, влияющие на принятие КСО;
увидеть взаимосвязь КСО с деловой репутацией организации;
рассмотреть этику менеджмента.
Введение……………………………………………………………………..……….3
Глава 1. Корпоративная социальная ответственность…………………....……….6
1.1 Определение и сущность КСО, её структура…………………………………..6
1.2 Принципы КСО и социальные функции бизнеса. Оценка принятия КСО…13
Глава 2. Этика и социальная ответственность в организации………………..…23
2.1 КСО в деятельности организации…………………………………….….…....23
2.2 Этика организации…………………………………………………….………29
Заключение……………………………………………………………….………...37
Список литературы………………………………………………….…………….39
2. Делегирование сотрудников компании — добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников.
3. Денежные гранты — форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований. Гранты — один из наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями бизнеса.
4. Корпоративное спонсорство — предоставление компанией (корпорацией) различных ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержки организаций или мероприятий, как правило, носящих публичный характер, в целях своей рекламы.
5. Корпоративный фонд — фонд, создаваемый компанией в целях реализации ее социальной деятельности.
6. Социальные инвестиции — форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнёрских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоёв общества.
7. Социально значимый маркетинг — форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании.
8. Спонсорство
— осуществление юридическим или физическим
лицом вклада (в виде предоставления имущества,
результатов интеллектуальной деятельности,
оказания услуг, проведения работ) в деятельность
другого юридического или физического
лица на условиях распространения спонсируемым
рекламы о спонсоре, его товарах.
2.2 Этика организации
В сердцевине проблемы социальной ответственности находятся личные ценности. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике[21]. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Точно определить понятие «этика» достаточно сложно. В общем смысле этика – это набор моральных принципов и ценностей, управляющих поведением человека или группы людей и определяющих положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Этика связана с внутренними ценностями, а они, в свою очередь, являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды. Этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое развитие предъявляет к менеджеру все новые моральные, нравственные требования.
Сегодня в круг этических норм менеджмента входят:
– нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму;
– уважение к женщине, признание ее равноправия с мужчиной;
– уважение к ветеранам и старикам;
– уважение к властям и руководителям;
– уважение к результатам чужого труда;
– уважение к чужому горю;
– стремление к чистоте и порядку;
– опрятность в одежде.
Нарушением этических норм считается:
– неуважение к чужим физическим недостаткам;
– неуважение к чужому мнению;
– неуважение к науке, образованности, чужому опыту;
– нарушение правил общественного поведения;
– обсуждение качеств и поступков человека в его отсутствие;
– невыдержанность, грубость, брань.
Менеджер нужен организации в
первую очередь для достижения
высоких результатов, к
Ответственный подход менеджера к своему делу состоит в формировании наиболее благоприятных условий для долговременного экономически эффективного функционирования предприятия. Такому подходу отвечает предпринимательство в рамках существующих легальных возможностей и на основе общепринятых морально-этических норм. Законопослушный добропорядочный менеджер должен принимать решения, исходя в равной степени из интересов фирмы, общества и своих собственных. Позиция менеджеров играет большую роль при принятии решений, в которых должны сочетаться этические и коммерческие (деловые) стандарты поведения. Руководство несёт ответственность за создание морального климата внутри организации. Менеджеры высшего уровня должны быть ответственны за определение границы лояльности по отношению к возможной противозаконной деятельности организации. Поскольку эта граница в момент кризиса может исчезнуть или быть размытой, постольку она должна быть чётко определена. Менеджеры вправе ожидать лояльности от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут ожидать лояльности в противовес закону, морали, самому обществу. Прямой обязанностью менеджера является приобщение персонала организации к этическому поведению. Для этого должна планироваться и систематически проводиться работа по изучению этики менеджмента, нравственному воспитанию коллектива, контролю за соблюдением этических норм. Организации принимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этическому поведению.
Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны бы придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создание нормативной этической атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений. Обычно организации доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов, хотя некоторые создают рабочие группы по этическим нормативам.
Комитеты по этике. Некоторые организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены этих комитетов – руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалистов по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката – выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации.
Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. Хотя некоторые компании пытались воспользоваться принципами социальной ревизии, но проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены.
Обучение этическому поведению. Еще один подход, используемый организацией для повышения показателей этичности поведения, - обучение этическому поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения бизнесу на университетском уровне является еще одной формой обучения этическому поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы.
Корпоративное поведение
Первый российский этический
кодекс делового сообщества
Кодексы корпоративной этики могут быть трёх видов:
1) Профессиональный
описывает профессиональные
2) Декларативный
описывает идеологию компании
и общие правила поведения.
Адресован всем сотрудникам,
3) Развёрнутый описывает политики в отношении ключевых групп, регламентирует поведение сотрудников, иногда содержит идеологическую часть. Адресован преимущественно менеджменту, написан с употреблением специальной терминологии, имеет большой объём.
Современные международные
Название | Содержание |
1. Социальное
сотрудничество работников. |
«Кюдсей». В
переводе с японского: жить и работать
вместе для общего блага и через
это создавать возможности |
2. Человеческое
достоинство. |
Каждый человек достоин уважения и не должен рассматриваться только как инструмент для достижения целей организации. |
3. Ответственность
за бизнес-процесс со стороны владельцев предприятий и наёмных работников. |
Ценность организации для общества основана на улучшении благосостояния общества, предоставлении рабочих мест, а также на продуктах и сервисе, которыми обеспечивает организация своих потребителей. Для создания подобных благ для общества организация должна поддерживать своё экономическое «здоровье» и жизнеспособность. Нацеленность только на выживание в данном случае недостаточна. Организации играют важную роль для своих клиентов, работников и акционеров, разделяя с ними все блага, которые создают совместно с ними. Партнёры и конкуренты ожидают, что организация выполняет все свои обещания, будучи чёткой и корректной по отношению к ним. Все организации ответственны за локальное, региональное, национальное и глобальное общество, в котором они работают. Они участвуют в создании будущего для этого общества. |
4. Экономический
и социальный результат от ведения бизнеса направлен на улучшение общества в целом. |
Организации, которые начинают работать в других странах, производят и продают, содействуют прогрессу в этих странах путем создания новых рабочих мест и возможностей. Также они способствуют развитию образования, прав человека и благосостояния общества. |
5. Поведение
в бизнесе: следование законам и дух доверия. |
Несмотря на наличие секретов производства, организации должны быть честными и открытыми партнерами, которые доверяют как на национальном, так и на межнациональном уровне. |
6. Уважение
международных и национальных традиций в экономике. |
Для избежания
проблем и для поддержки |
7. Поддержка
партнеров и взаимная торговля. |
Участники торговых сделок должны поддерживать ГАТТ и ВТО, интернациональную систему торговли и прочие международные торговые соглашения. Они должны сотрудничать во имя прогресса и либеральной торговли. |
8. Уважение
к
окружающей среде. |
Организации должны
защищать и улучшать окружающую среду,
не допускать расточительства |
9. Избегание
нелегальных действий. |
Организации должны избегать отмывания денег и прочих нелегальных финансовых операций, не поддерживать криминальный бизнес. |
Рисунок 6.
Основу этических правил бизнеса составляют:
В 2002 году Российский союз
В данной главе было установлено,
что корпоративная социальная ответственность
влияет на установление деловой репутации
организации, её имиджа. Была показана
конкретная взаимосвязь КСО и репутации
предприятия, которая включает такие аспекты,
как миссию компании, социальный отчёт
компании, её приоритеты социальной политики.
Были рассмотрены типы социальных программ
организации, их направление, инструменты
реализации и этапы управления корпоративными
социальными программами. Также в этой
главе говорилось о роли этике в менеджменте.
Экономика управляется не только экономическими
законами, но и участвующими в ней людьми,
а это значит, что невозможно исключить
из экономических процессов свободу морального
выбора. Моральные и этические принципы
тоже составляют экономический фактор,
ибо правила свободного рынка действуют
только на основе того, что люди придерживаются
общих моральных и этических ориентиров.
Добиться долговременного успеха можно,
лишь используя постоянное эффективное
управление. Сегодня организации во всём
мире озабочены этикой больше, чем в прошлом,
они предприняли конкретные шаги по внедрению
этики в свою практику. Внедряя различные
программы и методы, и добиваясь, чтобы
руководители высокого уровня служили
образцами этичного поведения, организации
имеют возможность повысить свои этические
стандарты.
Информация о работе Этика и социальная ответственность в организации