Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 13:15, контрольная работа
1. Роль и место малого и среднего предпринимательства
2. Необходимые объемы, структура и направления
3. Проблемы совершенствования методов государственного регулирования функционирования малого и среднего бизнеса
Преимущественное развитие фискальной функции налоговых
органов по сравнению с их регулирующей функцией не способствовало росту экономической активности малых предприятий. Требуется совершенствование налоговой Системы и налоговой политики в Республике Башкортостан, которое поставило бы на первый план регулирующую функцию налогов, а на второй план - фискальную.
Следующими насущными проблемами для малого предпринимательства явились: нахождение начального, стартового капитала и постоянная нехватка оборотных средств. Решить эти трудности стало возможным путем создания специальных фондов поддержки малого предпринимательства. Подобный фонд был создан по закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан» от 12 марта 1996 года. Однако финансовые средства этого республиканского Фонда поддержки малого предпринимательства так и остались на бумаге и не смогли найти дорогу к конкретным предприятиям. Выделенные в республиканском бюджете деньги на оказание финансовой поддержки малым предприятиям пошли на выплату зарплаты бюджетным работникам, на социальные цели, на закрытие дыр в бюджете. В связи с этим актуальным становится создание конкретного механизма финансирования
малых предприятий из бюджетных источников, что требует перевести в разряд «защищенных» статьи расходов республиканского бюджета на развитие рыночной инфраструктуры и финансирование малого и среднего предпринимательства.
Развитие сектора малых и средних предприятий в Республике
Башкортостан за последнее десятилетие прошло трудный путь, который можно разделить на три этапа:
Первый этап. Политическая либерализация и экономическое зарождение сектора мелкого предпринимательства (1988 - 1990 г.).
Второй этап. Политическая индифферентность властей к малому и среднему предпринимательству и его наивысшая степень роста
(1991 - 1993 гг.).
Третий этап. Активизация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в период спада его экономического роста (с 1994 г. по настоящее время).
Сегодня назрела
потребность в переходе к следующему,
четвертому этапу, который мог бы стать
этапом последовательной государственной
политики поддержки малого предпринимательства
в целях создания условий для непрерывного
роста сектора малых и средних предприятий
в Республике Башкортостан.
Относительно слабой стороной экономической реформы начала
90-х годов в Республике Башкортостан явилось практическое отсутствие сдвигов в демонополизации экономики. Разрушение монополии государственной собственности было заторможено на этапе создания акционерных обществ с преимущественным участием в их уставных фондах государства. Собственность акционированных предприятий на конец 1995 г. составляла: в промышленности - 80, в строительстве - 65, в отраслях связи - 85% от общей стоимости основных фондов предприятий этих отраслей.
В корпоративной (акционерной) собственности на 1998 г. доля
государства составляла от 25 до 55 %, что обеспечивало государственный статус акционерных обществ. Этому также способствовало слабое развитие рынка ценных бумаг, благодаря чему члены трудовых коллективов акционерных обществ (35-40% всех акций) медленно вовлекались в процесс вторичной перепродажи своих акций.
Сохранению государственного монополизма способствовала также
низкая активность на инвестиционном рынке Республики Башкортостан иностранных инвесторов, российских и местных банков, инвестиционных компаний и фондов.
Государственный монополизм в Республике Башкортостан опирается также на государственное владение землей. Купля-продажа земли до сих пор не разрешена. Сохранилась собственность колхозов и совхозов на землю, а выход крестьян из них с выделением земельного надела в настоящее время существенно объективно затруднен. Монополия государственной собственности на землю сказывается и на экономических отношениях в городах. Купля-продажа земли, на которой находятся строения, не разрешается. Не разрешается также выкуп предприятиями арендованного имущества, помещений, строений, земли. Все это сдерживает процесс демонополизации экономики республики.
Особенности геолого-географического расположения Республики Башкортостан определяют высокую степень естественного монополизма ее добывающих отраслей. На российском рынке, например, республика выступает монополистом по целому комплексу химических и нефтехимических продуктов. Монополистами являются ОАО «Каустик», ОАО «Башнефть», ОАО «Сода», все нефтеперерабатывающие предприятия, Учалинский и Сибайский горно- обогатительные комбинаты. На рынке Республики Башкортостан на 1 октября 1995 года в реестр предприятий-монополистов было включено 51 предприятие по 81 виду продукции.
Топливно-сырьевая направленность экономики республики,
преобладание естественного монополизма ее предприятий требуют
нетрадиционных методов регулирования монополий и создания рыночной конкурентной среды. Естественный монополизм в республике нельзя преодолеть методами контроля за работой предприятий.
Здесь необходима
структурная перестройка
Демонополизация экономики Республики Башкортостан становится насущной проблемой, поскольку естественный и государственный монополизм сдерживает процесс перехода к рыночным отношениям, становление и развитие мелкого и среднего предпринимательства. Негативна также роль монополий в ценообразовании, в конкуренции и других сферах экономики.
Преодоление монополизма предприятий - гигантов является насущной задачей, поскольку это помогает созданию конкурентной
среды, развитию
предпринимательства. Этой задаче была
подчинена деятельность Государственного
Комитета по антимонопольной политике
Республики Башкортостан ГКАП РБ), созданного
в 1992 г. Комитет контролирует деятельность
предприятий-монополистов, поддерживает
деятельность малых и средних предприятий.
Использованная
литература
Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательству"