Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 13:15, контрольная работа
1. Роль и место малого и среднего предпринимательства
2. Необходимые объемы, структура и направления
3. Проблемы совершенствования методов государственного регулирования функционирования малого и среднего бизнеса
1. Роль и место малого и среднего предпринимательства
Для эффективного функционирования рыночной системы хозяйствования необходимо сбалансированное развитие всех сфер и структурных звеньев общественного производства. Одним из путей решения этой задачи является повышение эффективности малого и среднего предпринимательства.
Малыми предприятиями считаются, как правило, предприятия с
численностью работающих менее 100 чел., а крупными - предприятия с численностью занятых более 500 чел. Средние предприятия как в РБ, так и в РФ не выделены в отдельную категорию. Мы придерживаемся мнения, что к средним относятся предприятия с численностью работающих 100-499 чел., т. е. те, которые не входят в число перечисленных выше малых и крупных предприятий. Существуют различные организационно-правовые формы мелких и средних фирм: хозяйственные товарищества (полные, коммандитные) и общества (с ограниченной ответственностью, АО открытого и закрытого типа); производственные·кооперативы; государственные и
муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации. Последние две формы предпринимательскими не являются, хотя об элементах бизнеса и даже предпринимательской деятельности. В ряде случаев можно говорить и применительно к ним. Доля государства в уставном капитале таких предприятий либо отсутствует, либо не превышает 25%.
Малое предпринимательство в Республике Башкортостан оказывает все большее воздействие на общее состояние экономики, в том числе на насыщение рынков товарами и услугами, на занятость и
интенсивность инфляционных процессов. Малые предприятия, став
рыночной альтернативой предприятиям-монополистам, способствуют развитию конкуренции, помогают формированию предпринимательского слоя, среднего класса, предоставляя людям возможность проявить и реализовать свои способности в сфере бизнеса.
Средние фирмы, хотя и не так многочисленны, как мелкие, но
более устойчивы, так как специализированный рынок среднего бизнеса менее подвержен конъюнктурным колебаниям. Средние предприятия представляют значительную конкурентную силу для крупного бизнеса; хотя и сами имеют тенденцию к монополизации, представляют собой питательную среду для дальнейшей концентрации капиталов.
Становление и развитие частного сектора экономики в Башкортостане в начале 1990-х годов привело к возникновению множества малых предприятий в таких отраслях, как торговля, обслуживание инфраструктуры рынка, финансовая сфера. Это объясняется «незанятостью» этих сфер из-за утяжеленной, топливно-сырьевой направленности в развитии экономики республики в советский период. В то же время сформировались малые предприятия в промышленности и строительстве. Здесь были "заняты" такие рыночные ниши, как производство И продажа оргтехники, видеоаппаратуры, пошив швейных изделий, производство изделий деревообработки, строительных материалов, строительство коттеджей и офисов. Малый бизнес стал нарабатывать и вкладывать свой капитал в основном в отрасли, продукция которых реализовывалась на потребительском рынке, поскольку здесь изначально существовал неудовлетворенный спрос населения и организаций.
Таким образом, малое предпринимательство в Республике Башкортостан в начале 90-х годов несколько сбалансировало утяжеленную экономику республики, заняв рыночные ниши, нацеленные на человека, на удовлетворение его насущных потребностей в предметах потребления. Вместе с тем ряд предприятий малого и среднего бизнеса стали "подручными" крупных государственных предприятий, выполняя для последних заказы по поставкам сырья, комплектующих, участвуя в сбыте их продукции. В итоге к середине 90-х годов благодаря малым предприятиям были восстановлены разрушенные кооперационные и производственные связи крупных предприятий. Сложилась новая система партнерских отношений между крупными и малыми предприятиями, в которых последние стали
выполнять роль
связующего звена, канала сбыта, источников
поставок. Подобные производственные
связи установились, например, через множество
малых предприятий' на таких гигантах
экономики, как объединение «Уфанефгехим»,
объединение «Салаватнефтеоргсинтез»,
АО «УIШЗ» и др.
2. Необходимые объемы, структура и направления
развития малого и среднего предпринимательства . В 1996 г. в Республике Башкортостан насчитывалось 16 тыс. малых предприятий, на них было занято около 200 тыс. человек, или
12% от всей
численности трудоспособного
Общее число малых предприятий с 1991 г. увеличилось в 6,3 раза.
Малые предприятия производили в 1996 г. около 10% валового национального продукта (ВIШ) республики, на их долю приходилось 3,4% общего объема промышленной продукции.
В отраслевом разрезе в начале 90-х годов наиболее быстрыми
темпами увеличивалось количество малых предприятий, действующих в сферах торговли и общественного питания, в промышленности товаров народного потребления, в строительстве.
В 1995-1997 годах наблюдалось уменьшение прироста малых
предприятий в
республике.
Таблица l
Динамика числа
малых предприятий Республики Башкортостан
и их отраслевой структуры (в % к предыдущему
году)
Основные показатели | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
Всего
действующих
малых предприятий |
203,3 | 173,7 | 103,9 | 60,1 |
в том числе: | ||||
промышленных | 326,8 | 118,1 | 93,1 | 56,4 |
строительных | 141,7 | 168,2 | 99,3 | 85,7 |
торговли
и общественно-
го питания |
205,1 | 261,4 | 117 | 54,7 |
По некоторым данным, в настоящее время (1998 г.) численность
всех малых предприятий в республике составляет 11 тыс. единиц,
снизившись с 16 тыс. единиц в 1996 году. Такой резкий спад (35%)
требует объективного объяснения экономических причин, вызвавших этот процесс, среди которых: высокий уровень налогообложения оборота капиталов и доходов малых предприятий; занятость рынка и рыночных ниш к моменту принятия решения об образовании малого предприятия; трудности малых предприятий с получением кредита и возвратом банковских ссуд; отсутствие процесса реального разукрупнения и приватизации предприятий-монополистов; невозможность получения действительной государственной поддержки на стадии образования и в начале деятельности малого предприятия; обострение конкуренции и на этой основе превращение отдельных малых предприятий в средние, а также в преобразовании их в предприятия индивидуально-трудовой деятельности; закрытие или временная консервация деятельности малых предприятий с «Нулевым» расчетным счетом; отсутствие возможностей получения высокой прибыли от одного-двух оборотов капитала в промышленности, строительстве, торгово-закупочной и посреднической сферах, где это было возможно в 1993-1994 годах; перевод капиталов и расчетных счетов в другие регионы России и страны СНГ при основной деятельности на территории Республики Башкортостан.
Существуют и другие причины. Ряд из перечисленных причин-
обстоятельств будет рассмотрен подробнее. Однако, вначале не-
сколько слов о перспективах развития малого бизнеса в Республике
Башкортостан.
Существует два наиболее вероятных варианта дальнейшего раз-
вития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан в период до 2005 года.
По первому варианту следует ожидать смещения центра тяжести
в деятельности малого предпринимательства в сторону более быстрого развития строительных и промышленных фирм. Однако при этом по-прежнему доминирующей останется торгово-закупочная деятельность и работа по обслуживанию рынков. Сферы торговли, общественного питания, материально-технического снабжения и сбыта в структуре малого предпринимательства даже несколько увеличат свои позиции. Если сферы промышленности строительства составят 32-36% всех малых предприятий, то торговля и сбыт - 45-55%, и до 10% возрастет число малых предприятий, занятых обслуживанием рынков (консалтинг, реклама, информационные услуги и др.).
По второму варианту на первое место к 2005 году при определении базисных тенденций выйдет фактор концентрации производства
и капиталов, что даст сильный импульс к ускорению развития малых предприятий в сферах промышленности, инноваций, производственных услуг. По этому сценарию следует ожидать возрастания количества малых предприятий в сельском хозяйстве, перерабатывающих отраслях, в сфере услуг, транспорта, строительства, связи, в науке и инновационном обслуживании. При этом доля малых предприятий в сферах торговли и торговом обслуживании останется на том же уровне или увеличится незначительно.
Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в
Республике Башкортостан в ближайшие годы будет определяться не только макроэкономическими изменениями в экономике, но и экономической политикой правительства республики.
Относительно слабой стороной экономической реформы в Республике Башкортостан в начале 90-х годов явилась преимущественная поддержка государством крупных производств,предприятий- монополистов. Это выразилось также в отсутствии практики разукрупнения, ликвидации, распродажи и консервации крупных предприятий-6анкротов. Бюджетные дотации и вливания направлялись в основном на то, чтобы поддержать "на плаву" убыточные крупные предприятия. С другой стороны, в республике были созданы жесткие финансовые и налоговые условия для существования малых предприятий. Высокие ставки отдельных налогов по сравнению с соседними регионами (налог на прибыль 35%, а в Москве - 32%), запутанность уплаты налоговых сборов и их общая значительность
- все это тяжелым бременем ложилось на доходы малых и средних
предприятий республики,
способствовало преждевременному закрытию
и банкротству последних. Период до 2005
года во многом будет определяться тем,
какую экономическую политику, и, прежде
всего налоговую, по отношению к сектору
малого и среднего бизнеса выберет, и будет
проводить правительство Республики Башкортостан.
3. Проблемы совершенствования методов государственного регулирования функционирования малого и среднего бизнеса
Государственное регулирование развития предприятий малого и
среднего бизнеса исходит из программы государственных экономических преобразований экономики Республики Башкортостан на период до 2005 года. Одна из основных целей в ней - всемерное развитие и поддержка частного предпринимательства в республике.
Государственное регулирование будет проводиться, согласно
программе, в следующих формах: регистрация и лицензирование,
налогообложение, бюджетное финансирование, предоставление помещений в аренду; поддержка предприятий инфраструктуры рынка (торгово-промышленных палат, бирж, информационных и рекламных агентств); финансирование обучения предпринимательским профессиям безработных, переобучение самих предпринимателей.
Одним из главных методов государственного регулирования
функционирования малого и среднего бизнеса является государственная регистрация и лицензирование. Государственная регистрация и лицензирование малых предприятий в Республике Башкортостан в настоящее время раздроблены по различным администрациям и отраслевым министерствам. Отсутствуют единые требования к учредительным документам, единые ставки денежных сборов за государственную регистрацию, единый порядок представления, рассмотрения и утверждения учредительных документов и лицензий.
Из-за этого, вновь образовывающиеся малые предприятия затрачивают много усилий и времени на оформление и регистрацию своих документов, получение необходимых лицензий по видам деятельности. Все это приводит к выводу о том, что дело регистрации и лицензирования, физических и юридических ЛIЩ должно быть централизовано в едином органе - Государственной регистрационно-лицензионной Палате. Последняя в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации должна быть подотчетна Министерству юстиции Республики Башкортостан.
Налоговая политика, осуществляемая в 90-х годах правительством Российской Федерации и Республики Башкортостан по отношению к малому бизнесу, также требует совершенствования. С каждой
тысячи рублей выручки малого предприятия в республике в налоги
уходило в среднем 980 рублей, а в иных случаях и 1200 рублей. Высокие налоговые ставки не способствовали ускорению появления малых предприятий в промышленности, сельском хозяйстве, в перерабатывающих отраслях, а наоборот приводили к сокращению числа уже созданных в этих сферах малы предприятий. Штрафы, налагаемые налоговыми органами в бесспорном порядке, доначисления налоговых платежей и другие налоговые санкции вызывали преждевременное закрытие малых предприятий. Возможно, именно в результате давления налогов малые предприятия стали отказываться от безналичных расчетов и переходить на бартерные взаимозачеты, устные договоренности, оплату сделок наличными.
Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательству"