Контрольная работа по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 13:15, контрольная работа

Описание

1. Роль и место малого и среднего предпринимательства
2. Необходимые объемы, структура и направления
3. Проблемы совершенствования методов государственного регулирования функционирования малого и среднего бизнеса

Работа состоит из  1 файл

МАЛОЕ И СРЕДНЕ1.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Преимущественное  развитие фискальной функции налоговых

органов по сравнению  с их регулирующей функцией не способствовало росту экономической активности малых предприятий. Требуется совершенствование налоговой Системы и налоговой политики в Республике Башкортостан, которое поставило бы на первый план регулирующую функцию налогов, а на второй план - фискальную.

Следующими насущными  проблемами для малого предпринимательства явились: нахождение начального, стартового капитала и постоянная нехватка оборотных средств. Решить эти трудности стало возможным путем создания специальных фондов поддержки малого предпринимательства. Подобный фонд был создан по закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан» от 12 марта 1996 года. Однако финансовые средства этого республиканского Фонда поддержки малого предпринимательства так и остались на бумаге и не смогли найти дорогу к конкретным предприятиям. Выделенные в республиканском бюджете деньги на оказание финансовой поддержки малым предприятиям пошли на выплату зарплаты бюджетным работникам, на социальные цели, на закрытие дыр в бюджете. В связи с этим актуальным становится создание конкретного механизма финансирования

малых предприятий  из бюджетных источников, что требует перевести в разряд «защищенных» статьи расходов республиканского бюджета на развитие рыночной инфраструктуры и финансирование малого и среднего предпринимательства.

Развитие сектора  малых и средних предприятий  в Республике

Башкортостан  за последнее десятилетие прошло трудный путь, который можно разделить на три этапа:

Первый  этап. Политическая либерализация и экономическое зарождение сектора мелкого предпринимательства (1988 - 1990 г.).

Второй  этап. Политическая индифферентность властей к малому и среднему предпринимательству и его наивысшая степень роста

(1991 - 1993 гг.).

Третий  этап. Активизация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в период спада его экономического роста (с 1994 г. по настоящее время).

Сегодня назрела  потребность в переходе к следующему, четвертому этапу, который мог бы стать этапом последовательной государственной политики поддержки малого предпринимательства в целях создания условий для непрерывного роста сектора малых и средних предприятий в Республике Башкортостан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Относительно слабой стороной экономической реформы начала

90-х годов в Республике Башкортостан явилось практическое отсутствие сдвигов в демонополизации экономики. Разрушение монополии государственной собственности было заторможено на этапе создания акционерных обществ с преимущественным участием в их уставных фондах государства. Собственность акционированных предприятий на конец 1995 г. составляла: в промышленности - 80, в строительстве - 65, в отраслях связи - 85% от общей стоимости основных фондов предприятий этих отраслей.

В корпоративной (акционерной) собственности на 1998 г. доля

государства составляла от 25 до 55 %, что обеспечивало государственный статус акционерных обществ. Этому также способствовало слабое развитие рынка ценных бумаг, благодаря чему члены трудовых коллективов акционерных обществ (35-40% всех акций) медленно вовлекались в процесс вторичной перепродажи своих акций.

Сохранению государственного монополизма способствовала также

низкая активность на инвестиционном рынке Республики Башкортостан иностранных инвесторов, российских и местных банков, инвестиционных компаний и фондов.

Государственный монополизм в Республике Башкортостан опирается также на государственное владение землей. Купля-продажа земли до сих пор не разрешена. Сохранилась собственность колхозов и совхозов на землю, а выход крестьян из них с выделением земельного надела в настоящее время существенно объективно затруднен. Монополия государственной собственности на землю сказывается и на экономических отношениях в городах. Купля-продажа земли, на которой находятся строения, не разрешается. Не разрешается также выкуп предприятиями арендованного имущества, помещений, строений, земли. Все это сдерживает процесс демонополизации экономики республики.

Особенности геолого-географического расположения Республики Башкортостан определяют высокую степень естественного монополизма ее добывающих отраслей. На российском рынке, например, республика выступает монополистом по целому комплексу химических и нефтехимических продуктов. Монополистами являются ОАО «Каустик», ОАО «Башнефть», ОАО «Сода», все нефтеперерабатывающие предприятия, Учалинский и Сибайский горно- обогатительные комбинаты. На рынке Республики Башкортостан на 1 октября 1995 года в реестр предприятий-монополистов было включено 51 предприятие по 81 виду продукции.

Топливно-сырьевая направленность экономики республики,

преобладание  естественного монополизма ее предприятий требуют

нетрадиционных  методов регулирования монополий и создания рыночной конкурентной среды. Естественный монополизм в республике нельзя преодолеть методами контроля за работой предприятий.

Здесь необходима структурная перестройка производств, но не в направлении дополнительного строительства добывающих мощностей, их реконструкции, а путем выхода на вторичную переработку сырья и полуфабрикатов. Например, следует развивать сеть производств по изготовлению изделий из пластических масс, синтетических материалов, красок и лаков. на мощностях горнодобывающих комбинатов следует создавать предприятия цветной металлургии, изготавливающие конечные изделия из цветных металлов. Оборонные предприятия могли бы переключиться на производство велосипедов и мотоциклов, автомобилей и автобусов, сложной бытовой техники, компьютеров, других конечных изделий потребительского спроса.

Демонополизация экономики Республики Башкортостан становится насущной проблемой, поскольку естественный и государственный монополизм сдерживает процесс перехода к рыночным отношениям, становление и развитие мелкого и среднего предпринимательства. Негативна также роль монополий в ценообразовании, в конкуренции и других сферах экономики.

Преодоление монополизма  предприятий - гигантов является насущной задачей, поскольку это помогает созданию конкурентной

среды, развитию предпринимательства. Этой задаче была подчинена деятельность Государственного Комитета по антимонопольной политике Республики Башкортостан ГКАП РБ), созданного в 1992 г. Комитет контролирует деятельность предприятий-монополистов, поддерживает деятельность малых и средних предприятий. 
 

Использованная  литература 

  1. Развитие сферы  услуг как показатель социально-экономического прогресса.// в кн.”Экономика Башкортостана”. Уфа, 2001.
  2. Учебное пособие “История экономических учений”. Уфа. 2003.
  3. Научное руководство Программой “Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочную (до 2000 г.) и долгосрочную перспективу (до 2005 г.).
  4. Введение в экономику. Учебное пособие.// Уфа, 1996, - I издание; 1999 г. – II издание.

Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательству"