Лицензирование отдельных видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:38, контрольная работа

Описание

Правовое регулирование лицензирования осуществляется Федеральным законом Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", иными законами и подзаконными актами

Содержание

ведение…………………………………………………………………………...3
1. Объект лицензирования………………………………………………………..5
1.1 Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности............................................................................................................5
1.2 Понятие и субъектный состав лицензирования…………………………….9
2. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности……………13
2.1 Правовое регулирование видов деятельности, не регулируемых Законом «О лицензировании…»………………………………………………………….13
2.2 Система лицензирования……………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

КР прав.осн.ПП.docx

— 43.79 Кб (Скачать документ)

     Использование результатов интеллектуальной деятельности регулируется ч. IV Гражданского кодекса  Российской Федерации от 22.07.2008 № 230-ФЗ (далее - ГК РФ). Особенность лицензирования указанного вида деятельности заключается  в том, что, согласно ст. 1235 ГК РФ, функцию  лицензии здесь выполняет лицензионный договор, заключаемый между обладателем  исключительного права на результат  интеллектуальной деятельности или  на средство индивидуализации (лицензиаром) и лицензиатом. Лицензиат может  использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены  лицензионным договором. Срок, на который  заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат  интеллектуальной деятельности или  на средство индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор  считается заключенным на пять лет, при этом в случае прекращения  исключительного права лицензионный договор также прекращается. Статьи 1236, 1239 ГК РФ предусматривают три  вида лицензионных договоров (лицензий): простая (неисключительная), исключительная, принудительная.

     Действие  Закона № 128-ФЗ не распространяется и  на лицензирование образовательной  деятельности. Не предусматривается  также и приведение законодательства Российской Федерации в области  образования в соответствие с  указанным Законом. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии Законом Российской Федерации «Об образовании» от № 3266-1 от 23.07.2008, Федеральным законом  от 26.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положением о лицензировании образовательной  деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796 и нормативными правовыми документами Минобразования России.

     Положение о лицензировании образовательной  деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796, устанавливает  порядок лицензирования образовательной  деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного) образования, дополнительного  образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.

     Особенностью  процесса лицензирования образовательной  деятельности является проведение экспертизы, устанавливающей соответствия условий  осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным и местным требованиям  в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников  и работников соискателя лицензии, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и  укомплектованности штатов. По результатам проведенной экспертизы принимается решение о выдаче лицензии. Срок, на который выдается лицензия на осуществление образовательной деятельности, составляет не менее трех лет. Кроме того, п. 18 названного Постановления предусмотрены только расходы, связанные с проведением экспертизы и изготовлением бланков лицензии. Лицензионные сборы, предусмотренные ст. 15 Закона № 128-ФЗ, действующими в сфере образования нормативными документами не предусмотрены.

     2.2 Система лицензирования.

     Система лицензирования направлена на реализацию интересов предпринимателя, потребителя, государства и обеспечила:

     1. Субъекту предпринимательства:

     - простоту выхода на рынок максимального  числа новых предпринимательских  структур;

     - снижение до минимума лицензионных  сборов и других расходов, связанных  с получением лицензии;

     - все виды поддержки и защиты  законопослушного, цивилизованного  предпринимателя со стороны государства,  в том числе, защиту от монополизма  и недобросовестной конкуренции.

     2. Потребителю:

     - гарантии защиты от проникновения  на рынок опасных для жизни  и здоровья, некачественных товаров  и услуг;

     - возможность досудебного рассмотрения  и решения спорных вопросов, максимально  сжатого по срокам возмещения  причиненного ущерба.

     3. Государству:

     - развитие и цивилизованное функционирование  рынка;

     - создание благоприятных условий  для соблюдения баланса интересов  предпринимателя, потребителя, государства;

     - прямое и косвенное увеличение  налоговых поступлений в бюджет.

     Основными принципами осуществления лицензирования являются:

     1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

     2) установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

     3) установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

     4) установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

     5) гласность и открытость лицензирования;

     6) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

     К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление  которых может повлечь за собой  нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне  и безопасности государства, культурному  наследию народов Российской Федерации  и регулирование которых не может  осуществляться иными методами, кроме  как лицензированием (ст.2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года).

     Если  говорить о понятиях, необходимо выделить:

     Лицензия - специальное разрешение на осуществление  конкретного вида деятельности при  обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим  органом юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю;

     Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется  получение лицензии в соответствии с Федеральным законом;

     Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением  лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

     Соискатель  лицензии - юридическое лицо или  индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление  конкретного вида деятельности;

     Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

     Лицензионные  требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

     Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии Федеральным  законом;

     Реестр  лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении  и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий. 
 

     Заключение

     Таким образом, анализ истории лицензирования в России показывает непродуктивность регулирования отношений, складывающихся в сфере лицензирования, большим  количеством разноуровневых нормативных актов.

     Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что в первые годы лицензирование использовалось скорее для управления, нежели для регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. В последние  годы использование лицензирования как инструмента для вмешательства  в хозяйственную деятельность предприятий  стало встречаться намного реже: растет осознание того, что государственное  влияние эффективнее тогда, когда  устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых  предоставляется полная свобода  предпринимательской инициативе.

     Несмотря  на стратегический характер многих видов  деятельности, подлежащих лицензированию, для эффективного развития современной  экономики необходимо четкое установление пределов действия института лицензирования без чрезмерного расширения или  необоснованного сокращения лицензируемых  видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток  лицензируемых видов деятельности порождает так называемые административные барьеры, которые мешают развитию государства  с рыночной экономикой.

     Вместе  с тем, отказ от института лицензирования неоправдан, так как субъекты предпринимательской деятельности зачастую не на столько квалифицированы, как это предполагается. К сожалению, в сфере бизнеса зачастую безопасность отходит на второй план, что может повлечь жертвы.

     В настоящее время наблюдается  тенденция к сужению круга  лицензируемых видов деятельности. На наш взгляд, это не всегда оправдано, и требует тщательного подхода  к разработке нормативно-правовой базы.

     Кроме того, важен не только процесс лицензирования юридических лиц, но и контроль за исполнением условий лицензии, без которого механизм лицензирования не был бы нужен.

     В настоящее время отзыв лицензии остается одной из эффективных мер  пресечения неправомерных действий организаций, осуществляющих потенциально опасные виды деятельности.

     Таким образом, подход к решению вопроса  о необходимости отказа от лицензирования какого-либо вида деятельности должен решаться не только с учетом удобства для предпринимателей, но и с учетом всех факторов, в том числе рисков, связанных с осуществлением данного  вида деятельности, возможностей контроля за осуществляемой деятельностью в  рамках иных (неадминистративных) процедур, что, на наш взгляд, вряд ли возможно.

      

 

     Список использованной литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 99-ФЗ от 4.05.2011(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ,от 19.10.2011 N 283-ФЗ).
  2. "Российская газета", N 97, 06.05.2011;
  3. "Собрание законодательства РФ", 09.05.2011, N 19, ст. 2716;
  4. "Парламентская газета", N 23, 13-19.05.2011.

Информация о работе Лицензирование отдельных видов деятельности