Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:36, контрольная работа
Как правило, теоретическая интерпретация успешного конфессионального предпринимательства объясняется либо через «эффект гонимой группы» (Уильям Петти), либо через «устойчивое внутреннее своеобразие каждого вероисповедания» (Макс Вебер). Иными словами, либо исключительно внешними обстоятельствами, которые ставят группу в такое социальное положение, когда необходимость выжить или утвердиться в обществе оставляют лишь область коммерции и промышленности доступной для деятельной активности. Государственная и военная служба остаются недоступными.
1. Введение 3
2. Роль православного предпринимательства в экономике России XIX века 4
3. Динамика православного предпринимательства: институциональное объяснение 8
- в авангарде текстильной промышленности 8
- внутренние противоречия православного предпринимательства 8
- внешние изменения в последней трети XIX века 9
4. Заключение 10
5. Список литературы 11
«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» |
Факультет: Экономический
Кафедра: Общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине: «История Российской экономики и предпринимательства»
Тема: «Конфессиональные факторы благотворительности российских православных предпринимателей в XIX в.»
Выполнил: |
Савин Сергей Васильевич | ||
Группа: |
Ф1-10-С(И) | ||
Контактная информация: |
Сот.тел.: 8-951-927-26-04 E-mail: serepunka89547@yandex.ru | ||
Отметка о регистрации: |
|||
Проверил: |
Назипов Ильгиз Ильдарович | ||
Дата: |
Оценка: |
||
Примечания: |
|||
Пермь 2010г.
Содержание
1. Введение 3
2. Роль православного
3. Динамика православного
- в авангарде текстильной
- внутренние противоречия
- внешние изменения в последней трети XIX века 9
4. Заключение 10
5. Список литературы 11
Введение
Как правило, теоретическая интерпретация
успешного конфессионального
Дальнейшее изложение строится по следующему плану. Во-первых, мы попытаемся раскрыть нормы, т.е. картину мира и хозяйственное мировоззрение русского старообрядчества; во-вторых, представить факты и материалы, проливающие свет на действительную роль купцов-старообрядцев в развитии российской промышленности XIX века; и, наконец, в-третьих, проинтерпретировать взлет и относительное падение старообрядческого предпринимательства в экономическом развитии России XIX в.
Роль православного предпринимательства в экономике России XIX века
В конце XVIII века при Екатерине II создается ряд условий для развития православного предпринимательства. Православные получают официальный статус. Правительство отказывается от привилегий и монополий в промышленности. Манифестом 1775 г. было объявлено, что «всем и каждому дозволяется и подтверждается добровольно заводить всякого рода станы и рукоделия производств, не требуя на то уже иного дозволения от высшего или низшего места». Купечество перестает быть наследственным, купеческие привилегии (освобождение от подушной подати, рекрутской повинности и опеки посадской общины) покупаются, а не наследуются.
Наиболее динамично в XIX в. развивалась текстильная промышленность, а в ее рамках, относительно новая по сравнению с суконной и полотняной отраслями хлопчатобумажная отрасль. П.И. Лященко называет хлопчатобумажное производство «наиболее типичной отраслью промышленности, не связанной ни с крепостным трудом, ни с государственными привилегиями и поставками и развивающейся на основе применения вольнонаемного труда и капиталистической техники...». С 1860-х годов за 50 лет хлопчатобумажное производство выросло в 10 раз, занимая перед первой мировой войной 70 % объема выпускаемой продукции среди отраслей текстильного производства. В 80-х г.г. на долю текстильной отрасли приходится половина всей стоимости промышленной продукции, хотя к началу XX в. эта доля уменьшается до 30%.
Основным местом размещения текстильного производства был Центральный промышленный район. Причем следует особо подчеркнуть, что ведущую роль в развитии всей промышленности России играла Москва и Московская губерния. Наглядное представление о высокой концентрации российской промышленности в Московской губернии дает “Статистический атлас главных отраслей фабрично-заводской промышленности европейской России за 1867 г”, составленный в 1870 г. Д.А. Тимирязевым. Из первой же карты о распределении фабрично-заводской промышленности по губерниям следует, что Московская губерния занимала первое место по сумме годового производства (90 млн. р. из 340 млн. р. по России в целом), почти в два раза опережая Владимирскую и Санкт-Петербургскую губернии.
Московская губерния занимала лидирующее положение в промышленности России на протяжении всего XIX в. и удерживала за собой значение средоточия торгово-промышленной деятельности русского народа. Особо динамично в экономике России в целом и в Московской губернии в частности развивалась текстильная промышленность.
Масштабы распространения
Среди промышленных предприятий наибольшее распространение имели хлопчатобумажные фабрики, которые именовались в списке как «фабрики бумажных изделий». Примечательно, что именно текстильная промышленность уже в 1838 году стала основным объектом приложения старообрядческого капитала. Причем, как в текстильной промышленности, так и в хлебной отрасли хорошо видна конфессиональная предпринимательская сеть, в рамках которой среди единоверцев выстраиваются хозяйственные связи.[8] И закупка сырья (в России и за рубежом), и фабричная переработка, и дальнейшая реализация продукции через оптовую (биржи и ярмарки) и розничную торговлю (магазины и лавки) ведется купцами-старообрядцами.
Несколько слов о конфессиональном
составе московского
Важнейшими источниками для выяснения списка купеческих старообрядческих фамилий являются материалы IX и X купеческих ревизий 1850 и 1857 гг., которые хранятся в Архиве московской купеческой управы. В ревизских сказках даются сведения о вероисповедании, о гильдии (1-ая, 2-ая, 3-яя), месте жительства и семье (жена, дети) купцов. Сведения о семье позволяют судить, о приблизительном характере распространения старообрядческого предпринимательства и в последующие годы.
В результате обработки поименных списков, которые были разбиты по 33 слободам, оказалось, что в Москве на 1850 г. было официально зарегистрировано 624 семьи купцов-старообрядцев, что составляло 15 % общего числа купцов г.(см.таблицу) Если учесть, что всего записных раскольников числилось приблизительно 5 % от населения г. Москвы, то коэффициент деловой активности староверов составил 3, что означает, что они были в среднем в три раза более активны. Материалы последующей X ревизии подтверждают переход многих купцов-староверов в годы гонений Николая I в единоверие и православие. В 1857 г. было официально зарегистрировано 360 семей купцов-старообрядцев или около 9 % от общего числа купцов г. Москвы.
Таблица 1. Конфессиональный состав Московского купечества в 1850 и 1857гг.
Конфессия |
IX ревизия (1850) |
% |
X ревизия (1857) |
% |
Православные |
3331 |
80 |
3328 |
83,43 |
Единоверцы |
2 |
0,05 |
77 |
1,93 |
Старообрядцы |
624 |
15 |
360 |
9,02 |
Протестанты |
127 |
3,05 |
136 |
3,41 |
Армяно-григориане |
6 |
0,15 |
3 |
0,08 |
Магометане |
10 |
0,25 |
9 |
0,23 |
Католики |
67 |
1,6 |
76 |
1,91 |
Всего |
4165 |
100 |
3989 |
100 |
В статистических сведениях о мануфактурах и фабриках за XIX в. обязательно указывались фамилия, имя и отчество владельца или владельцев. Совмещение материалов ревизий с данными о фабрично-заводской промышленности позволит определить роль предпринимателей, держащихся старой веры, в различных отраслях индустрии Московской губернии. Рассмотрим отдельно две основные отрасли текстильной промышленности: хлопчатобумажную и шерстяную, в которой успехи староверов были особенно выдающимися.
Хлопчатобумажная
Роль православных предпринимателей в развитии бумаготкацкой отрасли трудно переоценить. В 40-50-х гг. XIX в. более 30 владельцев бумаготкацких фабрик принадлежало к староверию. Динамика числа фабрик, количества занятых и общей стоимости выработки за 1843 – 1879 гг. на территории Москвы и Московского уезда представлена в Таблице 2. Абсолютные показатели дополняются относительными. В процентах приводится доля старообрядческого бизнеса в бумаготкацкой промышленности Москвы и Московского уезда в целом.
Таблица 2. Участие старообрядцев в бумаготкацкой промышленности
Москвы и Московского уезда.
Год |
Число фабрик |
% |
Число рабочих |
% |
Сумма выработки (руб.) |
% |
1843 |
31 |
20,8 |
3303 |
16,2 |
981800 |
12,8 |
1853 |
36 |
24,8 |
3766 |
24,8 |
1255109 |
17,8 |
1867 |
11 |
39,3 |
2660 |
53,1 |
1110828 |
55,7 |
1871 |
13 |
36,1 |
2493 |
47,1 |
1266547 |
50,8 |
1879 |
6 |
16,7 |
785 |
14,3 |
541000 |
13,4 |
По всем относительным параметрам пик участия старообрядцев в этой сфере бизнеса приходится на 1867 г., когда на 11 фабриках усилиями 2660 рабочих выпускалось продукции на сумму 1110828 руб., что составляло 55,7 % от уровня производства Москвы и Московского уезда, а по Московской губернии в целом четко установлено, что староверы контролировали выпуск, по крайней мере, трети грубых и тонких, узорчатых тканей. В дальнейшем есть основания полагать, что доля стала постепенно снижаться, достигнув в 1879 г. приблизительно 15 % по фабрикам, количеству занятых работников и ценности выпускаемой продукции. Позднее мы коснемся причин относительного уменьшения роли старообрядчества в промышленности Московской губернии.
Начиная с 30-х гг. шерстяная промышленность растет быстрыми темпами. С 1820 г. по 1856 г. число предприятий увеличивается более чем в два раза, с 304 до 627, в столько же раз возрастает количество рабочих, занятых в шерстяной отрасли, – с 52703 до 111827. Москва постепенно превращается в центр шерстяной промышленности. Особенно растет шерстобумажное производство. В отличие от хлопчатобумажной промышленности предприятия этой отрасли не имеют четкой специализации. Все процессы, начиная с прядения шерсти и заканчивая отделкой, зачастую сосредоточивались на одном предприятии. По отчетам можно выделить шерстоткацкое, суконное и шерстобумажное производство. Четких различий не существовало и в разные годы одна и та же фабрика могла быть занесена в разные ведомости.